Рахим Хаитов: Люди будут жить до 200 лет Разное
Одним из главных участников международной научно-профилактической «Современные проблемы аллергологии, иммунологии и геномных технологий», которая 18 и 19 сентября проходила в Ташкенте безусловно, можно назвать Академика РАН, профессора Рахима Мусаевча Хаитова.
Р.М.Хаитов один из самых авторитетных иммунологов, ученый с мировым именем, наш земляк, которым совершенно справедливо можно гордиться.
Родился Рахим Мусаевич в 1944 году в Самарканде, в котором в 1967 году с отличием окончил мединститут.
Свою научную деятельность, сразу после окончания мединститута, Р.М. Хаитов начал в Москве в Институте биофизики, в котором уже в 28 лет защитил докторскую диссертацию, а в 30 заведовал лабораторией.
Позже, уже работая в Институте Иммунологии Минздрава, вместе со своим учителем Рэмом Викторовичем Петровым выдвинул идею создания филиалов Института в различных регионах страны и в первую очередь в родном Узбекистане. Для реализации такой идеи в Узбекистане были все основания. В республике к тому моменту, под руководством академика У.А.Арипова, уже активно работала собственная школа иммунологии, вырастившая высокопрофессиональных ученых, к тому же в Ташкенте, в Медицинском институте была создана качественная материально-техническая база этого раздела медицины.
В 1985 году, Институт иммунологии в Узбекистане был создан, а научный форум в Ташкенте приурочен к его 30-летию.
Корреспонденту сайта www.nuz.uz представилась возможность побеседовать с Рахим Мусаевичем Хаитовым, директором, заведующим отделом физиологии и генетики иммунной системы Института иммунологии Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России, которого совершенно справедливо называют отцом-основателем Института иммунологии в нашей стране.
Уважаемый Рахим Мусаевич, институту у истоков, которого Вы стояли, исполнилось 30 лет. Если сравнить иммунологию-1985 и иммунологию-2015, то каков прогресс совершила наука за этот период?
Действительно 30 пролетели, как один миг. Но, а иммунология за этот период совершила качественный рывок вперед. Вообще иммунология всегда стремительно развивалась, а в последнее время так бурно, что мы с удивлением успеваем лишь следить за новыми открытиями в этой области медицинской науки.
Рахим Мусаевич, приведите примеры таких изменений.
Чуть более 10 лет назад я написал учебник по иммунологии для медицинских вузов. Прошло три года и оказалось, что многие знания в учебнике устарели. Пришлось практически заново переписывать учебник. Второе издание сильно отличалось от первого.
Кажется, именно второе издание было переведено на английский язык?
Совершенно верно и не только на английский, но, к примеру, на казахский язык.
Так вот и эта вторая версия учебника так же уже устарела. Сейчас к изданию готов уже третий учебник с существенными изменениями, в него внесены новейшие открытия в области иммунологии самого последнего времени. Учебник начнут печатать уже в декабре.
На другой качественный уровень перешла иммуногенетика. Сегодня учеными расшифрованы и уже известны все основные гены, которые регулируют защитные функции организма. Открытия в этой области имеют огромное значение для создания принципиально новых вакцин.
Новые медикаменты, созданные иммунологами необходимые при трансплантации. Эти препараты помогают медикам решать проблемы отторжения пересаженных органов и тканей.
Принципиально иной стала иммунобиотехнология. Еще совсем недавно новшеством считались моноклональные антитела, которые совершили революцию в медицине, особенно при создании современных лекарственных препаратов. А вот сегодня на основе цитокиновых молекул создается новейший класс медикаментов, например, интерелейкины, гамма и альфа интерфероны, которые уже широко используются в практической медицине для лечения многих заболеваний.
Достижения иммунологии неоспоримы и в диагностике. Самыми точными методами диагностики, причем, не, только инфекций, а всего, того, что является антигенами, являются иммунологические тесты, имеющие высокую эффективность.
Сегодня в своем докладе директор Института иммунологии профессор Т.Арипова говорила об иммунологическое карте населения Узбекистана. Следовательно, иммунологические исследования имеют и государственное значение?
Безусловно. Кроме того, в последнее время мы начали говорить о биомедицинской безопасности государств. Наука развивается так стремительно, что некоторые достижения, например, в токсикологии, становятся все более доступными. В таком случае нельзя исключать создание токсинов пептидной или белковой природы, которые могут быть использованы в качестве биологического оружия нового поколения, более простого в изготовлении и, следовательно, более доступного. Нам хорошо известно, что террористические организации мечтают получить доступ к оружию массового поражения. Если такое произойдет, то роль иммунологии в борьбе с последствиями использования токсинов уникальна – их идентификация, изготовление препаратов для лечения заболеваний.
На Конференции много говорили о проблемах аллергии, чем может похвастать возглавляемый Вами институт в решение этой важнейшей медицинской проблемы.
На конференции своими знаниями с коллегами делился один из ведущих иммунологов -профессор Аглис из Швейцарии, который недавно, в одном из научных журналов, опубликовал исследование, которое доказывает то, что число жителей планеты, страдающих от аллергических заболеваний, приближается к 1 млрд. Наибольшее беспокойство вызывает сама тенденция – постоянный рост заболеваемости аллергией, а прогноз на ближайшие 35 лет неутешительный.
По нашим же данным, почти каждый третий москвич страдает от аллергических заболеваний, вообще в России аллергией страдает, в зависимости от региона до 20% граждан.
Борьба с аллергией антигистаминными препаратами сводится к симптоматическому лечению, что не решает коренную проблему заболевания. Мы же создали препарат, который назвали аллерготропинном, который усиливают эффект специфической иммунотерапии. В случаях классической иммунотерапии лечение длится 2 – 3 месяца – 40-50 инъекций аллергена, причем с большой опасностью осложнений, то наш препарат – полностью излечивает заболевание, включая бронхиальную астму, менее чем за 2 недели.
Сегодня перед нами стоит задача – довести препарат до прилавков аптек, как в свое время, разработанный учеными нашего института «Грипол».
Существует мнение, что революция в иммунологии, о которой Вы уже упомянули ранее, связана с большими инвестициями в эту отрасль медицины, которые в свою очередь произошли, когда человечество столкнулось со СПИД, так ли это?
Это не совсем так. Инвестиции в иммунологию связаны, в первую очередь с её значимостью. Приведу такой интересный пример: в списке всех лауреатов нобелевской премии по биологии и медицине, иммунологов примерно 30% и это свидетельствует о значимости этой науки. Конечно, СПИД был определенной вехой в развитии иммунологии: тестирование проводят иммунологическим методом, при создании вакцины используют иммунологические подходы, кроме того иммунологи вносят свою существенную лепту в лечение СПИД.
Существует такое мнение, что успехи иммунологии могут привести к другому, более высокому качественному показателю в продолжительности жизни человечества, так ли это на самом деле?
Старение организма во много связано с эволюцией тимуса и других систем иммунитета. У пожилых людей снижается функции иммунной системы, тимус атрофируется. Если просто — стимулировать иммунитет, то это может привести к аутоиммунным заболеваниям и аллергии, а вот научиться восстанавливать эффективность иммунной системы до показателей нормы, это серьезная задача и эффект от правильного её решения будут колоссальным.
В таком случае будут побеждены многие заболевания, в том числе и онкологические. Надо понимать, что люди умирают не от старости, от болезней, в основе, которых лежит дисфункция иммунной системы. По мнению ученых резервы человеческого организма, заложенные природой -150 – 200 лет. И если нам удастся полноценно восстанавливать иммунную систему организма у пожилых, старше 80 лет людей, то можно смело рассчитывать, что продолжительность жизни увеличится до 200 лет.
Вы уже рассказывали об успехах иммунологи, как ученый, какой Вы хотели бы видеть эту наука, скажем лет через 10?
В воем докладе сегодня я уже упоминал, что иммунология становится настолько привлекательной, что её необходимо спасать от излишней популярности. Многие люди, не являющиеся иммунологами, таковыми себя называют, на многих БАДах и продуктах питания пишут, что они якобы повышают иммунитет и обладают лечебным — иммуностимулирующим или иммуномодулирующим действием. А это совсем не так. Поэтому, мое желание, что бы прогресс в иммунологии был понятен и простым гражданам и руководству государств.
Я не могу не задать вопрос еще о главном отце-основателе Института иммунологии в Ташкенте Рэм Викторовиче Петрове. Ему сейчас 85 лет, какой он сегодня академик Петров?
Рэм Викторович Петром и впрямь уникальный ученый, он единственный академик сразу трех академий в России – большой Академии РАН, Медицинской Академии и Академии сельскохозяйственных наук.
Рэм Викторович сегодня работает советником в РАН и Главным научным сотрудником в нашем институте, полон сил и энергии и даст фору многим молодым ученым. Кстати, показатели его иммунной системы в полном порядке.
Уважаемый Рахим Мусаевич, теперь несколько слов о Ваших научных планах.
Я много работаю с молодежью и очень рад, что последние 10 лет начался приток молодых специалистов в институт, которым я руковожу. Наука вновь становится престижной, к нам в институт приходят выпускники ведущих российских вузов и это радует. Мне доставляет большое удовольствие работать с молодыми, талантливыми, работоспособными учеными.
Я заведую кафедрами иммунологии в двух университетах, пишу учебники, выступаю с лекциями. Все это для того, что бы поддержать молодежь, которая и реализует все мечты, о которых мы сегодня говорили.
Спасибо большое уважаемый Рахим Мусаевич, за интересное интервью, Вам успешной работы в Конференции.
С Академиком Р.М. ХАИТОВЫМ беседовал Виктор Михайлов.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.