“Про ташкентское землетрясение разное говорят…” История
А. Вознесенcкий
«Приехав в Москву, в «Комсомольской правде» я напечатал полосу «Помогите Ташкенту!». Полоса вызвала гнев того же Рашидова — там я писал про домик Ахматовой и об ашхабадском землетрясении, о котором нельзя было упоминать, и о пожаре цирка, который, оказывается, был сожжен под видом пожара во время землетрясения мафиозными властями.»Но вот недавно мне знакомый рассказал про фотографа из ТашГУ Розенкранца Михаила Яковлевича. Я его самого не знал. Я знал фотографа, который работал после него — Таубе Леонида Ароновича, тоже прекрасный фотограф и садовод, участник войны, один из первых фотографов-цветников Ташкента. Дожил до преклонных лет и умер несколько лет назад в Израиле.
Такая хитрая фотолаборатория была во дворе ТашГУ на сквере, если войти в ворота с улицы Ленинградской. Подобные фотомастерские были нужны, они никогда без заказов не оставались, студентов много, всем нужны фотографии на документы. Но речь не об этом. Фотограф М.Я.Розенкранц, как и все мы, пережил землетрясение и видел воочию события, которые происходили после землетрясения. И М.Я.Розенкранцу очень не понравилось, что центр Ташкента сносят. Он ходил с фотоаппаратом и снимал характер разрушений и снос зданий. Все же видели это: и подозрительный пожар в цирке, и снос зданий танковыми тягачами. М.Я.Розенкранц считал, что рашидовские люди целенаправленно разрушают центр Ташкента и освобождают его от жителей. Из фотографий М.Я.Розенкранц составил альбом, и были люди, которые этот альбом видели, может быть, и сейчас гуляют по сети его фотографии без подписи. Но вот что стало с М.Я.Розенкранцом и его архивом,- я не знаю.
Если посмотреть на карту Ташкента, то, конечно же, заметно, какие конторы выиграли от сноса. Издательство отдела пропаганды ЦК КП УзССР, которое сейчас называется «Шарк», захватило целый квартал между улицами «Правды Востока», Ленина, Ленинградской, Кирова. За исключением угла, где был Дом знаний и Узсовпроф. Директором издательства, если склероз не изменяет, был Шагулямов. Затем им еще выделили огромную территорию для газетного комплекса на ул.Ленинградской, 32. Что они сейчас делают с территориями, ума не приложу. Могут спокойно распродавать. Наступил век офсета и компьютеров, для издательств и типографий большие территории не требуются.
КГБ УзССР тоже закольцевал себе квартальчик между улицами Ленинградская-Ленина-Ахунбабаева-площадь Дзержинского. Поликлинику только они делили с МВД еще со времен раздела НКВД. Посторонних пускали только в два подвала: в магазин подвальный типа сельпо-военторг на улице Ленина и в подвальную столовую на улице Ахунбабаева.
Отдел пропаганды ЦК и КГБ как раз два кита советской власти.
Спасибо за уникальные (альтернативные) сведения (или версии?)! Про параллели между 1953 и 1917 годами тоже интересно было прочитать (https://mytashkent.uz/2015/04/27/patrul/).
Хайдарыч[Цитировать]
Да и нынче ничего не изменилось. Всё те же лица у руля и методы всё те же. Перекрыть дороги, сделать центр запретным городом для мотоциклистов, перекрыть трассу в Кибрай (через Дурмень) — это всё запросто, как и многое другое.
Farro_Kh[Цитировать]
Дубляж того, что давно делается в Москве.
Ирина[Цитировать]
А про зарево во время землетрясения есть какая-то новая информация?Что же это было на самом деле?
alla[Цитировать]
Розенкранц М.Я. был штатным фотографом ТашГУ.
ТашГУ — солидная организация и должна была иметь свою фотолабораторию — ничего » хитрого» в этом нет.
На фотолабораторию падала большая нагрузка для выполнения заказов как от ректората, так и от научных исследователей различных факультетов.
В ту весну в связи с землетрясением учебный год для школьников закончился до середины мая. Мне подарили на День Рождения фотоаппарат, а моя мама работала в ТашГУ и она попросила Розенкранца взять меня на обучение.
Несколько дней с 9 часов утра я ходила с ним и с его лаборанткой по центру города и мы фотографировали дома, улицы центра , которые тогда сносили танком, а студенты разбирали образовавшиеся завалы. Розенкранц спешил запечатлеть для истории старые постройки, фасады домов, по несколько раз в день мы фотографировали деревянные резные наличники окон, крылечек при разных углах падения солнечных лучей, он очень внимательно к этому относился. Его лаборантка записывала где сделан каждый кадр, и он учил меня выбирать кадр, объяснял почему и как лучше снимать. Мечтал выпустить альбом. Я видела потом один из его альбомов. Но был ли он опубликован — не знаю.
Я очень благодарна ему за эти уроки.
FZL[Цитировать]
Спасибо, очень интересно. Эпитет «хитрый» употреблен, потому что вход такой был без указателей, если кто-нибудь пальцем не покажет, то не найдешь. А не помните, случайно, как звали лаборантку?
Г.Худояров[Цитировать]
В фотолабораторию ТашГУ вход был со двора, т.е. надо было войти со стороны Сквера, пройти во двор и там сразу слева было высокое крыльцо в фотолабораторию. По-моему, всё-таки она была в том здании, к которому примыкает кафе «Уголок». Нет, имени лаборантки я не помню. Интересно было бы, конечно, отыскать фотоархив Розенкранца.
Что-то такое он говорил об архитектурном управлении города или об архитектурном факультете политехнического института, может быть, там где-то в архивах можно было бы что-то найти ?
FZL[Цитировать]
Нашел двух лаборанток, которые работали у Розенкранца. Одна живет в Израиле, другая — в Ташкенте. Та, которая в Ташкенте, к сожалению, мало что помнит…
Г.Худояров[Цитировать]
Какой вы молодец! Надо посмотреть подборки — землетрясение у Гузаль и у Станислава Магая. Ведь туда могли попасть фотографии Розенкранца.
lvt[Цитировать]
«…туда могли попасть фотографии Розенкранца…). Не только Розенкранца… Мне известно, что фотографированием и съёмкой последствий землетрясения занималась специальная профессиональная группа под руководством Исая Гибалевича (Исай Ханонович Гибале́вич (1923—1996) — советский кинорежиссёр и оператор. Заслуженный работник культуры УзССР). Уже в конце апреля он, попав по делам на Высоковольный массив, заходил к нам домой. С родителями он был знаком с Кокандского детства. И подарил им несколько снимков от 26.04.66. Одно фото я несколько раз выставлял на этом и других сайтах. А затем видел его в названных и не названных личных фото галереях… Вот оно —
yultash[Цитировать]
Это прекрасно! Одна фотография обрела автора! Yultash , с вашей лёгкой руки, возможно, будут собраны и описаны (от слава ОПИСАНИЕ) и остальные руины и не только руины Ташкента середины 20-го века!
lvt[Цитировать]
Здорово ! Вот как зовут ту лаборантку, с которой мы ходили я не помню, но помню, что у неё был приятель с бородой по имени Роман, кажется, геолог. Может это поможет натолкнуть лаборантку на воспоминания. Он просился ходить с Розенкранцем, но тот его не взял, говоря, что мы итак ходим целым колхозом и привлекаем ненужное внимание.
Я, конечно, возгордилась своим местом в «колхозе», поэтому и помню.
FZL[Цитировать]
УважаемаяFZL! Неужели от тех легендарных съёмок у вас не уцелело ни кадрика? Пусть даже сделанных вашей неопытной рукой? То, что сделал Розенкранц, никто не сделал. Можно сказать, он один постоял за честь Старого Нового Города. Плюс ещё те единицы горожан, которые брали в руки камеры и запечатлевали свои дома. Но ведь в книге Нильсена улицы доземлетрясенческого периода представлены очень скупо. Значит ему этот альбом известен не был? А ведь он может быть в архивах самых разных почтенных учреждений? Лежит себе и никто о нём не знает… А вы не помните, по каким улицам бродила ваша славная фотоэкспедиция?
lvt[Цитировать]
Конечно, помню по каким улицам ходила наша славная фотоэкспедиция,
по улицам центра Ташкента, который наиболее пострадал : вокруг Красной площади, по её периметру,
от улицы Лахути, т.е. от моста через Анхор и до гостиницы «Ташкент», мимо цирка, к\т -ра » Искра», до Сквера, по Карла Маркса.
М.Я. Розенкранц снимал фасады и всякие украшения на резных наличниках окон и крылечках.
Он снимал, на несколько фотоаппаратов, меняя объективы. Я не во всех их походах участвовала, они очень много наснимали, у него была идея сфотографировать вообще весь центр , без пропусков, думаю, он это осуществил.
Сносимые здания были огорожены ленточками и туда не пускали из соображений безопасности, но он как-то уговаривал и пробирался к намеченным объектам съёмки.
У меня сохранились пару своих плёнок.
К 10 мая — ко второму сильному толчку, приехал В. Песков — корреспондент » Комсомольской правды»
и сделал отличный репортаж с фотографиями, который был опубликован в » КП»
и позже В.Песков выпустил книгу » Драма и подвиг Ташкента», куда, кроме его статьи и фотографий были включены статьи и фотографии и других авторов, достаточно полно описывающих события тех дней и иллюстрирующих их.
FZL[Цитировать]
Вы обладаете неслыханным богатством. Это я о паре плёнок. Песков и другие славные авторы фотографировали героический порыв в преодолении последствий землетрясения, а не Старый Новый Ташкент. Вы заметили, что по сети бродят одни и те же объекты, одни и те же снимки. А фотограф с шекспировской фамилией Розенкранц, видимо, пытался оставить потомкам уходящий в небытие город. Вы не пытались их распечатать, перевести на цифру, опубликовать, наконец? Ведь ещё живы мы, обитатели тех улиц и домов. Потом изображения даже, если увидят свет, останутся безымянными.
lvt[Цитировать]
У меня есть книга » Драма и подвиг Ташкента», увезла с собой, не раз очень внимательно перечитывала, особенно к круглым датам, показывала детям и внукам — все ведь было пережито вместе с родным городом.
Наверное, и у многих других она сохранилась — теперь уже исторический «раритет», как-никак полвека будет в следующем год тем событиям…
Zelina Iskanderova[Цитировать]
«…не раз очень внимательно перечитывала…» А картинки смотрели? Если да, то значит знаете меня в лицо!))) Там на одном из фото студентов, разбирающих магазин «Узбекберляшу», что был на ул.Ленина между Цирком и к-т «Искра» изображён я (в полный рост)!Копия этого фото приведена и на сайте Уломова (на этом сайте есть ссылка), где указаны имена этих студентов. Желаю удачи в поиске…)))
yultash[Цитировать]
Вы сильно преувеличиваете значение моих скромных кадров — там вряд ли что-то эпохальное, к сожалению.
Жаль, что отпечатков не сохранилось : раздавала, рассылала.
А фамилия у мастера, действительно, шекспировская, наверно, поэтому и запомнилась и мне и многим.
FZL[Цитировать]
Вот тут кроется «зерно» проблемы! Мы не успели увидеть в своём стареньком жилье, в своих коммунальных дворах -целостный ансамбль «колониального» города Российской Империи. Не успели полюбить, вглядеться в эти перенаселённые, переуплотнённые домики. Сейчас, конечно, всё это изучается и введено в обиход, но самого предмета НЕТ! Нет даже изображений. Если попытаться издать альбом ( в порядке бреда)»Ташкент. Первая половина 20 в.», что туда можно будет поместить? Сплошные Театры им. Навои, Старые Универмаги и ещё кое-что.
lvt[Цитировать]
Спасибо! Был в 66-м в августе — застал последний толчок. Последний раз был «на родине» весной 91-го. Крайне интересно читать РЕДКИЕ корректные размышления об «ушедшим» и нынешнем Узбекистане. Суть впечатлений — сплошные печальки…
Владимир Коваленко[Цитировать]