Вспомним эту дату — 26 апреля 1966 года. Раннее утро 05:23 История
(Фрагмент из моих воспоминаний «Я открываю новую страницу своей жизни»)
… Ранним утром 26 апреля 1966 года Муниса проснулась от сильных толчков. Открыла глаза, увидела над собой раскачивающуюся люстру и услышала страшный гул. Девушка ничего не могла сообразить. Дом трясся, а испуганные жильцы спускались бегом по лестнице. Дети плакали, полураздетые, растрепанные взрослые, нервно выкрикивая что-то на ходу, в одной руке несли какие-то вещи, а другой тащили орущих малышей. Муниса вскочила, посмотрела на часы, они показывали 5 ч. 30 м. В одно мгновение, она оказалась у кровати мамы и стала её будить. Но она, не просыпалась. Наконец, очнувшись, Хатира испуганно спросила:
— Муниса, что случилось?
— Не знаю мама, но надо срочно бежать!
Они быстро схватили, что попало под руку, и выскочили из дома. Братишка был в интернате, а сестрёнку накануне Муниса отвезла в круглосуточный детсад, что располагался в районе Рабочего городка на улице Известий.
Светало. Утро было холодным. Во дворе все стояли прижавшись, друг к другу, в тревожном оцепенении, ожидая следующего толчка. И только теперь Муниса поняла, что произошло. Это было сильнейшее землетрясение!
Никто не шел домой. (К счастью, на Чиланзаре ни один дом практически не пострадал.) Немного успокоившись, некоторые жители стали выносить стулья, скамейки. Где-то разжигали костры. Уже слышались кое-где разговоры, смешки. Оглянувшись, девушка увидела соседей по площадке с детьми. И вдруг она вспомнила про своих младших. Как они там? Что с ними? Муниса с мамой решили сейчас же поехать.
В 7 часов утра Муниса подошла к автобусной остановке. Народу было мало, но и те, кто стоял, с тревогой поглядывали в сторону своих домов. Подошел 48-ой автобус. Девушка села на сиденье у окна. Через некоторое время автобус тронулся. Маршрут был довольно длинный. Он проходил почти через весь город с 8–го квартала Чиланзара до массива Юнус-Абад. Муниса смотрела в окно и не узнавала город. Он лежал в руинах, как после бомбежки. В некоторых домах стены упали в сторону улицы, а крыши каким-то чудом свисали. Все это напоминало страшное зрелище времен войны. По улицам то и дело проносились машины «Скорой помощи» и пожарные. Глаза Мунисы невольно наполнились слезами. Она не могла поверить, что это ее любимый, родной город Ташкент. Автобус подъехал к остановке «Известия».
Муниса вышла и стремительно бросилась по улице. Детсад был расположен в старой постройке. Мунисе страшно было представить, какая картина может открыться перед глазами. То, что она увидела, еще больше повергло в ужас. Небольшой уютный зелёный дворик завалило кирпичом, балками, шифером. Стены упали и обнажили комнаты с нависшей крышей, где детские кроватки были засыпаны строительным мусором. Повсюду слышался плач детей. Дежурные няни собрали детей в уцелевший угол. Вскоре среди малышей Муниса увидела сестренку Зульфию. Она помогала няне успокаивать младших. Сестра позвала ее. Зульфия услышав свое имя, оглянулась и бросилась в объятья Мунисы. Они стояли, обнявшись, и плакали. Это были слёзы радости. Сестры почувствовали себя такими родными и счастливыми.
…Долго Ташкент приходил в себя. Особенно сильные разрушения были в районе Кашгарки, потому что именно это место было эпицентром страшного землетрясения. Теперь здесь стоит памятник «Мужеству», посвящённый ташкентцам, которые героически, выдержали борьбу со стихией. Почти все республики безвозмездно прислали медикаменты, продукты, стройматериалы. В Ташкент приехали строители, молодые парни и девушки, которые поселились в вагончиках. Возле дома Мунисы расположился небольшой лагерь из палаток и вагончиков. Строители работали круглосуточно, потому что нужно было обеспечить людей жильем до наступления холодов. За год Ташкент преобразился, появились новые кварталы с высотными и четырёхэтажными кирпичными и панельными домами, где каждый дом был украшен мозаикой, росписью с символами той республики, которая строила этот дом. Многие создали здесь семьи и остались жить в Ташкенте.
Ташкент в эти дни жил какой-то особой жизнью – люди объединились, многие взяли в свои дома на временное жильё оставшихся без крова. На улицах, расчищая завалы, дружно работали студенты, солдаты. На разрушенных домах и палатках висели лозунги, написанные от руки: «Трясемся, но не сдаемся!», «Ташкент — город будущего»! «Ташкент — будет лучшим городом страны!»
В 2011 году мы с сыном Сардором Исхаковым сняли документальный фильм, посвященный ташкентскому землетрясению 1966 года «Столица дружбы и тепла».
Вот ссылки «Столицы дружбы и тепла»:
http://rutube.ru/video/b587255b6c11e48219d80a679d22fb78/
А на какой Юнус-Абад собралась героиня?
J_Silver[Цитировать]
Бред . руины,вереници машин скорой помощи, пожарные машина. На кого рассчитан этот опус?
вася[Цитировать]
Опус рассчитан на тех, кто тогда не жил в Ташкенте. Увы, так и переписывается история.
Ирина[Цитировать]
От восьмого квартала ходили автобусы №№ 2 и 3. У них там конечная была на перекрестке Волгоградской и Катартала. Так и называлась Катартал. Это даже ближе к шестому кварталу. № 48, точно не помню, пусть поправят, вроде бы ходил по Волгоградской, затем поворачивал на Чиланзарскую, потом на Мукими и до Текстиля. Так кажется.
Не бред, конечно. Это была бы сильная критика. Но так, небольшие преувеличения.
Усман[Цитировать]
Землетрясение принесло много бед, тем более обидно, когда пишут такую ерунду, как будто того, что было недостаточно.
«Город лежал в руинах» — это полная чушь !!!
Пострадала сильнее всего Кашгарка, но о » руинах » говорить не приходится.
Стены, угрожающие обвалиться специально обрушили, чтобы никто не пострадал от последующих обвалов, тем более, толчки продолжались до осени, второй сильный толчок был 10-го мая.
Землетрясение ощущалось во всём городе : во многих домах появились трещины на потолке, на верхних этажах попадали книги с полок.
Люди жили на улицах в армейских палатках не только в самом центре, но и в других районах города,
опасались заходить в дома — неизвестно каких и когда толчков ещё ждать.
Когда после обследования центра было принято решение не восстанавливать ветхие сырцовые дома, их рушили танком с развёрнутой в обратную сторону башней,
а всё, что можно было укрепить, укрепляли потом уже контрафорсами.
Руководству города и Республики приходилось на ходу планировать новый центр, ударными темпами вести строительство жилых массивов, а людям переселяться. Всё это было драматично. Тем более, выдуманные » подробности» в описании того периода неуместны.
Ташкент был городом с закрытой пропиской, как и все города-миллионники в стране. Строители приезжали со всего Союза вахтовым методом, на три месяца, потом бригады полностью сменялись, руководство тоже было приезжим, оно приезжало на более долгий срок.
FZL[Цитировать]
«Строители приезжали со всего Союза вахтовым методом, на три месяца, потом бригады полностью сменялись». Но многие так и остались. Тому пример — мой отец. Только демобилизовался, а тут такое. Ну он и поехал в Ташкент. Строил 25-й, 26-й квартала Чиланзара. Здесь с мамой познакомился. Дали им «квартиру» в бараке на 12-м Чиланзаре, там и жили до 70-го года. А трешку на 14-м получили. Я этого не помню, только со слов родителей, так как меня в новую квартиру годовалого на руках заносили. Правда, место, где был барак, мне показали. На это месте сейчас 9-тиэтажка стоит, как со старого Фархадского подниматься, после банка вверх первый поворот направо, перед 12-м домом.
Морской Святослав Георгиевич[Цитировать]
Ваш отец демобилизовался из армии и приехал в Ташкент, а я писала о строителях, которых организованно присылали все Республики и крупные города со стройматериалами, своей стройтехникой, укомплектованные по рабочим специальностями, со своими инженерами и каждая такая команда строила свой объект или группу объектов, т.е. дом или квартал. В Ташкенте ещё долго называли такие дома\кварталы — Московскими, Белорусскими, Украинскими и т.д.
FZL[Цитировать]
В том то все и дело, что он «организованно» приехал — от Главмосстроя. Потому и помнит, где стоят «ЕГО» дома, что он строил, вместе с такими же добровольцами, как он. Вообще папа из Сибири, просто хотел жить в «большой деревне», а получилось, что до сих пор живет в Ташкенте.
Что касается «называли», так НОРМАЛЬНЫЕ люди уехали, кто все это помнил, а те, кто их «заменил», историю знать НЕ желают. Да и переписывают ее все, кому не лень. Вот и 9 МАЯ — День Победы отменили. Все какие-то почести да памяти…
Хотя МЫ празднуем День Победы! Назло всем! С НАСТУПАЮЩИМ ВЕЛИКИМ ПРАЗНИКОМ ВСЕХ ПРИСУТСТВУЮЩИХ! С Днем ПОБЕДЫ!
Морской Святослав Георгиевич[Цитировать]
Пройдут года. Про День Победы, какой Победы, в какой войне, кого победили будут знать, в крайнем случае, мои внуки, потому что я им расскажу как это было. Как воевали мои деды, как в тылу мои бабушки принимали в свои семьи эвакуированных, как росли мои родители. Может быть, мои дети расскажут своим внукам то, что я рассказала им. Но, следующие поколения не будут так остро чувствовать всё это, как мы с Вами. Дай бог, чтобы больше таких войн и не было. Вот Вы, помните или празднуете день победы в Куликовской битве, или день победы в войне с Наполеоном. Так и наши будущие поколения. А день почестей и памяти, я надеюсь будут праздновать долгие лета. День Почестей старшего поколения и День Памяти погибших и на войне, и в борьбе с террористами, и в борьбе с преступностью, всех тех, кто ценой своей жизни, сохранил нам мир на нашей земле.
Rano[Цитировать]
Пройдут года, у власти будут стоять другие люди. Скорее всего, либо снова перекроят историю, либо, что маловероятно, что-то вернут назад. По крайней мере, такая надежда есть, хоть и полпроцента. А День Победы останется навсегда!
Морской Святослав Георгиевич[Цитировать]
Не всё так однозначно, не всё!
Замечательно! На мой взгляд, «День Почестей старшего поколения» это должен быть свой, самостоятельный праздник к «живым людям старшего поколения». «День Памяти павших» должен быть своим самостоятельным праздником и в другой день, чем «День Почестей старшего поколения». Почему в другой день? Поверьте, что «ещё живое старшее поколение» и само очень хорошо знает, что недалёк тот день, когда о нём будут вспоминать в «День памяти». Не стоит совмещать эти дни.
Ну, а 9 мая это «День победы Советского Народа над фашисткой Германией». Мы были частью Советского Народа? Да, все мы были Советским Народом. Теперь уже нет Советского Народа? Нет! Но память то у людей ещё есть!
Константин ташкентский[Цитировать]
Да, случайно открыла свой материал о впечатлениях Ташкентского разрушительного землетрясения 1966 года и поразилась тому как многие раздобали меня за «бред». И номера автобусов не те и разрушений не было и так далее и так далее. Да, я написала о том, что видела своими глазами. Затем в 2011 году мы сняли фильм «Столица дружбы и тепла» об этом историческом событии нашего города. Там рассказывали очевидцы, жители пострадавших районов, строители приехавшие на помощь ташкентцам, руководители, занимающившиеся организацией быта людей, отдыхом детей и многое другое. Но и тогда нашлись «критики», которые увидели только то, что хотели увидеть: украшенные белыми камешками деревья, дороги. А что было сделано за короткое время для восстановления Ташкента? Как люди объединились и помогали друг другу почему то никто не заметил… Потом плавно перешли на другую очень важную и значимую тему — Дня Великой Победы над фашизмом. На эту тему у нас тоже есть документальный фильм «Дети войны» Может кто нибудь опять найдет что-нибудь этакое и обвинит меня в «переписывании истории»? Откликнитесь! Браво вам!
J_Silver:
26/04/2015 в 13:34
А на какой Юнус-Абад собралась героиня?
[Цитировать]
Сообщить о комментарии
Ответить
вася:
26/04/2015 в 17:26
Бред . руины,вереници машин скорой помощи, пожарные машина. На кого рассчитан этот опус?
[Цитировать]
Сообщить о комментарии
Ответить
Ирина:
26/04/2015 в 22:24
Опус рассчитан на тех, кто тогда не жил в Ташкенте. Увы, так и переписывается история.
[Цитировать]
Сообщить о комментарии
Ответить
Усман:
27/04/2015 в 01:14
От восьмого квартала ходили автобусы №№ 2 и 3. У них там конечная была на перекрестке Волгоградской и Катартала. Так и называлась Катартал. Это даже ближе к шестому кварталу. № 48, точно не помню, пусть поправят, вроде бы ходил по Волгоградской, затем поворачивал на Чиланзарскую, потом на Мукими и до Текстиля. Так кажется.
Не бред, конечно. Это была бы сильная критика. Но так, небольшие преувеличения.
[Цитировать]
Мастура[Цитировать]
А ведь я тоже жила в том Ташкенте 66 года, помню почти то же, что и Мастура. Зачем вы так все сердитесь? Ведь еще много людей, целое поколение, которое живо и хорошо помнит. Может быть стоит спрашивать этих людей?
людмила ющенко[Цитировать]