История создания и восстановления самолёта Ли-2 История
В 1935 году в Америке компанией «Дуглас» был рожден ДС-3 — самолет, срок жизни которого был определен как бесконечность. Даже если вы никогда не учили сопромат, то без труда поймете, что такое конструкция, в которой ни одна деталь не работает на излом — только на сжатие и кручение. До сих пор во всем мире содержать этих «стариков» считается почетно и престижно, их жалует южноамериканская наркомафия, ими до сих пор укомплектована «Аляска Эйрвейз».
В 30-х годах чертежи «Дугласа» украли немцы, но не смогли перевести в метрическую систему мер.
Конструкция «ДС-3» из дюймовой в метрическую систему была пересчитана группой конструкторов конструкторского бюро Мясищева В.М. и внедрена в производство под руководством Лисунова Б.П. С 1939 года на заводе №84 (г. Химки), а с 1941 года на заводе №33 (г.Ташкент) до 1954 года было выпущено 4863 самолета «Ли-2» различных модификаций.
Это был самый массовый самолет в сороковых и пятидесятых годах в СССР Именно такой самолет привез в Москву акт о капитуляции Германии (полёт выполнял экипаж А.И.Семенкова), а потом — и знамя Победы, которое водружали над поверженным рейхстагом. Это был первый самолет, на котором совершал свои послевоенные рейсы Аэрофлот, на котором осваивали Антарктиду. Но потом их стали забывать: отслужившие в худшем случае списывали в металлолом, в лучшем — ставили на постаменты в пионерских лагерях.
Самолет «Ли-2» регистрационный номер 01300 ФЛА РФ (Федерация любителей авиации России), заводской номер 23441605 был выпущен на заводе г. Ташкент в 1952 году в транспортном варианте. В течении двадцати лет использовался в Центральном аэроклубе им. Чкалова В.П. ДОСААФ СССР в качестве транспортного самолета сборных команд СССР по самолетному, планерному, парашютному спорту и имел регистрационный номер ВВС «03».
В 1972 году, по истечении данного самолету календарного ресурса 20 лет, при общим налете 6587 часов 37 минут, ЗООО посадок и пять капитальных ремонтов самолет был списан и заброшен на краю Тушинского аэродрома (г.Москвы). Несколько лет в ржавеющем корпусе жил бомж.
Спустя два десятка лет самолет нашел Олег Лякишев, бывший пилот Аэрофлота. Пилотов рано отправляют на пенсию. А у Олега каждый летный год шел за два, и за двадцать пять лет он провел в воздухе времени больше, чем на земле. Возил колхозную скотину в Костроме, зэков в Туле, химию для полей, а потом перебрался в Тушино. Здесь-то и встретились два пенсионера, и один решил посвятить другому весь остаток жизни.
В марте 1992 года группа специалистов ФЛА России:
- Президент ФЛА России, заслуженный летчик-испытатель, летчик-космонавт СССР Волк Игорь Петрович,
- Вице-Президент ФЛА России, 2-й пилот Громцев Николай Вячеславович,
- Руководитель проекта восстановления Ли-2, Командир экипажа Ли-2 Лякишев Олег Станиславович,
- Инженер конструкции планера, директор ИЧП «АВИОН» Шнырёв Андрей Геннадьевич,
- Инженер по электро-, радио-, приборному оборудованию, бортинженер Ли-2 Евлошевич Петр Станиславович,
- Инженер по двигателям и системам управления, бортмеханик Ли-2 Матвеев Олег Викторович,
- Спонсор, соучредитель ФЛА России, Вице-президент Концерна «ЗИНГЕР» Комаренко Григорий Алексеевич
приступили к восстановлению самолета до летного состояния.
Предварительно была проведена дефектоскопия планера, шасси, крыла, обшивки фюзеляжа, подвески двигателей и самих двигателей специалистами завода им. Хруничева. По результатам экспертизы было принято окончательное решение о начале восстановительных работ на Тушинском аэродроме под открытым небом.
В результате напряжённой работы, часто в ночное время, с привлечением студентов — добровольцев из МАИ, самолет в начале ноября 1992 года был представлен на обследование Технической комиссии ЛИИ им. Громова. 13 ноября 1992 года комиссия дала положительное заключение на годность самолета к контрольному облёту в районе аэродрома и экипаж в составе:
- Заслуженный лётчик-испытатель Волк Игорь Петрович,
- пилот Лякишев Олег Станиславович,
- бортмеханик Матвеев Олег Викторович
произвели первый полёт этого самолета Ли-2 — одного из двух летающих в мире (второй находится в Венгрии) — в его второй жизни.
С ноября 1992 года по декабрь 1993 года на самолете проводились работы по внутренней отделке, внешней покраске (окраску оставили историческую — голубой низ, зеленый верх, красные звезды на киле и консолях), замена двигателей, установка штатного приборного оборудования, автопилота, современных навигационных средств и радиостанции.
23 июля 2000 года с одобрения Президента Российской Федерации Путина В.В. и высочайшего благославления Патриарха Всея Руси Алексия Второго выполнен трансконтинентальный полет на ЛИ-2 «Дорогой отцов» по трассе перегонки 1942-1945гг. Аляска-Сибирь в память о погибших участниках перегонки и чести ветеранов Великой Отечественной войны.
Маршрут исторической трассы «Алсиб» («Аляска-Сибирь»), по которой в годы войны в нашу страну поступала из США авиационная техника. Экипажи «воздушных извозчиков» принимали участие в боевых операциях на всех фронтах — от Балтики до Адриатики. Они доставляли продовольствие и боеприпасы в блокированный Ленинград осенью 1941 года, забрасывали десанты в тыл гитлеровцам во время битвы под Москвой, доставляли оружие и снаряжение партизанам Белоруссии, Украины, Польши, воинам народно-освободительной армии Югославии.
По трассе «Алсиб» за три военных года было доставлено около 8 тысяч истребителей «Аэрокобра», бомбардировщиков «Бостон» и «Митчелл». А всего по ленд-лизу советские ВВС получили от американцев и англичан более 18 тысяч самолетов. Каждый седьмой самолет, на котором советские асы били фашистов на земле, в небесах и на море, был союзническим.
Трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин из 59 поверженных гитлеровских стервятников 48 сбил, сражаясь на «Аэрокобре». Конечно, и на отечественных самолетах наши пилоты действовали эффективно. Другой трижды Герой, Иван Кожедуб, все 63 свои победы одержал на истребителях Лавочкина. А на самом скоростном и маневренном истребителе Як-3 били асов Люфтваффе летчики французской дивизии «Нормандия-Неман».
Содружеству союзников по антигитлеровской коалиции и 55-летию Победы и был посвящен перелет «Дорогами отцов». Он пройдет над тайгой через Красноярск, Киренск на Лене, Якутск, Верхоянский хребет в районе полюса холода, Сеймчан на Колыме, Чукотку, где были расположены аэродромы «Алсиба», Берингово море, а дальше по американо-канадской части маршрута до Сиэтла. Руководил перелетом вице-президент Федерации любителей авиации Олег Лякишев.
С ноября 1992 года по июнь 2004 года он выполнял полёты по патриотическим программам на этом одном из двух существовавших в мире летном экземпляре самолёта-ветерана. В 1999 году по инициативе Мэра г. Москвы Лужкова Ю.М. и по высочайшему благославлению Патриарха Всея Руси Алексия Второго выполнил полеты по городам — Героям и доставке Знамени Победы к Могиле Неизвестного Солдата к Кремлевской Стене.
За восстановление самолета Ли-2 в 1998 году Международная авиационная федерация (ФАИ) присудила Лякишеву О.С. почетный диплом «Феникс».
Да… когда всерьез выкладывают аргументы типа «чертежи «Дугласа» украли немцы, но не смогли перевести в метрическую систему мер…» доверие к автору исчезает напрочь…
ОлегНик[Цитировать]
Согласен, уж немцы-то перевели бы. Наверное по другой причине Дуглас у них не пошел в производство.
EC[Цитировать]
Как то немцы умудряются не красть, а разрабатывают сами, может поэтому у них машиностроение высочайшего уровня… странные они люди. Раньше говорили, что нет такого режима, который мог бы разучить немцев хорошо работать…
ОлегНик[Цитировать]
Да там многое от балды. Про Аляску Эйрвейз (на самом деле Alaska Airlines) тоже улыбнуло. Там если читать у них этих Дугласов уже в 60-е годы не было фо флоте http://en.m.wikipedia.org/wiki/Alaska_Airlines
Валентин Богданов[Цитировать]
«на котором осваивали Антарктиду»
Кажется здесь технарей хватает — может скажут? В Антарктиде насколько помню ИЛ работал.
ANV[Цитировать]
Были там Ли-2. И не одну , а несколько экспедиций. На ст. Мирный до сх пор стоит, как новенький (подразобранный чуток, но не ржавый-кислорода мало. И в озере Бангер лежит на дне- просатривается сверху.
Андрей Борисович[Цитировать]
Цитата: «В 30-х годах чертежи «Дугласа» украли немцы, но не смогли перевести в метрическую систему мер».
Может быть, немцы и не смогли перевести в метрическую систему мер именно из-за того, что у них всё должно быть точно? … А у нас можно было сделать всё и не так строго.
Первоначально шаблоны планера Ил 76 делались вручную по присланным описаниям. Весь планер делало дольше десяти КБ 31 цеха, и каждое КБ специализировалось на своей части. Крыло к фюзеляжу, по описанию, должно крепиться болтали с шагом 100 мм по эквидистанте к поверхности крыла. Одно КБ сделало 100 мм по эквидистанте, а другое 100 мм линейно. Последние отверстия не стыковались не несколько миллиметров. Ну и что? А дрель у нас для чего нужна?
Створки грузового люка не обеспечивали плотного соединения с фюзеляжем. Так был «Дядя Ваня» с кувалдой, который устранял эти не плотности соединений. Правда после этого каждая створка подходила только к «родному» фюзеляжу. А тут продаем полсотни машин за границу, и заказчик требует, чтобы створки на разных машинах были взаимозаменяемыми. Стали разбираться. Оказалось, что в одном КБ угол в минус 15 градусов отложили по часовой стрелке, а в другом – против часовой стрелки. Вот «Дядя Ваня» эти градусы и уравновешивал кувалдой.
Нет у «немца» нашего «Дяди Вани» на сборке. И не будут у них ни отверстия рассверливать, чтобы болты забить, ни кувалдой уплотнение обеспечить. А мы так работали, и отличные машины выпускали. Пока эти машины летают, у многих внуки родились, а у самых шустрых и правнуки, а они всё летают. И сейчас уже не стоит придираться к каким-то мелочам. Они летают!!!
Константин ташкентский[Цитировать]
Мои сборщики- клёпальщики створок грузового люка ИЛ- 76 говорили , что их лучший друг в работе кувалда- всё поставит на место. Подолгу службы мне довелось видеть теоретические плазы ДС-3 , которые хранились на складах ц. 31
Нина Литвинова[Цитировать]
У нас где-то в семейном архиве, есть фото передачи такого самолёта строителями Фархадстроя — фронту.
Timur[Цитировать]
Долгое время у меня хранилось 1-е издание технического описания ЛИ-2, которое впоследствии передала в музей ТАПОиЧ.
Нина Литвинова[Цитировать]