Чирчик. Река, люди и город. Часть вторая. Продолжение История Старые фото
Автор Виктор Фесенко.
Главная стройка 2-ой пятилетки
Вождь мирового пролетариата когда-то заявил: коммунизм – это есть советская власть плюс электрификация всей страны. Естественно, что электрификация была необходима не только для того, чтобы в домах советских людей загорелись лампочки Ильича, но и для обеспечения энергией новых заводов и фабрик государства рабочих и крестьян.
В 1923 г. к верховьям Чирчика прибыла научная экспедиция во главе с членом созданной по инициативе Ленина Государственной комиссии по Электрификации России (ГОЭЛРО) академиком И. Г. Александровым с правительственным заданием – исследовать гидроресурсы реки Чирчик. В 1926 г. по результатам исследований было представлено замечание: река Чирчик обладает большими ресурсами и на ней можно построить каскад гидроэлектростанций.
Одним из первых, кому пришла идея использования энергии Чирчика для производства минеральных удобрений, был Константин Алексеевич Дреннов. Он родился в 1891 году в Туркестане и вся его трудовая и научная деятельность были связаны со Средней Азией. В 1926 году вышла книга К. А. Дреннова «План электрификации Узбекистана и Таджикистана». Это была первая крупная работа по электрификации Средней Азии. Второй крупной работой К. А. Дреннова был проект «Проблемы развития азотной промышленности для сельского хозяйства Узбекистана». Константин Алексеевич явился инициатором и активным участником исследований и проектирования крупнейшего в те годы не только в Советским Союзе, но и во всем мире азотно-тукового комбината.
28 апреля 1932 г. Совет Труда и Обороны СССР утвердил представленный Народным комиссариатом тяжелой промышленности план строительства двухступенчатой гидроэлектростанции и завода по производству минеральных удобрений – аммиачной селитры, а для их сооружения образовать Государственное управление Чирчикстрой по типу крупнейших в стране строек Магнитогорска и Кузнецка с непосредственным его подчинением коллегии Народного Комиссариата тяжелой промышленности.
К маю 1932 г. специальной комиссией были определены главные объекты строительства и их расположение:
- у обрыва Яманджар и селений Барраж и Газалкент головное сооружение, состоящее из плотины и водоприемника с отстойником;
- гидроэлектростанция у селения Паргос;
- гидроэлектростанция у селения Киргиз-Кулак;
- двухуровневый деривационный канал, подающий под напором воду от головного сооружения к гидротурбинам ГЭС и далее в старые оросительные каналы Чирчикской долины;
- азотно-туковый комбинат на правом берегу канала Бозсу юго-западнее селения Ниязбек.
На схеме из трудов 1-й Всесоюзной конференции по размещению производительных сил Союза СССР, изображающей Чирчикскую долину от села Троицкого до селения Барраж, можно увидеть все основные объекты смелого плана:
В литературе по истории Чирчика присутствует некоторая путаница с порядковой нумерацией ГЭС у селений Киргиз-Кулак и Паргос. Первой из них при строительстве присвоят имя Комсомольская, а второй –Таваксайская (Тавакская) по названию небольшого сая и построенного тут же нового поселка Таваксай, охватившего старое селение Паргос.
Проектная мощность ГЭС №1 (Комсомольской) в 88 мегаватт в 3.1 раз превышала суммарную мощность всех электростанций Узбекистана, а проектная мощность Таваксайской ГЭС составляла 73.6 мегаватт.
Уникальным для своего времени должно было стать и головное сооружение, плотина которого имеет длину 200 метров и высоту 12 метров, а в одном из крупнейших на то время шестикамерном отстойнике должны были осаживаться и возвращаться в русло реки крупные и мелкие наносы, предотвращая заиление сооружений нижележащих ГЭС. С водосбросом плотины был совмещен мост, который свяжет оба берега Чирчика и ликвидирует потребность в паромной переправе. Через двадцать с лишним лет через этот мост пройдет железная дорога к месту строительства Чарвакской ГЭС.
Длина одетого в бетон деривационного канала составляет 27 километров при ширине 35 метров и глубине 6.5 метра. По трассе канала необходимо было построить свыше 20 искусственных сооружений для пропуска вод пересекающих его небольших речек-саев. Один из таких туннелей под деривационным каналом в районе Аранчи можно увидеть на следующем снимке:
Осуществление планов работ на Чирчике в те годы было грандиозной задачей: по объему земляных и бетонных работ строительство превосходило Днепрострой, Беломорстрой и Кузнецкстрой, а район строительства находился далеко от центров снабжения стройматериалами, механизмами и квалифицированной рабочей силой. И последнее — Чирчикский электрохимкомбинат (ЧЭХК), в отличие от всех азотных заводов страны, должен был производить азотные удобрения на основе добычи водорода методом электролиза воды. СССР не имел в ту пору опыта подобного производства, поэтому, для предварительной проверки новых технологий, было решено построить в этом же районе опытный завод, первым главным инженером которого был назначен К. А. Дреннов.
Кто, что и как строил
Начальником созданного управления Чирчикстрой был назначен Дав Петрович Розит, его заместителем по химической части и главным инженером – Ступников, главным инженером по строительству электростанций – С. П. Вершинин. По информации из другого источника главным инженером Чирчикстроя был назначен упомянутый выше К. А. Дреннов, который в последующий период работал заместителем главного инженера по химической части.
Д. П. Розит, родившийся в Латвии в 1885 г., был активным участником революционного движения и соратником Ленина. За то, что в 1929 г. в полемике Сталина с Бухариным выступил на стороне последнего, Розит был сослан на «периферию» -Среднюю Азию и работал до апреля 1932 г. председателем Госплана УзССР.
Первоочередные задачи перед чирчикстроевцами стояли такие: сдать 45 км шоссейной дороги, 50 км железной дороги, построить жилье для 8000 рабочих, ввести в действие ряд подсобных предприятий – деревообделочный, кирпичный и камышитовый заводы, авторемонтные мастерские, построить склады и подвести к ним подъездные пути, создать крепкую продовольственную базу, усилить автомобильный и гужевой транспорт, закончить изыскательские работы по всем объектам.
С самого начала стройка на Чирчике вошла в разряд всенародных и со всех концов страны стали прибывать строители. Посетивший крупнейшую стройку Узбекистана чешский писатель Юлиус Фучик писал: «Так же, как во всем мире звучало слово «Днепрострой», вскоре будет звучать «Чирчикстрой». Потому, что на Чирчике воздвигается подлинный Днепрострой Средней Азии».
В июне 1932 года на пустынный берег Чирчика прибыли первые отряды строителей-добровольцев, один из которых, Хаким Шакиров, вспоминал: «Ехали мы в кузове грузового автомобиля. На окраине села Троицкого окончилась мощенная булыжником дорога. Грузовик остановился и шофер сказал, что дальше дорога очень плохая и машина не пройдет. Мы не стали долго раздумывать, забрали немудреный скарб и направились пешком за пять километров в кишлак Киргиз-Кулак. Там одни разместились в палатке, другие – под навесом. Утром, не спросив нас даже о профессии, всех направили на работу: формовать сырцовый кирпич, устанавливать столбы под будущую линию электропередачи, строить дороги, мосты, жилье»
Много трудностей ожидало первых строителей. К концу августа 1932 года только треть из них жила в палатках и кибитках Киргиз-Кулака, остальные – под открытым небом. Не хватало кроватей и топчанов, люди спали на земле. Низкие берега бурного Чирчика изобиловали болотами, заросшими протоками, озерами. В первый же год малярией переболело немало строителей. Рано наступили холода. Руководители Чирчикстроя закупили у местных жителей 300 бревен тополя, чтобы завершить строительство нескольких жилых бараков. Бревна надо было переправить через бурный Чирчик. … Чтобы наладить переправу, необходимо было протянуть проволоку с одного берега реки на другой. Это вызвался сделать Сумбат Карапетянц. Он прикрепил к брючному ремню проволоку и поплыл, но сильное течение понесло его к обрыву и огромным валунам. Обратно тянуть Сумбата тянуть нельзя было, мешали камни. К счастью, у него лопнул ремень и парня прибило к берегу. После него перетянуть проволоку на тот берег взялся я. Было только третье ноября, но погода стояла холодная, дул ветер. К тому берегу я добрался с трудом, еле живой и окоченевший. Медицинская сестра мне смазала избитые в кровь ноги гусиным салом, а товарищи тем временем наладили переправу бревен через реку…» К седьмому ноября был построен первый барак-общежитие, названный комсомольским, строился он в свободное от работы время. В трех его секциях жили 56 парней и 35 девушек. В средней комнате устроили читальный зал. Барак стал штаб-квартирой и любимым местом отдыха молодежи. Поселок Киргиз-Кулак переименовали в Комсомольский, имя Комсомольская получила и строящаяся здесь ГЭС.
На Чирчикстрое и Заводстрое (так было названо строительство азотно-тукового комбината) работали не только комсомольцы. К земляным работам неоднократно привлекалось и сельское население всех окрестных колхозов. В отдельные периоды численность колхозников на стройке доходила до 2,5 тысяч человек и многие из них переместили тысячи тонн грунта из котлованов и будущих каналов в мешках на своих плечах, т.к. тачек и носилок на всех не хватало. О примерном социальном составе общей массы работников Чирчикстроя и условиях, в которых они трудились можно узнать из статьи М. Г. Мееровича «Типология массового жилища соцгородов-новостроек 1920 – 1930-х» На главной стройке Узбекистана 30-х годов работали:
- партийно-советское и техническое руководство, назначаемое свыше;
- коммунисты и комсомольцы по направлениям и комсомольским путевкам;
- вольнонаемные работники различных специальностей и квалификации;
- люди, добровольно-вынужденно оказавшиеся на стройке по различным обстоятельствам;
- спецпоселенцы, оказавшиеся в районе строительства не по своей воле, среди которых были и корейцы, переселенные в 1937 г. из приграничных районов Дальнего востока;
- заключенные;
- прочие контингенты работников.
Картина начала работ, подобная Киргиз-Кулаку, наблюдалась и в районе строительства головного сооружения. Когда сюда прибыли первые рабочие, перед их взором предстал болотистый, покрытый осокой берег Чирчика и стаи диких уток над рекой. Главные силы строителей были направлены на прокладку обводного канала, предназначенного для полного отвода вод Чирчика от намеченного места возведения плотины головного сооружения. Для вывозки грунта при прокладке обводного канала потребовались паровозы. А они находились на противоположном (правом) берегу Чирчика. Механик Чирчикстроя Иван Чернышев организовал переправу паровозов на пароме:
Обводной канал принял воды Чирчика раньше, чем железная дорога из Ташкента была доведена до Барража (Газалкента) и из этого следует, что паровозы дошли до паромной переправы не своим ходом. На салазках по разведанному броду участковый механик Ф. Слоевский смог переправить через Чирчик экскаваторы. Смелые инициативы Чернышева и Слоевского сэкономили немало времени и средств.
Менее чем за два года Чирчикстроем были построены магистральные и внутрипостроечные дороги, линия электропередачи в 35 киловольт от Кадырьинской ГЭС, кирпичный и деревообделочный заводы, механизированные бетонный и гравийный заводы на каждом участке. За это же время в районе строительства появилось восемь рабочих поселков: на головном узле, в Искандере, при Тавакской ГЭС, в Азатбаше, по два поселка при Комсомольской ГЭС и химкомбинате.
К 1934 г. были построены и вспомогательные предприятия Чирчикстроя: ремонтно-механический завод для ремонта строительных механизмов, база по ремонту подвижного железнодорожного состава, мастерские по ремонту электрооборудования и автомобилей.
В начале 1934 г. на стройку прибыл большой отряд рабочих и инженерно-технического персонала с техникой с прославленного Днепростроя. Тогда же стройку посетил замнаркома Тяжелой промышленности, а ранее – начальник Днепростроя академик А. В. Винтер:
Руководство строительством плотины головного узла было поручено женщине — герою Днепростроя Шуламис Зильберштейн. Впоследствии на эту должность был назначен А. С. Вавилов. В июне 1934 г. управление Чирчикстрой было реорганизовано в Государственный союзный строительно-монтажный трест Чирчикстрой.
6 марта (по другим источникам 14 мая) 1935 г. у Газалкента произошло первое знаменательное событие — было перекрыто старое русло бурного Чирчика и река потекла по построенному обводному каналу, освободив место под постройку плотины головного узла. В июле 1935 г. на стройку из 120-тидневной командировки возвратился Иннокентий Иванович Кандалов, ознакомившийся с опытом проектирования и строительства известных гидросооружений в Западной Европе и США. Лучшее из увиденного им было внедрено на Чирчикстрое. Впервые на Чирчикстрое были применены гидротранспорт для перемещения грунта, металлическая опалубка при бетонировании откосов каналов, шиповые катки для уплотнения лессовых дамб, передвижные леса для бетонирования акведуков, тонкомолотые добавки в бетон для экономии цемента, поточно-скоростной метод строительства однотипных домов, литая штукатурка потолка с использованием местного строительного материала «чии» и многое другое.
В том же году начались работы по отрывке котлована под ГЭС №1 (Комсомольской ГЭС). Необходимо было вынуть 4.4 млн. кубометров грунта и уложить 0.2 млн. кубометров бетона и железобетона.
15 сентября на станцию Чирчикстрой (сейчас станция Чирчик) прибыл первый поезд из Ташкента, доставивший лесоматериалы и кирпич с Ялангачского кирпичного завода. Встречать поезд пришли многие чирчикстроевцы, а здание станции и паровоз были в праздничном убранстве. Укладку шпал и рельсов железной дороги из Ташкента выполнили воины железнодорожного батальона.
Строителям дороги еще предстояло построить мост через водосброс в Чирчик от начала нижнего деривационного канала (канала Зах) и продлить железнодорожный путь до селения Барраж:
7 ноября 1935 г. началось возведение плотины головного сооружения, а в начале 1936 г. на Чирчикстрой была направлена большая группа инженеров во главе с опытным гидротехником Ф. Г. Логиновым.
31 августа 1936 г. на построенном опытном электрохимическом заводе начали отрабатывать технологии, которые предполагалось внедрить на электрохимкомбинате.
17 ноября 1936 г. на торжественном митинге с участием руководства Узбекской ССР, в котлован под будущую Комсомольскую ГЭС был заложен первый кубометр бетона. Д. П. Розит выразил уверенность, что первый агрегат электростанции даст ток к 20-й годовщине революции. В этом заявлении Розита, надо думать, содержался отчаянный призыв к ускорению работ, т.к. плановые сроки возведения объектов не выдерживались. Сказывалась недопоставка материалов и оборудования и недостаточное финансирование. Имелись недостатки в работе подразделений: низкая производительность труда на отдельных участках, текучесть кадров, превышение сметной стоимости строительства и т.д. Многие из вышеперечисленных факторов сыграли свою роль в дальнейших трагических событиях на всесоюзной стройке.
Волна политических репрессий 30-х годов докатилась и до Чирчикстроя. В январе 1937 года был арестован Д. П. Розит, а через некоторое время К. А. Дреннов. 14 марта 1938 года на страницах газеты «Стахановец «Чирчикстроя» было опубликовано: «… предатели Родины — Икрамов, Ходжаев, Розит приложили свою грязную лапу и к строительству «Чирчикстроя». Своими вредительскими действиями они затягивали сроки окончания стройки, разбрасывали на ветер государственные средства и выживали честных людей со стройки. Вместе с тем они засоряли стройку чуждыми людьми, бандитами всех мастей. Мы, коллектив «Чирчикстроя», единодушно приветствуем вынесенный приговор Верховного суда об уничтожении этой подлой шайки бандитов-наймитов фашизма». Розита расстреляли, а Дреннов из тюрьмы написал не одно письмо Молотову, пытаясь восстановить свое и Розита честное имя. Умерший в 1941 г. в тюрьме Константин Алексеевич был посмертно реабилитирован в 1957 году. На следующем снимке можно увидеть двух «правотроцкистов — вредителей» — Д. П. Розита и Председателя Совнаркома УзССР Файзуллу Ходжаева. Дата и место съемки пока не определены.
После ликвидации «вредителя» Розита руководство Чирчикстроем в ноябре 1937 г. было возложено на Ф. Г. Логинова. Федор Георгиевич родился в 1900 году в крестьянской семье. Работать начал с одиннадцати лет. Свидетельством большого личного вклада Логинова как высококвалифицированного инженера и организатора производства на объектах Чирчикстроя явилось то, что построенной в Киргиз-Кулаке Комсомольской ГЭС было присвоено его имя. В последствии в начале 50-х годов Ф. Г. Логинов являлся одним из организаторов строительства Сталинградской ГЭС, в конце 1954 года он назначается министром строительства электростанций, а после реорганизации управления промышленностью и строительством в 1957 году — первым заместителем министра электростанций.
Несмотря на объективные и субъективные отрицательные факторы стройка на Чирчике продолжалась с возрастающими темпами. В 28 декабря 1936 г. дала первый ток Чирчикская тепловая электростанция. В 1937 г. вступил в строй гравийный завод, началась выемка грунта из котлована Таваксайской ГЭС и строительство здания Комсомольской ГЭС, которое можно увидеть на картинах художника К. Чепракова:
Рядом со строящейся Тавакской ГЭС появился новый рабочий поселок Таваксай с прямыми улицами, добротными домами, водопроводом, столовой, школой и клубом. Этот поселок охватил старое селение Паргос
Новый рабочий поселок Газалкент возник у головного сооружения на прежней болотистой местности, в поселке построили много жилых домов, посадили деревья, построили школу-десятилетку, магазин, поликлинику, баню и много жилых домов.
Параллельно со строительством гидротехнических объектов с некоторым и еще большим отставанием осуществлялась крупномасштабная работа и на Заводстрое. Строительство комбината по первоначальным планам должно было завершиться в 1936 году, однако по ряду причин и оно затянулось. Во–первых, стройка была начата без окончательно разработанного техпроекта, долгое отсутствие которого не позволяло развернуть строительные работы в полном объеме. Во-вторых, ощущалась нехватка механизмов и квалифицированных рабочих кадров. В-третьих, некоторые союзные наркоматы и их главки недооценивали народнохозяйственное значение Чирчикстроя.
В приказе под новый 1940 год говорилось, что прошедший год прошел на Заводстрое под лозунгом ликвидации разрыва в строительстве завода от строительства гидростанций и выполнения приказа наркома химической промышленности. 9 января в газете Правда востока говорилось: «Что значит пустить первую очередь Чирчикского комбината? Это значит установить две турбины на Комсомольской ГЭС, закончить сооружение Головного узла, линии электропередачи с Комсомольской станции на завод и произвести монтаж соответствующего технологического оборудования. Короче говоря, это значит, что надо освоить в течение 1940 года 160000000 рублей. Такова боевая программа». В соответствии с откорректированными планами первая очередь Чирчикского электрохимического комбината должна была запущена 6 сентября 1940 года.
В начале 1940 г. Чирчикстрой пополнился новыми руководящими кадрами: А. Н. Аскоченским, А. А. Саркисовым, И. Я. Каминским и А. В. Троицким и др.
7 августа 1940 г. были подняты щиты Головного узла и очищенная чирчикская вода пошла в деривационный канал. Прибывший в Чирчик в качестве инспектора Наркомэлектро известный советский энергетик, академик Генрих Осипович Графтио и члены Государственный пусковой комиссии высоко оценили гидротехнические сооружения Чирчикстроя.
30 сентября 1940 г. были закончены испытательные работы на первой очереди Комсомольской ГЭС, а на следующий день она дала первый ток производству (Д. П. Розит призывал осуществить это тремя годами раньше):
Неуклонно осуществлялась и отладка производственных процессов на химкомбинате. 15 октября был получен первый промышленный продукт – азот, 23 октября – водород и кислород, а 10 декабря отгружена первая партия высококачественных минеральных удобрений.
С хорошим трудовым настроем начали чирчикстроевцы 1941 год. Предстояло достроить и сдать в эксплуатацию первую очередь Тавакской ГЭС, в короткий срок закончить сооружение второй очереди химкомбината. Хорошо продвигались дела на всех участках великой стройки. За девять лет своей деятельности Чирчикстрой набрал силы и прочно занял место среди передовых в системе Наркомата Электростанций и электропромышленности СССР. В этот же период Чирчикстрою, как одному из крупнейших специализированных строительно-монтажных трестов страны, была поручена достройка Актепинской ГЭС близ Ташкента, сооружение Озерной ГЭС в Алма-Ате и Ворошиловской ГЭС во Фрунзе.
Во второй половине июня на Тавакскую ГЭС доставили недостающее электрооборудование и начался его монтаж по временной схеме. 18 июня был доставлен силовой трансформатор станции.
Отличная фотография с трубой и осликом!
joeandex[Цитировать]
Здравствуйте! Меня зовут Константин Олегович Дреннов. С большим интересом читал Ваши статьи о Чирчике. Большое спасибо Вам за вашу работу. Когда то многие документы и фотоматериалы о своём деде К.А. Дреннове я передал музей Чирчика. Но если Вам еще интересна тема Чирчика, я мог бы поделиться с Вами информацией сохранившейся в моём личном архиве. Ещё раз спасибо.
С уважением Константин Дреннов
Константин[Цитировать]
Мне очень приятно, что статья оказалась интересной для многих читателей, и еще в большей степени, для потомков замечательных людей, упоминаемых в статье. Возможно, что информация о Вашем деде послужит мне в дальнейшем для написания статьи-дополнения. Присылайте материалы мне в личку. Мой электронный адрес может сообщить Вам хозяин сайта Евгений Скляревский. С наилучшими пожеланиями.
Виктор Фесенко[Цитировать]
Виктор, спасибо за весь ваш чирчикский цикл и не только. В архиве кино-фото документов есть плотина. Фотография уже обсуждалась, но никто не смог определить, где это находится. Все плотины на равнине, а эта в горах. Возможно, изображение вам пригодится.
lvt[Цитировать]
Это же но с надписью.
lvt[Цитировать]
Лидия, спасибо за спасибо и за фото. Первый раз вижу такой гидроузел. Из какого архива пленка?
Виктор Фесенко[Цитировать]
Фотография из каталога Российского архива кино-фотодокументов. В Красногорске. Я пыталась выкупить оттуда отпечаток фотографии сцены из сп. «Тайфун», возникла электронная переписка, но… неожиданно она прервалась и ничего не прислали. Возможно, я что-то не то написала? http://photo.rgakfd.r/showObject.do?object=1806394757 снимок здесь.
К сожалению, с тех пор в каталоге появились значки на фото.
lvt[Цитировать]
Это Северный ташкентский канал… построен во время войны под руководством Пославского. Из Википедии:
Голова канал Бозсу
(Нижний Бозсу)
· Местоположение головы верхний бьеф ГЭС Нижнебозсуйская-2 (ГЭС-18)
· Высота головы 362 м
41°12′42″ с. ш. 69°05′43″ в. д.
ОлегНик[Цитировать]
Уважаемый Олег Николаевич, спасибо большое. «Слово найдено»! Потащу в свой альбом. Думаю и другим это интересно.
lvt[Цитировать]
Современная гугля-карта во всех подробностях ниже… ну а местоположение на большой карте смотрите по координатам…
ОлегНик[Цитировать]
Что бы разобраться с большим количеством маленьких ГЭСушек, построенных до, вовремя и после ВОВ в Узбекистане, что весьма нелегко, предлагаю посмотреть эту не очень качественную, но зато понятную схему электростанций и каналов эпохи каналокопания … это только её часть… но всё равно очень интересно — видно что и куда… любуйтесь…
ОлегНик[Цитировать]
Небольшое дополнение по Нижне-Бозсуйской ГЭС-2:
Виктор Фесенко[Цитировать]
При выкладке деформировало первый рисунок… восстановил как смог…
ОлегНик[Цитировать]