Чарвакская ГЭС, 1967 год Старые фото
Чарвакская ГЭС находится на севере Ташкентской области на реке Чирчик около города Чарвака в отрогах Чаткальского хребта Западного Тяньшаня. Чарвакская ГЭС является головной и наиболее мощной гидроэлектростанцией в составе Чирчик-Бозсуйского каскада гидроэлектростанций — комплекса гидротехнических сооружений на реке Чирчик. Рядом с плотиной расположен город энергетиков и гидростроителей — Чарвак.
Мощность ГЭС, по разным источникам, 600—620 МВт, среднегодовая выработка — 2 млрд кВт·ч[4]. В здании ГЭС установлено 4 радиально-осевых гидроагрегата с предтурбинными дисковыми затворами диаметром 5 м, работающих при расчётном напоре 148 м. Диаметр рабочих колёс гидротурбин — 4,4 м, частота вращения — 187,5 об/мин. Изначально, мощность каждого гидроагрегата составляла 150 МВт.
В настоящее время (??? ЕС), по некоторым источникам, два гидроагрегата имеют мощность 150 МВт, один — 155 МВт и один — 165 МВт[1]. Производитель турбин — Ленинградский металлический завод, генераторов — Электросила, оба предприятия в настоящее время входят в концерн «Силовые машины». Плотина ГЭС образует Чарвакское водохранилище сезонного регулирования полной ёмкостью 2006 млн.м?, полезной ёмкостью 1580 млн.м?, площадью зеркала 40,1 км?. Чарвакское водохранилище также используется в целях регулирования стока в интересах всего каскада Чирчик-Бозсуйских ГЭС и расхода воды для задач ирригации и поливного земледелия в долине Чирчика (обеспечивает орошение порядка 300 тыс. га земель). Строительство ГЭС было начато в 1963 году, закончено в 1972 году.
В одном из старых альбомов попалась на глаза маленькая поблекшая фотография, сделанная больше сорока лет назад на Чарваке: небольшой катер с гордым именем «Геркулес», тентовым навесом на корме и парой десятков пассажиров на борту рассекает водную гладь на фоне скалистого крутого берега. И вспомнилось, что та поездка на Чарвак была целым приключением.
Сначала надо было доехать до станции Чирчик, что за Горпарком, и сесть на утренний пригородный поезд Ташкент — Ходжикент. Потом почти час (электричек тогда еще не было) смотреть в окно на приближающиеся горы. Доехав до конечной станции, идти несколько километров по обочине дороги вдоль берега реки, шумящей внизу в каньоне, до плотины. Потом можно было долго идти по серпантину строительной дороги, свободной от грузовиков в выходной день, а можно было и вскарабкаться на один — другой уровень прямо по огромным камням на откосе плотины. Преодолев этот трудный, особенно в жаркий летний день, подъем и достигнув наконец гребня, можно было увидеть с одной стороны — вид с высоты на долину Чирчика, а с другой — поражающую воображение огромную водную поверхность между крутыми берегами. На плотине была небольшая пристань, и в выходные дни ГЭСовские служебные катера катали отдыхающую публику по просторам водохранилища, сначала вдоль скалистых обрывов, потом вдоль поросших зеленой травой (а не желтой высохшей, как у нас в городе) пологих дальних берегов где-то у Бричмуллы. Тогда там не было еще никаких курортных построек, и только местами старые асфальтированные дороги спускались к береговой линии и плавно уходили под воду. А вода была изумительного бирюзового цвета, которого больше нигде не приходилось видеть. На обратном пути, перед приближающейся плотиной и был сфотографирован тот самый встречный «Геркулес», везущий по глади Чарвака очередную группу отдыхающей публики.
Владимир[Цитировать]
точно! как одно из воспоминаний детства, мы так же добирались до Чарвака, но в 1974 электрички уже ходили до Ходжикента. ..а так все и было..пешком по серпантину пыльной дороги … потом велеколепный вид с высоты…
Мы купались на надувных матрасах, недалеко от самой плотины, по ее гребню ездили грузовики и самосвалы, но больше всего меня всегда пугали крутые берега, резко уходящие под воду в глубину, заходишь в воду и нет мели..на последней фотографии как раз то место, где мы останавливались..потом и оно ушло под воду..эта металлическая конструкция как раз была напротив.
.. Надо же, мне все казалось, что это снилось, потому что такое никто не помнит, про уходящие под воду асфальтированные дороги, со стороны Юсупхоны, берега были не такие обрывистые ..и они действительно плавно уходили туда..как в подводное царство…. нас автобус привез по этой дороге и остановился…все вышли полюбоваться видами..а я смотрю..и понять не могу..зачем нужна дорога, уходящая под воду?-)))…какое то сюрриалистическое видение..-)
Art68[Цитировать]
там, в районах Бричмуллы. Стоял аэродром с вертикальным взлетом
Игорь[Цитировать]