Столетие ВВС и ТАПОиЧ История Старые фото

Пишет Радик Газиев.

Попытаюсь снова предложить тему об авиации. «К столетию ВВС России (в том числе, РСФСР, СССР, СНГ)». Этот, 2012 год уходит и будет обидно, что почитатели авиации в Узбекистане не заметили  и  не отметили 100летие ВВС России. 

Немного истории. В 1912г., Николай II, внимательно осмотрев самый большой самолет в мире, «Русский Витязь», снял золотые часы с руки и подарил Главному конструктору и руководителю Русско-балтийского вагонного завода, 23летнему И.И .Сикорскому, которого пригласили из Киева возглавить строительство авиации России, в Петербург. Николай II чувствовал, что будущее в войне за авиацией и уделял ей большое внимание. После осмотра самолета был получен заказ на производство подобных самолетов и в этом же месяце, от Военного ведомства России был издан приказ на создание штата авиации при Главном управлении Генерального штаба. Отсюда пошла дата создания ВВС России, 100летие которого отметили в августе месяце.

Свита Николая 11 у самолета «Русский витязь»

В начале следующего года самолет «Русский Витязь» прекрасно показал себя в воздухе и в 1914г., уже, эскадра усовершенствованных,  4-хмоторных самолетов, под названием «Илья Иуромец», базировалась под Варшавой.

Как известно, ВВС любой страны, разделяется на отделы, типа, истребительная авиация, бомбардировочная, разведывательная, санитарная и, наиболее важное место в ВВС, занимает отдел военно-транспортной авиации, способная в считанные часы перебросить десант, солдат и технику, в горячие точки мира. Самолеты «Илья Муромец», изготовленные в количестве 85 единиц, успешно продемонстрировали свои возможности в Первой мировой войне, в гражданской войне, в том числе, по указанию В.И.Ленина, и в Средней Азии, причем, больше, как десантно-транспортная авиация. Других больших самолетов в России не было. Самолет «АНТ — 20, «Максим Горький» был изготовлен в одном количестве, через 20 лет, но после катастрофы его сняли с производства. Больше их не было.

Десантно-транспортная авиация в СССР начала развиваться только с 1941г., в г.Ташкенте, начиная с самолета Ли-2 (ДС-3) и затем, уже, большими самолетами ОКБ Антонова и ОКБ Ильюшина и их модификациями. На трех китах, как покоилась раньше земля, развивался 75 лет ТАПОиЧ и вошел в пятерку крупнейших авиационных заводов мира. Титаны ТАПОиЧ, это Генеральные конструкторы: О.К.Антонов и его самолеты: Ан-8, Ан-12 и Ан-22 и С.В.Ильюшин, и его самолеты: Ил-14, Ил-76, Ил-114, разделили количество выпущенных самолетов, более 1000 единиц, от каждого ОКБ. А также, Министр авиации П.В.Деменьев, который в течение 24 лет вложил средства в ТАПОиЧ больше, чем в любой, другой, авиационный завод СССР, чем обеспечил выпуск десантных и пассажирских самолетов в количестве, около 7000 единиц (в основном, Ли-2, до 1954г.). Итак, три кита, на котором существовал и развивался ТАПОиЧ.

И. И. Сикорский

А авиаконструктор И.И.Сикорский, побродив по канцеляриям революционной России в 1918г., и не найдя себе применения, уехал сначала во Францию, и затем в Америку. Сейчас три страны претендуют на его наследство: Украина, где он родился и начал строить во дворе первые вертолеты, там ему ставят памятники на площадях, Россия, где он поднял большую авиацию, присваивают его именем названия  больших самолетов и США, где он похоронен, а его фирма вертолетов выпускает почти половина всех вертолетов мира.

Три титана: О. К. Антонов, С. В. Ильюшин и П. В. Дементьев.

А почему мы, работники бывшего ТАПОиЧ, в юбилейный год 80летия завода, не должны И.И.Сикорского и 100-летие ВВС вспоминать? На нас держалась вся транспортная авиация СССР, созданная И.И.Сикорским, 100 лет назад,  а также, тремя китами в СССР. Печально, что во время пышно отмеченной, юбилейной даты в России, причем, в основном, с участием десантной авиацией, не был упомянут завод, на котором держались десантники все эти годы.
(Со своей стороны, по мере возможности, я пытаюсь отразить штрихи развития ТАПОиЧ в «Прозе ру», но это капля в море). Будем надеется, что наши потомки исправят ситуацию и отразят в истории достижения завода и его вклад в развитие десантно-транспортной авиации в  России (РСФСР, СССР, СНГ и т.д.).

Фото представлены впервые, из официальных источников. 
С уважением, Радик.  

6 комментариев

  • Фото аватара Тимур:

    Среди китов, почему-то отдел Берии пропустили, который снабжал важную техническую и производсвенную информацию, который добывал её в США, Германии, и путём разборки закупленных и подбитых самолётов.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Нелли:

    Радик, спасибо! Всегда очень интересно читать Ваши материалы о ТАПОиЧ.

      [Цитировать]

  • Фото аватара анвар:

    Радик ,накануне мы общались , я рад пуликации твоих воспоминаний здесь и в «Прозе».Так держать.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Радик Газиев:

    Здравствуйте Нелли и Анвар. Спасибо вам за оценку воспоминаний. Но наибольшую благодарность, (хотя ему не нравится это выслушивать) заслуживает ЕС, он помог поднять память потонувшему «Титанику» и, согласно сбоям в сайте, иногда, приходится и страдать. С уважением, Радик.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.