Поход в баню Разное
Фахим Ильясов
Бани, бани, как много вложено в смысл этого слова для населения бывшего, самого большого в мире государства.
Бани начинаются до рассвета, это значит, что ещё затемно, любители первого пара, потихонечку собираются у входа в баню, за целых полтора часа до его открытия. В этой очереди все знают друга друга не один десяток лет, у каждого из стоящих есть свои истории связанные с банями, каждый в этой очереди знает каким веником надо париться в первую очередь, как поддавать ковшиком пару в раскаленную добела печку, любители утреннего пара расскажут вам разницу между банями на дровах и на газе.
А если вы затронете тему о том, из каких досок должны быть сделаны стены, полки и сиденья в парилке, то вы услышите лекцию растянутую не на одну пару занятий в ВУЗе, вы постигнете разницу между досками из осины и сосны, кедра и дуба, березы и ольхи, вам даже подскажут в каком месте можно подешевле купить эти доски. Вас научат правильно намазывать свое тело медом перед входом в парилку, научат определять по вашему состоянию, после какого захода в парилку лучше всего начинать хлопать себя, единственного и самого любимого веником, и как замачивать эти самые веники, а ещё, ужев самой бане, специальный отдел по продаже веников, расположенный под лестницей ведущей на второй этаж, предложит посетителямна выбор, несколько видов веников, веники у них самые разные, есть и березовые, и дубовые, есть веники из можжевельника, и даже из листьев эвкалипта ( привозные) а есть любители отхлестать себя веником из крапивы, говорят очень полезно для суставов и лечения ревматизма.
Завсегдатаи бани вам сразу укажут ваше место в раздевалке, естественно, что они сами занимают самые лучшие места на уютных диванах в этой бане, начиная, ещё, с одна тысяча девятьсот пятого года, и вам на места этих мастодонтов — завсегдатаев как в самой в раздевалке бани, так и в помывочной с парилкой, в этой жизни уже не попасть, вы, пожалуйста, успокойтесь и усмирите свою гордыню, и примите все происходящее это как данность. А в парилке, не приведи Господь вас взять в руки ковшик, чтобы поддать пару, это ТАБУ, это СМЕРТНЫЙ ГРЕХ, никогда не совершайте этого крамольного поступка, если, конечно, вы не хотите узнать много нового о своём интеллекте и не стать ВРАГОМ БАННОГО НАРОДА как в сталинские времена. Там все уже отработано до мелочей, знаменитый и легендарный обладатель «Золотого Ковшика» дядя Вася, уже вовсю готовится поддавать пару, вот его помощники еще раз протерли полы, и в без того чистой и убранной парилке, вот другой помощник дяди Васи принес воды в шайке, а третий помощник, и этот третий, он самый главный помощник, наверное, только ему дядя Вася доверит свой Золотой, Оскароносный Ковшик лет, эдак, через десять, так вот, главный помощник уже начинает священнодействовать с эвкалиптовым и пихтовым растворами, держа про запас мятный и цитрусовый растворы. Пропорции вышеназванных растворов добавляемых в специальный тазик с водой для последующего разбрызгивания по стенам парилки и поддачи в пекло печки, являются государственной тайной. В этот момент лучше всего отвернуться от «Мастера — Химика», чтобы вас не заподозрили в шпионаже в пользу конкурирующей бани.
Наконец все готово, народ в парилке замер в ожидании, дядя Вася как истинный Маэстро поддавания пару, как Гуру для учеников обучающихся в его школе по устройству комфорта в парилке, медленно подходит к тазику с раствором, немного разминается, прочитывает свою, одному ему известную молитву, состоящую как из нормативной, так и ненормативной лексики, причем ненормативная лексика дяди Васи гораздо сочнее и богаче, потом он набирает полный ковш воды и с криком, нагнись, неожиданно начинает брызгать из ковшика по стенам парилки прямо над вашими головами, тому кто не успел увернуться, на лицо и головы попадают капли воды с запахом эвкалипта, повторив эту процедуру пару раз, дядя Вася набирает в свой Оскароносный Ковш немного воды, и с размахом поддаёт в печку, раздается слегка глухой звук, эдакое уханье, это обозначает, что дядя Вася попал именно так, как доктор прописал, вы сперва не чувствуете того, что пару прибавилось, но после пятого или шестого глухого звука в печке, вы своим обонянием вдыхаете удивительный, свежо — горячий воздух, возвращающий вас к жизни, бодрящий и будоражащий вас, ваше тело начинает покрываться мелкими бисеринками даже не пота, а просто влаги, пот начнет вытекать из вас позже, вот уже после очередного взмаха ковшика дяди Васи, когда раздается пятнадцатое уханье в печке, то некоторые из слабовольных товарищей начинают сползать с верхней полки, после восемнадцатого или двадцатого взмаха ковшика, раздаются голоса, хватит, всё, но дядя Вася отвечает им, вот , сейчас сделаю контрольную поддачу и завершу, после контрольного выстрела ковшика в печку, дядя Вася говорит, а сейчас за маму, потом за папу, а потом голос дяди Васи произносит, надо ведь и за того парня поддать пару, и только после этого ковшик из его умелых рук плавно ложится в опустевший тазик с водой, вы чувствует сперва нестерпимый жар, обжигающий не только ваше тело, но и ноздри, вот именно теперь, ваши поры начинают выделять из вас все шлаки, и вы уже потеете по настоящему.
Вы чувствуете как ваше тело становится чувствительным к жаре, это значит, что ваша норма по нахождению в парилке подходит к лимиту, в этот момент надо выйти и остыть, но ваши внутренности ещё не прогрелись, поэтому вы спускаетесь на одну полку ниже, а вот ваш сосед по полке, уже вконец обессиленный, начинает потихонечку выкарабкиваться между голых тел к выходу, а в этот момент дядя Вася подходит ещё раз к печке, рядом с которой стоит полный тазик с водой, заранее приготовленный помощником, и всё повторяется по новой, редко кто выдерживает эту двойную экзекуцию. После повторной процедуры поддачи пара, в парилке остается считанное количество людей, температура в парилке зашкаливает, в этот момент в парилку заходит Израиль Давыдович, фронтовик, говорят что во время войны он был шофёром у какого — то маршала, то ли Рокоссовского, то ли Конева, насмотря на то, что ему восемьдесят девять лет, Израиль Давыдович с криком, — «В мире нет бойца храбрей, чем напуганный еврей», бесстрашно поднимается на самую верхнюю полку, и безмятежно растягивается на ней, так как рядом никого уже не осталось. Народ, сползший на нижние полки, начинает спрашивать у Израиля Давидовича о причинах его опоздания, но Израиль Давыдович приходящий в баню ровно в половине восьмого утра отвечает, что он не опоздал, а был в парикмахерской. Для Израиля Давыдовича в этой бане, в которую он, ходит еженедельно с 1946 года, все услуги предоставляются бесплатно, и сама баня и парикмахерская, и даже чай, об этом дирекция бани распорядилась письменно, и предупредила всех своих сотрудников ещё в 1995 году. Таких как Израиль Давыдович посетителей, находящихся на коште у дирекции бани всего несколько человек, но все другие ветераны войны пользуются огромными льготами, билеты для них в семь — восемь раз дешевле чем обычным посетителям.
После первого захода в парилку, вы немного отдохнув, берете березовый и дубовый веники и идёте в парилку, а когда дядя Вася повторит свой священный ритуал, то вы потихонечку начинаете похлопывать себя веником, сперва по ступням, потом по ногам и животу, постепенно обрабатывая спину и руки, темп работы с веником у вас очень медленный, но вот «выехав со стоянки» в виде узкого места на полке , так сказать на оперативный простор, и встав подальше от соседа, вы начинаете набирать крейсерскую скорость, и стучите по себе уже намного быстрее. Раздающиеся удары вениками по телам людей в парилке начинают стучать также ритмично, как звучат там — тамы на концерте африканской фольклорной музыки, вы сменяя березовый веник на дубовый хлещете себя так, будто бы вы находитесь на свидании с любимой садомазохисткой. Но хлестать себя сразу двумя вениками у вас ещё не получается, нет фундаментальной школы, чувствуется ваша ташкентская перифирийность, но тем не менее прогресс налицо, сам дядя Вася, иногда снисходит до того, чтобы перекинуться с вами парочкой слов, и вы переполненные гордостью, улучив момент, робко спрашиваете у дяди Васи разрешения принять вас в его помощники, но дядя Вася, сразу потеряв к вам интерес, отходит от вас, пробурчав, мол, зеленый ещё, салага, хотя, полчаса тому назад, вы вручили дяде Васе сувенир в раздевалке, в виде бутылки виски «Чивас Ригал» восемнадцатилетней выдержки из Домодедовского магазина «Duty Free» , и дядя Вася благосклонно принял Ваш дар.
После третьего захода в парилку, вы так уматываетесь, что сразу после выхода из неё прыгаете в бассейн с ледяной водой, ваше тело пронизывают миллиарды иголок, от страха и ужаса вам кажется, что вы сейчас отдадите Богу свою душу, выскакиваете из бассейна и вам сразу становится жарко, и теперь уже не торопясь вы идете пить чай с соседями по дивану ( раздевалки расположены на широких и удобных диванах, а ценные вещи сдаются банщику) . Во время чаепития вы услышите сотни историй из жизни банных завсегдатаев. В этом нет никаких отличий от ташкентских бань. Скорее даже то, что чай всё таки вкуснее в ташкентских банях, наверное это потому, что мы в Ташкенте пьем из пиалушек, а в этой бане чай подают в тонких фарфоровых чашках на блюдечке и в очень неудобных , каких — то приземистых и изогнутых чайниках, куда вмещается совсем немного воды.
Два часа в бане проходят незаметно, вот вы уже оделись, заплатили за чайник чая с лимоном сумму равную стоимости бутылки хорошего коньяка в ресторане «Зерафшан» в Ташкенте, спустившись на первый этаж, перед тем как взять куртку из раздевалки, вы остывая, немного посидите на диване, разглядывая фотографии мировых знаменитостей посетивших эту баню, остыв, вы отдаете номерокгардеробщику дяде Мише , и он услужливо поможет вам надеть куртку. В зависимости от дня недели, вы идете или к станции метро, или к своей машине, припаркованной метров за сто от входа. Если вы паритесь в этой бане в выходные или понедельник, то можно смело приезжать на своем автомобиле, если в ходите в баню в другие дни кроме вторника ( выходной), то в таком случае, лучше общественного транспорта ничего нет, конечно, если вы, только, не являетесь любителем постоять три — четыре часа в автомобильных пробках.
Поход в баню занимает пять часов и тридцать минут, два часа сама баня, час в очереди и два с половиной часа уходит на дорогу в оба конца общественным транспортом.
В Ташкенте банная жизнь немного отличается от вышесказанной истории, здесь в баню можно придти хоть ночью, хоть рано утром, знакомый сторож любезно впустит вас, сразу заварит вам два вида чая, черный и зеленый, выдаст вам «лунги», набедренную повязку, чтобы прикрыть ваши причиндалы, и вы, осторожно, чтобы не поскользнуться на вечно мокром полу, пройдете из раздевалки в саму баню, да забыл сообщить, что вы сами закроете ваш шкафчик дешевым навесным замком, выданный вам банщиком, и надо обязательно запомнить номер своего узенького шкафчика, чтобы потом попросить банщика открыть его. В банной комнате, вернее в двух помывочных комнатах, полы ещё более скользкие чем в раздевалке, из второй помывочной комнаты две двери ведут в разные парилки, а третья в душевую, а оттуда в бассейн.
В первой парилке есть открытые камни, куда можно брызгать воду из ковшика, никаких мастеров по поддаче пара и по обеспечению комфорта в парилке здесь нет, здесь всегда мокро и скользко, не только на полу, но и на досках полок, зато всегда есть посетитель из числа постоянных клиентов, который принесет воды в тазике, и будет беспрестанно лить воду на камни, не дав им даже немного просохнуть, в ответ камни будут еле — еле шипеть, но тем не менее, температура в «парилке по русски», так она называется в бане, будет достаточной, чтобы вы с третьего захода пропотели как следует.
Вторая парилка с сухим паром , сразу обожжёт ваши ноздри и лицо, температура там поддерживается в районе ста десяти градусов, что явно избыточно для размеров парилки претендующей на сауну. От старых и иссохших досок несет несвежим запахом пота. Пол под деревянными решетками мыли последний раз, ровно на столетний юбилей В.И. Ленина, а воздух проветривали несколькими годами раньше.
И хотя в парилку нельзя заходить ни трусах, ни в кальсонах, но наш народ умудряется зайти в парилку и в семейных трусах и в кальсонах, но не тут то было, в парилке, всегда найдутся блюстители порядка, и со словами, — » Кишлоки, и далее произносятся длинные тирады из лексикона дяди Васи, и притом не менее сочно, свежо и разнообразно», вот таким образом ташкентские завсегдатаи бани не очень любезно выпроваживают нарушителей банной дисциплины.
Несмотря на все недостатки этой бани, вы будете чувствовать себя в ней более комфортно, чем в ранее описанной. Банщик, Эргаш — ока, не спеша, медленно, неоднократно прерывая свой рассказ, чтобы заварить кому — нибудь чай, потом отнести его, сполоснуть пиалушки, открыть очередной шкаф, выдать мыло или «лунги», расскажет вам интересные истории из жизни клиентов, из своей жизни, о своих начальниках, о том, что в таком — то году, в этой бане парился такой — то знаменитый московский артист, конечно , в сопровождении самого ….. , и называется имя популярного ташкентского актера. Все это вы будете слушать с неподдельным интересом, вы забудете о времени, ваши два часа уже давно истекли, но вам почему — то не хочется уходить из этой бани, вас здесь не обслужат по первому разряду, вам не помогут надеть куртку в раздевалке, а здесь её просто нет и никогда не было, здесь есть небольшие , сиротливо одинаковые и неудобные шкафчики, куда вы обязаны вместить все свои вещи, одежду и сумку, и хотя в шкафчике, практически, нет вешалок, а вместо них прибит всего один ржавый гвоздь, но вы, каким — то образом, умудряетесь разместить в этом шкафчике весь ваш банный багаж.
На выходе из бани, кассир Манзура — опа, скажет вам, чтобы вы не забыли отведать самсы, которую готовит её племянник в тандыре рядом с баней. Племянник Манзура — опы уже ждет вас у дверей, и провожает вас под руку к почти чистому столику чайханы, расположенной прямо у выхода из бани, практически между припаркованными автомобилями, и вы, даже если не хотите есть, все равно сядете за этот столик услужливо приготовленный её племянником, и закажете пару штук самсы и чайник чая, самса будет среднего качества, но в благодарность вы услышите много новых подробностей об особенностях приготовления самсы в антисанитарийно — походных условиях, о борьбе Манзура — опы и её племянника с санэпедстанцией, с участковым милиционером, прокуратурой , санитарной милицией и другими нехорошими организациями мешающими Манзуре — опе и её племяннику зарабатывать трудовую копеечку, открывшими свою походно — полевую чайхану без всяких лицензий и разрешений на торговлю, выпечку и продажу самсы, шурпы и шашлыка. Разрешений хокимията на торговлю, а также всяких других необходимых в таких делах документов, ни у Манзура — опа, ни у её племянника нет и в помине, и никогда не было. Но тем не менее, они каким — то образом ухитряются обходить все препоны, и вот таким макаром готовить и торговать несколько лет подряд.
А вы с благодарностью проведете ещё пару часов в обществе Манзуры — опы, её племянника и других посетителей, вдыхая запах самсы, шашлычного дыма , угля и газа из тандыра, а также выхлопных паров от припаркованных автомобилей. Манзура опа ради такого случая оставит в кассе бани свою другую племянницу , работающую уборщицей, а сама присоединится к вам, чтобы от души поругать правоохранительные органы, мешающим ей с племянником честно зарабатывать свои кровные «беш — олти сум», то есть несколько рублей.
Придя в баню в восемь утра, вы проведете в бане, в разговорах и чаепитияхс банщиком в раздевалке , с Манзура — опой и её племянником в около банной, самостройной чайхане, в общей сложности, как минимум пять часов, плюс полчаса на такси на дорогу в оба конца, итого те же пять с половиной часов.
При этом вы будете всем довольны именно во второй бане, потому, что это все родное для вас, вы выросли среди этого, и вы всё это воспринимаете не как слушатель, а как участник, в отличие от приблизительно таких же разговоров в первой бане.
Я написал о двух походах в баню, в первом случае описаны знаменитые Сандуновские Бани в Москве, во втором случае написано про Бани на улице Абая в Ташкенте, к большому сожалению, пару лет тому назад, Бани на улице Абая были снесены.
Но зато, в Ташкенте, до сих пор функционируют очень хорошие Бани на Лабзаке.
Все-таки заметьте: есть развлечения абсолютно недоступные женщинам. Я имею в виду парилку. Лично я — ни за что на свете! Но прочитала с большим удовольствием. Наверное, многие считают баню ненужной, а я так думаю, что для подъема духа она просто необходима. Спасибо автору.
tanita[Цитировать]
Прекрасно! С наслаждением прочитано. А насчёт парилок- попробуйте кофе в ковшике плеснуть на угли. Незабываемо будет, рекомендую.
Русина[Цитировать]
Русина, спасибо за совет, обязательно попробую.
Ефим Соломонович[Цитировать]
Спасибо. Фахим. Пока читала даже вспомнила счет на убекском-бир. икки. уч….Вот нам всем и ответ по поводу любви к Ташкенту-свое. родное.
Людмила[Цитировать]
! Очень смеялась! Характерная особенность раздевалок в ташкентских "центровых" банях — отсутствие диванов. Раздевались в очень тесных кабинках, а потом кричали:"Банщица! Откройте(или закройте) кабинку!" В других городах стояли диваны. Банные дУхи были ко мне благосклонны только в Ташкенте. В других местах посещение оных обязательно превращалось в фарс.
lvt[Цитировать]
ПОЧЕМУ-ТО КОМПЬЮТЕР СЪЕЛ СЛОВО "СПАСИБО"!
lvt[Цитировать]
будучи студентом в 70-годы у нас было заведено рано утром в пятницу (по моему в 6 утра) ходить в баню №1 окола театра Свердлова и там париться(даже в ущерб занятий). В настоящее время также продолжаю посещать русскую баню в Бруклине по пятницам с 8 утра.(кстати,в Бруклине 3-4 русские бани, в Манхэтене -2, в Нью Джерси-2 и в Филадельфии-1).Наша компания( 4-5 человек) все выходцы из Ташкента,а один из совладельцев-Рустам из Ангрена.В бане есть дворик и там есть учак с казаном.Около 12 часов я начинаю готовить плов(ташкентский той-оши на 4 кг риса). При бани имеется ресторан, где накрываем стол( к обеду нас собирается 15-20 человек) и до 4-5 часов продолжается наше застолье.Правда, я не всегда могу посещать баню (отложить бизнес-это не пропуск занятий),но раз в месяц-полтора у меня выстреливает.
ГГ[Цитировать]