Ташкентский матрос с крейсера «Варяг». Часть третья История Ташкентцы

Найдено на Проза.ру. Валентина Томашевская

Матрос Варяга

Мне дали почитать книгу, которую нужно отдать, уйдет она от меня, и от тебя тоже. Сохраним один из ее рассказов о замечательном человеке.
Матрос с легендарного русского крейсера «Варяг» Федор Семенов. Федор Федорович.
…в свои 13 он пас быков у татарского князя, потом сбежал в Ялту, где устроился на судно юнгой, а через два года стал кочегаром. Окончил школу машинистов военно-морского флота. И вот служба трюмным машинистом на крейсере «Варяг».

27 января 1904 года крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» находились в корейском нейтральном порту Чемульпо, вдали от своей эскадры. Порт был блокипрован японской эскадрой. Контр-адмирал Урно угрожал атаковать русские корабли, если они не оставят рейд до полудня. Без объявления войны Япония начала военные действия против России. Стоически приняли эту весть русские моряки и решили сражаться до последней капли крови, хотя и понимали, что Чемульпо с его узким длинным выходом – ловушка, почти верная гибель.
Многие писали письма своим близким, некоторые прощались, но никто не дрогнул.

Готовились прорваться в море и идти в Порт-Артур к своей эскадре.
Против «Варяга» и канонерской лодки «Кореец» как стена стояла японская эскадра.
Японцы предложили сдаться на милость, но Варяг поднял боевой флаг и в ответ на огонь японской эскадры открыл огонь по противнику. Начался неравный бой с четырнадцатью японскими кораблями. Японцы обрушили всю мощь бового огня. На Варяге один за другим выходили из строя орудия, вспыхивали пожары.

Трюмный старшина Семенов, контуженный, то тут , то там тушил пожары. Одежда на нем обгорела, он получил ожоги, но продолжал бороться с огнем.
В пробоины хлынула вода, приходилось накладывать «пластыри».
Много было раненых, среди них – капитан Руднев, но он не оставлял своего поста.
Никто не жаловался на трудности.
Снарядом противника была выведена из строя вентиляция в машинном отделе, и температура в помещении поднялась до 45 градусов. Изнемогая от жары и жажды, люди не оставляли своих постов. Русские моряки не сдавались. Они бились не на жизнь, а на смерть, но крейсер получил тяжелые повреждения и вынужден был вернуться на рейд в Чемульпо.
Совет офицеров решил крейсер затопить, чтобы его не захватил противник.
Матросы и офицеры прощались с крейсером, как с родным детищем. У флага стоял часовой в порванной осколками и обгоревшей одежде, с разбитым прикладом ружья.

Андреевский флаг, боевое знамя корабля, не был спущен перед врагом.
Командир снял часового, взял в руки флаг. Подали сигнал «тепрлю бедствие».
По приказу командира корабля В.Ф.Руднева трюмный старшина Федор Федорович Семенов, открыв клапаны и кингстоны, последним вместе с капитаном покинул корабль.
Стоявшие на рейде французские, английские, итальянские корабли приняли на борт русских моряков.
Никогда не забыть морякам, как торжественно встречала их родина.

….в Петербурге готовились к встрече. Дума приняла следующий порядок чествования варяжцев:
1) на Николаевском вокзале представителями городского общественного управления во главе с городским головой и председателем думы встреча героев, поднесение командирам «Варяга» и «Корейца» хлеба-соли на художественных блюдах, приглашение командиров, офицеров и классных чиновников в заседание думы для объявления приветствия от города;
2) поднесение адреса, художественно исполненного в экспедиции заготовления государственных бумаг, с изложением в нем постановления городской думы о чествовании; поднесение всем офицерам подарков на общую сумму 5 тысяч рублей;
3) угощение нижних чинов обедом в Народном доме императора Николая II; выдача каждому нижнему чину по серебряным часам с надписью «Герою Чемульпо», выбитыми датой боя и именем награжденного (на приобретение часов выделялось от 5 до 6 тысяч рублей, а на угощение нижних чинов — 1 тысяча рублей);
4) устройство в Народном доме представления для нижних чинов;
5) учреждение двух стипендий в память о геройском подвиге, которые будут назначать учащимся морских училищ — Петербургского и Кронштадтского.

6 апреля 1904 г. на французском пароходе «Кримэ» в Одессу прибыла третья и последняя группа варяжцев. Среди них были капитан 1 ранга В. Ф. Руднев, капитан 2 ранга Г. П. Беляев, лейтенанты С. В. Зарубаев и П. Г. Степанов, врач М. Л. Банщиков, фельдшер с броненосца «Полтава», 217 матросов с «Варяга», 157 — с «Корейца», 55 матросов с «Севастополя» и 30 казаков Забайкальской казачьей дивизии, охранявших русскую миссию в Сеуле. Встреча была такой же торжественной, как и в первый раз. В тот же день на пароходе «Святой Николай» герои Чемульпо отправились в Севастополь, а оттуда 10 апреля экстренным поездом Курской железной дороги — в Петербург через Москву.
14 апреля на огромной площади у Курского вокзала моряков встречали жители Москвы. На платформе играли оркестры Ростовского и Астраханского полков. В. Ф. Рудневу и Г. П. Беляеву поднесли лавровые венки с надписями на бело-сине-красных лентах: «Ура храброму и славному герою — командиру «Варяга»» и «Ура храброму и славному герою — командиру «Корейца»». Всем офицерам подарили лавровые венки без надписей, а нижним чинам — букеты цветов. От вокзала моряки направились в Спасские казармы. Городской голова вручил офицерам золотые жетоны, а судовому священнику «Варяга» отцу Михаилу Рудневу — золотой шейный образок.
16 апреля в десятом часу утра они прибыли в Петербург. Платформу заполнили встречающие родственники, военные, представители администрации, дворянства, земства и горожане.

Федор Семенов получил две боевые награды: Георгиевский крест 4 степени и серебряную медаль «За бой «Варяга» и «Корейца».
…бескозырка, на ленте которой золотые буквы «Варяг».
А что было дальше? Федор Федорович демобилизовался, работал кочегаром в Севастополе, где в 1905 году принял участие в вооруженном восстании черноморцев. После подавления восстания был приговорен к расстрелу и только награды за подвиги в Чемульпо спасли его – он был списан и отправлен на родину в Ласицы.
Там он женился. Потом уехал в Ялту, где работал на пароходах, слесарем на суше.
Родились сын Павел и дочь Аксинья. 32 года проработал в разных должностях в хлопководческом совхозе «Пахтаарал». Жена, Варвара Степановна, была его верным другом и помощником.

В день 90-летнего юбилея Федор федорович Семенов получил сотни поздравительных телеграмм. Одна из них была особо дорогой: от командования экипажа ракетоносного кресера «Варяг», в списки которого Федор Федорович Семенов внесен навечно почетным членом экипажа.

Источник:
1. Л.П.Леонтьева Сколько человеку жить? Издательство Алма-Ата «Казахстан» 1983.
2. В.Д. Доценко «Мифы и легенды русской морской истории»
http://www.cruiserx.narod.ru/docenko.htm
© Валентина Томашевская, 2008

1 комментарий

  • Фото аватара Инесса Кимовна:

    Очень интересная статья ,только вот в одном рассказе жену Ф.Семёнова звать бабой Таней,а в другом-Варва-
    рой Степановной.А как на самом деле?

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.