Б. П. Грабовский — изобретатель телефота. Часть 2 История Ташкентцы
Представленные в сборнике документы позволяют с большой точностью воссоздать историю разработки радиотелефота. Идея изобретения возникла в Ташкенте в 1923 году у Б. П. Грабовского, лаборанта физико-математического факультета Среднеазиатского (ныне Ташкентского) университета. Проектирование телевизионной установки и предварительные эксперименты начались в июле 1925 года в Саратове, где к работе подключились Н. Г. Пискунов и В. И. Попов (док. № 7). К осени проект первого варианта передающего и приемного аппаратов был завершен и 9 ноября 1925 года предъявлен приехавшими в Ленинград изобретателями на государственную экспертизу в Комитет по делам изобретений СССР (док. №1).
Видные ленинградские ученые, ознакомившиеся с проектом телефота, дали ему положительную оценку (док. № 2, 3, 5). Получив их одобрение, изобретатели пошли на решительный шаг и заключили с Трестом заводов слабого тока в Ленинграде договор на экспериментальную проверку своего проекта (док. № 6). Однако предусмотренный договором трехмесячный срок оказался недоста-точным для убедительного доказательства правильности предложенного метода и создания действующей аппаратуры, а от продления договора трест категорически отказался, мотивируя свой отказ тем, что проблема телевидения слишком нова для промышленности и должна пройти предварительную проработку в научно-исследовательских лабораториях (док. № 14, 20).
После долгой (продолжавшейся более 2,5 лет) экспертизы Комитет по делам изобретений признал новизну и полезность радио-телефота, в удостоверение чего 30 июня 1928 года выдал на имя Б. П. Грабовского, В. И. Попова и Н. Г. Пискунова патент СССР № 5592 с приоритетом от 9 ноября 1925 года (док. № 32). К тому времени состав группы Б. П. Грабовского изменился: Н. Г. Пискунов и В. И. Попов отошли от практической деятельности по реализации телефота, а Грабовский вернулся в Ташкент, где привлек к работе молодого лаборанта И. Ф. Белянского, проявившего сметку не только в технических, но и в финансовых вопросах. Найдя поддержку в партийных и хозяйственных органах Узбекистана, вплоть до самых высоких инстанций (док. № 33, 37, 39), изобретатели сумели завершить разработку и провести ряд принципиальных демонстраций полностью электронной системы телевидения в 1928—1929 годах (док. №35, 38, 56).
Современный человек привык к появлению все новых и новых бытовых радиоэлектронных приборов, даже таких, которые еще вчера казались невероятными. Сейчас никого не удивляют цветной телевизор, всеволновый радиоприемник, транзистор, тьюнер, звукозаписывающее стереофоническое устройство, видеомагнитофон с передающей телевизионной камерой и набором видеокассет, а в недалеком будущем — не удивит и стенка бытовой радиоэлектроники с личным компьютером. Но чтобы с занятой нами позиции по достоинству оценить творческий подвиг создателей телефота, необходимо иметь представление об отечественной радиопромышленности и уровне развития идей электрической передачи изображений в 1925 году. Надо представить себе, что отнюдь не телевизоры, а радиотрансляционные точки были большой новинкой.
Только 24 июля 1924 года Совет Народных Комиссаров СССР вынес постановление «О частных приемных радиостанциях», которое в радиолюбительских кругах назвали «Законом о свободе эфира». Этим постановлением отдельным лицам разрешалось иметь радиоприемники (с обязательной регистрацией), в том числе изготовленные своими силами. Еще одно важное постановление Совнаркома «О радиостанциях частного пользования» от 5 февраля 1926 года давало право строить любительские передатчики и экспериментировать на коротких волнах. Эти постановления привели к широкому развитию радиолюбительства в нашей стране. Регулярное радиовещание в СССР началось в конце 1924 года, а радиотрансляционные узлы стали создаваться лишь в 1925 году. На
21 августа 1925 г. в СССР было зарегистрировано всего 22 677 детекторных и ламповых радиоприемников, главным образом в Моск
ве и Московской области9.
Производство телефонной, телеграфной и радиовещательной аппаратуры относилось к профилю электрослаботочной промышленности, значительная часть которой до революции концентрировалась в Петрограде.
Расширение радиотехнического производства требовало огромного количества радиоламп. Поэтому правление треста приняло решение об организации электровакуумного завода10. В 1923 году новый завод начал выпуск массовой продукции, составивший 3000 приемно-усилительных ламп и 40 рентгеновских трубок. На заводе тогда работало 124 человека, из них рабочих 85, служащих 30 и учеников 911. После реконструкции, проведенной в 1925 году под руководством Ф. И. Ступака и С. А. Векшинского12, значительно возросшая производственная мощность завода позволила уже в ноябре
1927 года рапортовать о выпуске миллионной радиолампы, а в каталоге завода значилось более 30 типов ламп и трубок. В 1928 году
Электровакуумный завод прекратил самостоятельное существование. Он полностью объединился с электроламповым заводом «Свет
лана» и переехал на его территорию. С тех пор с именем «Светлана» стало отождествляться производство разнообразных электрон
ных приборов.
Но в конце 1925 года Электровакуумный завод был единственным предприятием в стране, ориентированным на выпуск крупных партий электронных ламп. В этот период проводилась модернизация заводского оборудования, и руководство завода не проявило заинтересованности в выполнении такого мелкого, но очень хлопотного заказа, как изготовление трубок для радиотелефота. О телевидении вообще в то время многие, даже специалисты-радиотехники знали только понаслышке. Поглощенные проблемами массовой радиофикации, они были уверены, что век телевидения наступит очень не скоро.
Хотя первые идеи и изобретения в области электрической передачи изображения были выдвинуты значительно раньше изобретения радио (и раньше телефона), развитие этих идей шло относительно медленно. Первый известный нам проект передачи заранее подготовленных изображений по проводам принадлежит английскому механику А. Бену и датируется 1843 годом13. Вслед за ним еще несколько изобретателей предложили аппараты для передачи неподвижных изображений, но коммерчески использован был лишь пантограф итальянского аббата Д. Казелли. Аппараты его системы были установлены и в России на линии между Москвой и Петербургом в 1866—1868 годах14.
Действие пантографа заключалось в следующем. На оловянную фольгу наносили изображение и надписи с помощью особых диэлектрических чернил и укрепляли ее в передающем аппарате. В приемном же аппарате помещали лист бумаги, пропитанной же-лезосинеродистым калием — составом, темнеющим под действием электрического тока. При помощи качающихся маятников по фольге в передающем аппарате и по бумаге в приемном одновременно перемещались контакты, осуществляя зондирование изображения, как бы прочерчивая следующие друг за другом строки, причем продолжительность прочерчивания строки совпадала с колебанием маятника, а все изображение, поделенное на 120 строк, передавалось за две минуты. Контакты передающего и приемного аппаратов соединялись проводом и вместе с батареей составляли общую электрическую цепь. В моменты прикосновения контактов в передающем аппарате к незакрашенным участкам фольги по цепи проходил ток, вызывая потемнение бумаги в приемном аппарате. После прочерчивания всех 120 строк на бумаге появлялось изображение, повторявшее то, которое было нарисовано на фольге.
Уже после первых опытов стало очевидно, что электрическая передача изображения возможна лишь при соблюдении, по меньшей мере, двух обязательных правил. Во-первых, изображение необходимо разбить на строки, а каждую строку — на элементы. Во-вторых, разложение (развертка) изображения и его сложение на приемной стороне должны осуществляться строго синхронно.
Этих двух обязательных правил придерживались и изобретатели, выдвинувшие проекты передачи движущихся изображений: португалец А. де Пайва (в 1878 г.), русский П. И. Бахметьев (в 1880 г.), немец П. Нипков (в 1884 г.) и другие15. Для передачи движения им пришлось предусмотреть значительное повышение скорости развертки. Например, П. И. Бахметьев предполагал передавать за секунду пять полных кадров изображения.
Вместо заранее нарисованного сюжета в этих проектах предусматривалась оптическая проекция с натуры, а вместо механического щупа — фотоэлемент на передающей стороне и преобразователь электрического сигнала в свет — на приемной. Однако способ разложения изображения на строки и на элементы в этих новых системах сохранялся прежний, механический. Так, П. И. Бахметьев предлагал в фокальной плоскости объектива механически перемещать по виткам спирали фотоэлемент, а П. Нипков — вращать перед неподвижным фотоэлементом перфорированный диск. Заметим, что ни один из названных изобретателей не сумел осуществить свою систему на практике.
Весьма несовершенными были технические средства для обратного превращения электрических сигналов в изображение. В научной и патентной литературе конца XIX — начала XX века для визуализации изображения предлагаются такие источники, как накальные тела, (а позже — электрические лампочки), вольтова дуга, трубка Гейсслера16, газовая горелка и даже керосиновая лампа. Поскольку яркость элементов воспроизводимого изображения должна соответствовать передаваемой картине, ученым и изобретателям той поры пришлось изрядно поломать голову над устройствами модуляции яркости при применении указанных выше источников света.
Гениальное решение проблемы визуализации телевизионных изображений нашел преподаватель Петербургского технологического института Б. Л. Розинг. Мимо его внимания не прошло одно из видных изобретений того времени. В 1897 году немецкий физик К. Ф. Браун сконструировал ■электронно-лучевую трубку для осциллографа, с помощью которой можно было визуально наблюдать быстропротекающие электрические процессы.
В трубке Брауна действует пучок электронов, который с большим ускорением направляется к пластине, покрытой люминофором — веществом, светящимся при электронной бомбардировке. Тот участок люминофора, в который ударяет пучок, начинает люминес-цировать, то есть светиться. Так как с помощью электрических или магнитных полей очень легко изменить направление пучка, то на этой трубке обычно получают светящуюся линию, изогнутую по закону исследуемого электрического колебания.
В отличие от трубки Брауна в трубке Розинга электронный луч чертит не одну строку, а целый набор строк, образующих светящийся экран. Кроме того, в свою трубку Розинг ввел дополнительный электрод, к которому подводится сигнал от передатчика, благодаря чему изменяется интенсивность электронного луча, а значит и яркость отдельных участков изображения. Таким образом, трубка Розинга заменяет собой сразу три элемента механических телевизионных систем: развертывающее устройство (например, вращающийся диск с отверстиями), источник свечения (например, газосветную трубку Гейсслера) и модулятор яркости.
22 мая 1911 года ученый публично продемонстрировал свой метод приема изображения, состоящего из четырех светлых полос на темном фоне. Так был создан прообраз современного электронно-лучевого кинескопа, и у механического телевидения появился серьезный конкурент.
В своих опытах Б. Л. Розинг применял передатчик с оптико-механическим разложением изображения, так как в те годы еще только намечалась задача создания передающей электронно-лучевой трубки. Б. Л. Розинга во всем мире справедливо называют основоположником электронного телевидения, то есть того самого метода приема изображений, который получил в наше время распространение в телевизионном вещании.
Прерванные первой мировой и гражданской войнами исследования Б. Л. Розинг сумел возобновить только в 1924 году. Незадолго до этого вышла его брошюра «Электрическая телескопия», в которой он указывал на бесперспективность оптико-механического телевидения ввиду инерционности «материальных механизмов»17.
«Катодный пучок,— убеждал Б. Л. Розинг,— есть именно то идеальное безынертное перо, которому самой природой уготовано место в аппарате получения в электрическом телескопе. Оно обладает тем ценнейшим свойством, что его можно непосредственно двигать с какой угодно скоростью при помощи …электрического или магнитного поля, могущего быть при том возбужденным со скоростью света с другой станции, находящейся на каком угодно расстоянии».
Допуская как временную меру применение в передатчике оптико-механической развертки, ученый сосредоточил свое внимание на совершенствовании телевизионного приемника с электронно-лучевой трубкой, хотя считал такую систему смешанного типа «промежуточным решением вопроса» и полагал, что задачу вполне можно решить, лишь применяя электронные трубки как для передачи, так и для приема изображений.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.