Учителям школ 25 и 160 Разное Ташкентцы
Пишет Зухра Сулейманова.
В прошлом году я нашла свою учительницу русского языка Ильяеву Тамару Борисовну в Израиле и написала ей нижеследующее письмо. Наша школа 25 стоит того, чтобы ее тоже вспомнили, вспоминая старый Ташкент. Просмотрите, пожалуйста, и если сочтете нужным, можете выложить его как обращение и благодарность учителям школ 25 и 160.
Дорогая моя Тамара Борисовна! Прямо не верится, что я пишу Ваше имя, обращаясь к Вам! Спасибо Эммочке, что она помогла мне связаться с Вами. Я так рада, что нашла Вас в здравии и благополучии. Хочу выразить Вам свое глубочайшее уважение и благодарность за все, что вы сделали не только для меня, а для тысяч детей, которых Вы воспитали. Я специально не говорю «выучили», а говорю «воспитали».
На учителе русского языка и литературы лежит двойная обязанность, да еще и миссия. Обязанность, во-первых, научить грамотному письму, во -вторых — ознакомить с литературой и научить грамотной речи. А миссия, я бы сказала великая миссия, лежит на учителях русской литературы — это научить быть Человеком. Это настоящая воспитательная работа, которую зачастую учителя русского языка делали вместо родителей. Только учителя русского языка на уроках литературы сеяли семена, которые дают всходы в течении всей человеческой жизни, а далее и произрастают в потомках. Благодаря учителям русского языка существует уникальное понятие как русская интеллигенция, а заодно интеллигенция советская. Теперь все это богатство тает — нет прежних учителей, а у нас к тому же все меньше нерусских…. Просто больно видеть что происходит в обществе.
В детстве и молодости жизнь так насыщена всякими событиями: серьезными и пустяковыми, которые в тот момент кажутся серьезными. Проходит время, всякая мишура и шелуха отпадает, а серьезное и большое остается и остается как остров, на котором твоя душа находит покой. Так вот одним из таких незыблемых островов для меня стало обучение в школе, особенно в нашей 25 школе.
Вспоминаю ее солидное и величественное здание, в котором было тепло зимой и прохладно летом. Полы, натертые мастикой, кожаный диван с тетей Дусей, буфет с тетей Соней, непонятную угловую комнатку с фонтанчиками, которая называлась таинственным словом <<кубовая>> (до сих пор не знаю что это означает), лестницу с широченными перилами… Хоть сейчас я мысленно могу обойти всю школу, мастерские, кладовки и чудесный сад с беседками и качелями…. А какая роскошная была спортплощадка, какие деревья росли со стороны двора!
А самое главное, какие были учителя! Пишу, а на глаза наворачиваются слезы…. Вспоминаю нашу последнюю встречу 12 апреля на встрече выпускников. Это было примерно в середине 80х, тогда у Вас на глазах были слезы….. Помню, как вы взяли нас, пятиклашек и в тот же день все распланировали, первым делом мы выпустили стенгазету, а потом пошло-поехало: КВНы, литературные бои, ежемесячные празднования дней рождения, классные часы, елки, утренники, спектакли, концерты, на которых выступала даже ваша дочечка со скрипочкой…. Это сейчас, со своим жизненным опытом я понимаю, что вы всю себя отдавали нам. Вы сами были примером того, каким надо быть не только учителем, но и человеком.
Как вспоминала Вас, так меня охватывало нечто вроде угрызения совести за то, что я не сказала Вам этого тогда, вовремя. Но тогда я еще не осознавала этого в полной мере, была <<зеленая>>, все приходит с опытом и сравнением … Слава Богу, что теперь у меня есть возможность низко поклониться Вам, а заодно мысленно и моим любимым Кларе Марковне Теплицкой, самой самоотверженной учительнице, какую я знала, Марии Захаровне Абайхановой, благодаря которой я все еще знаю географию, Лидии Николаевне Недикер — нашей первой учительнице (она жива! И мы собираемся навестить ее перед Новым годом), Любови Львовне Каменецкой(молодой и красивой учительнице английского, которая дала нам очень хорошую базу), Аракелу Никитичу Дарманяну, который нам преподавал только один год, но был настоящим <<отцом>> нашей школы, Сократу Самсоновичу Пирумову из 160 школы, учителю-фонтовику с
особым чувством юмора, Тамаре Дмитриевне Титовой (Авроровой), которая обучала нас литературе и русскому языку после Вас и вкладывала в нас всю свою душу, Валентине Васильевне Баевой — странной и очень образованной учительнице истории, которая упорно ждала от нас, шалопаев, воспитанности, культуры и благородства и поблагодарить Вас за все — за внимание, за заботу, за нашу грамотность, за любовь к книгам, за пример, который Вы нам преподносили в своем лице.
Школу нашу разрушили в 1994 году, сад вырубили, на месте спортплощадки построили новое здание, ничем не примечательное, (вроде деньги на строительство давала Мать Тереза), на месте старого здания — спортплощадка, полшколы для больных детей, а задняя половины платная школа с английским языком обучения, учителя из Турции, Австралии и пара из Америки. Так и весь Ташкент вроде тот, а вроде и не тот….
Хотя много хорошего из прежней жизни осталось по-прежнему: обилие овощей и фруктов, теперь их еще больше, появились всякие экзотические, которых раньше не было. Например, вчера видела черешню, есть всякие авокадо, дайконы, ананасы круглый год, все виды капусты — кольраби, брюссельская, савойская и т.д…. Все по-прежнему недорого, вернее, не сильно дорого. Те же лепешки, правда теперь их пекут на каждом углу, ароматный мед, дыни, янтарный виноград…. В общем, все не так уж плохо, это я сильно придирчива и поднимаю планку все выше и выше….. Одежа и обувь тоже в избытке — и дорогая и дешевая, а самый распространенный вид магазинов — ювелирные. На каждом шагу золото, скупка и т.д. Вот такие дела…..
Всегда вспоминаю, как мы на каждом уроке писали столбиком: из-за туч, мимо рощ....
А еще Тамара Борисовна, сразу хочу поздравить Вас с наступающим Новым Годом!
Пусть он принесет Вам только радость и здоровье. Вашим детям счастье,
благополучие, а Вашей стране покой.
Благодарю Вас, люблю и помню.
Всегда Ваша Зухра Сулейманова.
Дорогая Зухра!
Спасибо, что Вы опубликовали своё частное письмо к Учителю. Хоть я и был в другой школе (неподалеку), но то же самое мог бы сказать и по отношению к своим учителям. Мог бы… да не смог выразить свои чувства столь душевно, как Вы.
Если позволите, буду считать Ваше письмо адресованным не только к Тамаре Борисовне, но и ко всем нашим любимым педагогам, которые столько нам дали… Вы, Зухра, исключительно трогательно выразили словами глубокие чувства…. Спасибо.
Энвер[Цитировать]
Про учителей — только так!Спасибо вам,Зухра!
Инесса Кимовна[Цитировать]
Кубовая — комната где были нагреватели для воды. И фонтанчики, если кто захочет пить. Ботанический сад был для занятий по ботанике.
Старые школы строились как дворцы, это потом пришлось делать «инкубаторы» на 1.5-2.5 тыс. учеников и в две смены.
Постараюсь собрать материал об этих школах (многие из моей родни учились и работали в них)
AK[Цитировать]
Энвер, большое спасибо за добрые слова. Во мне это сидело занозой долгие годы. А тамара Борисовна, которой было адресовано письмо, носила его с собой и показывала знакомым…. Я рада, что как-то смогла донести до нее крупицу своих чувств.
зухра[Цитировать]
Зухра вы очень хороший человек, и я счастлива знакомством с вами. Пусть и заочным. Растрогана до слез.
Татьяна[Цитировать]
Танечка, дорогая моя, спасибо. Аж смутили….
Я полагаю, начало нашей дружбы положено….;-)
зухра[Цитировать]
Зухра, и я ужасно рада! Потому что мне , как всегда, везет на хороших и очень хороших людей. Мой е- мейл у вас. Будет время — пишите!! Жду.
Татьяна[Цитировать]
О! Наконец-то переключились с ассакинских на миробадских! Я учился в 25-й с 54-го по 61-й. Когда заканчивал, ее урезали до восьмилетки, а рядом выросла (вместо училища МВД) 11-летка 160-я.
В израильской русскоязычной прессе, газете «Мост», в частности, встречаю статьи Т. Ильяевой. Это она?
Хотя, по школе ее не помню. Хотя, напрягая память, вспоминаю молодую бухарку. Она? У нас литературу преподавал «Тарзан» — Михаил Борисович Финкельштейн (благословенна его память!). Географичку Марию Захаровну, правда, помню как Бондаренко. Ара Дарманьян был нашим, почти бессменным директором, уступив почему-то этот пост почти на год, для нас выпускной И.М. Каргину, по прозвищу «Циклоп». Я его вспомнил в «Садах Лицея». Мы с Зухрой, видимо, учились в разные годы. Физику нам преподавали Ара и Варвара. Хими. Капа и Елизавета. Узбекский — Хасан Ясаевич. Историю — Екатерина Романовна, а потом Циклоп. Французский — Любовь Алексеевна, она же — наш классный руководитель. Математику вели Любовь Павловна Бела, потом — молоденькая Инесса, потом отставной мильтон Николаша (отчество забыл)… Мы были последним выпуском десятилетки.
Особо вспоминаю тетю Дусю! Был еще завхоз Иван Капитоныч, они жили при школе, во дворе. В 71 году мы отмечали 10-летие окончания школы, и пьянка эта, с разрешения (Аракела?) происходила в одном из классов. Пригласили учителей, но была с нами одна тетя Дуся…
Рува[Цитировать]
Вениамин Тальский[Цитировать]
Рува, мы вместе начинали учиться в школе 25 — с 1954 года школа из женской стала смешанной…. Ты меня рыжего конопатого Веню должен помнить…Помню Хасан Яссаевич бил линейкой неусидчивых учеников. Тётя Дуся была замечательной женщиной!
Вениамин Тальский[Цитировать]
Зухра! Позволь присоединится к каждому твоему слову… Всё так и было…
Iosif Abdurakhmanov[Цитировать]
Спасибо все помню ты молодец всегда была. Присоединился К каждому слову
Роман боднер[Цитировать]
Я тоже училась в 25-й с 1958 по 1966. Школа уже стала восьмилеткой, когда мы заканчивали, в самое землетрясение. Классным руководителем у нас были разные учителя: и Ильяева Тамара Борисовна, и Бондаренко Мария Захаровна, а выпускала нас Евгения Давыдовна Бруханская ( м.б. фамилию исказила, т.к. точно не помню). Очень благодарна всем учителям не только за знания, которые мы получили, но и за то, что научили нас преодолевать трудности, которых по жизни было больше, чем достаточно. Очень было трудно, когда перешли в 160-ю школу. Требования резко изменились, никто с нами не нянчился, только жестко, по-взрослому, спрашивали. Математику нам преподавал Сократ Самсонович Пирумов. Он нас научил думать, рассуждать, логически мыслить. Дня не прошло, чтобы я с благодарностью его не вспомнила. А уже 50 лет прошло! (В 25-й математичка была никудышной.) И, конечно, очень признательна Нине Алексеевне Квасовой — учителю химии, которая привила любовь к своему предмету. Поэтому прямиком поступила на химфак в текстильный институт.
Зухра, спасибо Вам за добрые слова в адрес наших учителей — 25, 160. Хорошие были времена.
Адэля Еникеева[Цитировать]
Аделя, Евгения Давыдовна Бруханская была и моим классных руководителем….Уже будучи в зрелом возрасте есколько раз бывал у неё дома, и сженой , и с дочкой…
Вениамин Тальский[Цитировать]
Всегда думал, что 25-я — это дурак-школа, как 66-я на Чиланзаре…
J_Silver[Цитировать]
В мою ученическую бытность она такой и была — вспомогательная школа для детей с умственными отклонениями. Может, до 70-х годов она была просто школой…
Светлана[Цитировать]
66 я была на энгельса между алайским и одо (на стороне алайского)
николай[Цитировать]
Директора школы 160 звали Машевский Анатолий Леопольдович. Вспомнила моя сестра Люба Парфенова выпуск 1974 года.
Светлана[Цитировать]