История ТашМИ, продолжение История
Пишет Валерий Григорьев. В продолжение воспоминаний Семена Гохберга.
Спасибо, Семён, за воспоминания !
А то я уже решил, что остался как последний из могикан. Из всех ровесников в сети встретил только трёх одноклассников, но-никого из ТашМи.
Мы поступили в ТашМи с разницей в 1 год (я-в 1958 году ) и, поэтому, персонажи великолепного очерка для меня ожили именно по состоянию для тех лет. Почему « по состоянию для тех лет» ?
Да потому, что студенческие легенды переходили из поколения в поколение.
КАФЕДРА ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ
Из воспоминаний студентов военных лет о профессоре Глебе Николаевиче Терехове…Всё так, как у Семёна, но с некоторыми дополнениями и уточнениями…Так, например, вспоминали , действительно, о его трепетном отношении к студенткам в платьях при сдаче экзамена( сдавался в летнюю сессию ).Но, с некоторым уточнением, т.к. лупа использовалась, якобы, для разглядывания ножек.В зависимости от эффекта выставлялась оценка. Так вот, в военные годы на экзамен пришла девушка в ватнике.Он, не спрашивая ничего по билету,написал что-то в зачётке и выбросил её в окошко.Рыдающая девушка поднимает и видит оценку »отлично».Другие попытались повторить опыт, но не тут-то было-профессор гонял их по всему курсу.Вроде бы мальчикам на экзамене к нему лучше не попадаться. Я к нему попал-и всё было без репрессий, получил « отлично».
О других преподавателях кафедры патанатомии… Доцент Долинская, которая курила папиросы, держа
их корнцангом, во время вскрытия. Поговаривали, что в прошлом она была балерина и в результате травмы ноги была вынуждена сменить профессию. Представляете-поворот судьбы- трепетный балет и грубая правда патологической анатомии.! Общим любимцем был преподаватель Пригожин.Он, видимо, старался компенсировать непредсказуемость профессора, и занятия у него проходили даже весело и очень продуктивно . С таким же отношением к нам мы встретились во время одной их хлопковых кампаний, где он у нас был руководителем.Очень переживал за тех, кто не справлялся с нормой сбора, а она была-90-100 кг, даже без особой зависимости от состояния поля. Защищал, как мог, от вызовов на ночные разборки отстающих…
Ещё о профессоре Терехове. Якобы, в связи с преклонным возрастом, его не утвердили заведующим кафедрой, на что он возразил : « Меня сюда Володька ( читай-Ленин ) направил, и не вам судить о моих возможностях »… Не помогло…
КАФЕДРА НОРМАЛЬНОЙ АНАТОМИИ
Здесь, прежде всего- о замечательном преподавателе Якове Григорьевиче Ротенберге. Я часто общался с ним вне занятий-очень интересны были его рассказы об истории экспонатов анатомического музея при кафедре.Один из них- скелет человека ростом 217 см. Причём кости голеней были грубо скреплены гипсом.Раньше это был сцепщик вагонов на железной дороге, попал под вагон и погиб.На законных основаниях, благодаря заранее составленному договору, тело было направлено в мединститут. Подробности изготовления экспоната опускаю…Так вот, в отношении трудности запоминания латыни… Очень трудно, если подходить банальной зубрёжкой.А вот если эту латынь перевести на русский язык и понять смысл названия- то не сложнее итальянского …У меня ещё было преимущество в том, что я был обладателем целого скелета.( ещё учась в школе, приволок его из канавы, куда он был просто выброшен из кабинета биологии ). В последующем профессия столкнула меня с дочерью Якова Григорьевича- Лилией Яковлевной. Даже писали савместную статью в журнал
«Здравоохранение Узбекистана « Она была патологоанатомом, а я-хирургом клинической туберкулёзной больницы.
Доцент Аляви был тоже яркой личностью и о его афоризмах во время экзаменов ходили байки.Но, в основном, тематика была « ниже пояса « поэтому для неподготовленного читателя лучше не продолжать воспоминания ( а есть, о чём вспомнить ! )
КАФЕДРА ГИСТОЛОГИИ
О Лидии Абрамовне Элькинд у Семёна воспоминания ярче моих.А вот о Петре Николаевиче Малевиче есть, что вспомнить. Он у нас не преподавал, но как-то я оказался в его гистологической лаборатории и он продемонстрировал мне чудо техники (даже для нашего времени) – созданный его талантом и руками автомат для окрашивания гистопрепаратов.Дело в том, что это процесс довольно сложный, где значение имеет пунктуальность и очередность каждой процедуры. Так вот- всё программировалось.Учтите-создан в конце 50-х годов !
КАФЕДРА ФАРМАКОЛОГИИ
Вторая по сложности предмета, наряду с кафедрой патанатомии. Говорили, что после третьего курса можно жениться только при условии сдачи этих двух предметов.
О Николае Николаевиче Компанцеве знал ещё со школьных лет.Дело в том, что у нас завучем была его сестра – Евгения Николаевна Компанцева. У неё была дочь-Саша. Жили они тогда в школе- в комнате на 3-м этаже ( знаменитая по « Письмам о Ташкенте « школа № 18 имени Сабира Рахимова.)
Жил Компанцев в тупичке за домом генерала Ивана Ефимовича Петрова. Частенько мы параллельно с Николаем Николаевичем спешили на лекции. О том, как форсировали Салар у моста, опаздывая на лекцию, я уже писал в соответствующей теме о Саларе.Но особенность в том, что мы опаздывали на одну и ту же лекцию- Николай Николаевич как лектор, а я-как студент. Зная о его строгости, мне пришлось сначала помочь ему, а потом удирать, чтобы прибыть пораньше… Фармакологию сдал только со второго захода…ему же.
КАФЕДРА ГИНЕКОЛОГИИ
Абрам Аронович Коган.Удивительно приятный человек ( не только для женщин ). Экзамен у него мне запомнился на всю жизнь… Летняя сессия. Группу приглашают в кабинет профессора. На столе- огромная супница из старинного фарфора, из того же сервиза-блюдечки по числу пришедших на экзамен,ложечки, молочники и прочее. Снимается крышка с супницы, а она… до краёв наполнена отборной клубникой ! Абрам Аронович предлагает всем преодолеть стеснение и угощаться.Долго уговаривать не пришлось… Пока мы опустошали супницу, профессор предложил нам схему экзамена.Она состояла в том, что, во-первых, двоек он не ставит, т.к. от этого зависела стипендия и многое другое.-вторых-задаётся вопрос для всей группы.Отвечает любой желающий.Все внимательно слушают, дополняют, поправляют. По ходу беседы профессор делает свои заметки.Но сама постановка
Вопроса ! Настолько точна, что можно сразу сделать вывод о знании предмета и общем кругозоре.
Например: представьте, что одновременно произошла овуляция у мышки и у слонихи. Вопрос- когда яйцеклетка попадёт в полость матки у первой и второй.Отвечать пришлось мне-«одновременно «
«Почему ? « Потому, что они представители млекопитающих и эволюционно самые первые процессы
Зарождения жизни у них происходят идентично…»
Все последующие вопросы – в таком же плане. С экзамены возвращались сытые и счастливые.
Доцент той же кафедры Манулкин. Имени его не помню, но помню, что он был отцом Толика Манулкина, которому так понравился танец живота. Так вот, доцент на лекции об анатомии внутренних женских детородных органов не только говорил, но и показывал … Но как !
Он распахивал халат таким образом , что его полы растягивались между тазом и кистями рук,
При этом двигал пальцами и пояснял: халат- это связки матки. Руки-это маточные трубы.
Пальцы-это ворсинки маточных труб. Всё очень просто-яйцеклетка попадает на ворсинки(пальцы)
А потом через трубы(руки) попадает в полость матки ( сопровождалось это поглаживанием живота)
Хорошая кафедра…
Наконец 3-я ХИРУРГИЧЕСКАЯ КЛИНИКА. Моя Альма Матер.
От входа в главное здание находилась направо, а 1-я хирургия-налево. Так что, с Семёном наверняка встречались, но редко, т.к дежурства по скорой помощи чередовались.
Попал туда самостоятельно, удрав с сестринской практики из клиники дерматовенерологии.
Сначала- в помощь медсестре процедурной, затем- в перевязочную, затем- в операционную, да так там и застрял до окончания института… Как много я оттуда взял из практической хирургии !
О моих учителях начну с санитарки операционной тёти Паши. Маленькая, немножко сгорбленная, она многому меня научила , прежде всего- с обязательных правил в операционной. Так что сразу обошлось без замечаний. Она обладала талантом наложения гипсовых повязок.При мне хирурги говорили- сначала к тёте Паше. Она всю войну прошла с госпиталем и там научилась этому искусству. Её уроки в последующем очень пригодились. А фамилия у тёти Паши была – СОЛДАТОВА !
Хирурги, мои учителя, прошедшие всю войну- ЕВГЕНИЙ ЮЛЬЕВИЧ КИНЕЛЬ, ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ФРОЛОВ. Профессор ЛЕВ ДОМИНИКОВИЧ ВАСИЛЕНКО. Благодаря им, я приобрёл к концу института практический опыт на уровне земского хирурга, а это-прежде всего смостоятельность и уверенность , что после института приобретается годами.
Были и уроки практической медицины, о которых не пишут в учебниках…Не знаю, можно ли писать об этом для широкой публики, но ведь это-воспоминания, а не рецепты… В общем- на усмотрение
Редактора… В клинику поступил обожжённый, примерно 75-80 % поверхности. Насколько я сейчас понимаю, для того времени он был безнадёжный. Дело было летом. Вести его поручили мне.Лежал он в отдельной палате по известным причинам- из-за запаха. Приходилось его перевязывать ежедневно. В один из дней я пришёл в ужас- в ранах обнаружил белых червей. Помчался к Владимиру Ивановичу Фролову… Такое известие ! А он и говорит-ничего страшного, только чище рана будет, весь некроз будет уничтожен этими существами. Ужас ! Но… это опыт войны, где приходилось и не с таким связываться.
Отдельная тема АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ УГАРОВ – гистолог клиники . Он когда-то перенёс полиомиелит и практически жил в своей лаборатории в клинике, редко уходя домой.Это был настоящий энциклопедист, с передовыми взглядами. Думаю, что в 30-е годы от ареста его спасла только инвалидность. Как много он рассказывал о генетике, о неизвестной до сих пор науке эвропатологии ( т.е. патологии гениальности, когда в одном организме встречаются доминантные гены патологии и гениальности ) с множеством примеров. Знал наизусть всего Гейне. Причём просил произносить « Хайне « , что ближе к немецкому произношению… И многое другое он мне преподал на всю оставшуюся жизнь. Судьбе было угодно, что он стал духовным учителем и моей супруги Натальи, т.к. жили в одном дворе через стену. Узнав о нашей предстоящей свадьбе он задал вопрос ребром: Валерий, а вы не боитесь жениться на умной девушке ? Ведь она золотая медалистка !»
Надо сказать, что до сих пор не жалею. А за нами- 46 лет супружества. Очень часто вспоминаем нашего учителя,хотя учились у него независимо друг от друга. Вот ведь как бывает !..
Могу ещё очень многое вспомнить, но приходится думать о тех, кого эти воспоминания не очень волнуют… Ведь из тех ровесников и студентов того времени на сегодняшний день « проявились» только я и Семён. Хотелось бы пообщаться с Семёном приватно. Мой е-мейл известен.
Спасибо за предоставленную возможность улететь в воспоминания 50-летней давности .
Уважаемый, Валерий, здравствуйте!
Читая Ваши воспоминания о ТашМи, я получил истинное наслаждение от правильного русского языка. Это я говорю Вам искренне. Я проработал в Москве с 1993 по 2007 год, но практически нигде, за исключением, быть может, стен МГУ я не слышал правильной русской речи. Удивительно, лишь в 2008 году в Москве мое внимание привлекло интервью топ-менеджера крупного западного банка (армянина по национальности), речь которого поразила меня своей глубиной и грамотностью. Я очень спешил тогда, но я все отложил и прослушал его интервью по радио до конца , сидя в своем автомобиле прямо на заправке. Это огромная редкость-услышать правильную русскую речь. Большое Вам спасибо!
С уважением, Нурутдинов Дурбек.
Нурутдинов Дурбек[Цитировать]
Спасибо за комментарий! Я все время имею в виду вернуться (и не оставлять) к теме русского языка. Очень интересное обсуждение было во время Фестиваля поэзии о русском языке в Ташкенте, также Элеонора Шафранская развивает эту тему в своих работах. Запланированы интервью с русистами, но все откладываются. Если есть соображения, прошу публиковать.
Скляревский Е.[Цитировать]
Очень интересно!
Пожалуйста,продолжайте!
Читая,попадаешь во время молодости родителей,это здорово!
Спасибо!
Другая Зухра[Цитировать]
Уважаемый Валерий ! С удовольствием с Вами пообщаюсь.Очень понравились Ваши воспоминания , самое главное, они очень доброжелательны по отношению к нашим преподавателям,хотя было,естественно, по-разному.Кстати, я забыл упомянуть о знаковых вещах, двух могилах профессоров- организаторов ТашМИ Слонима и Мирочника, но была еще одна могила проф. Хрущева(биолог или гистолог, не помню), она находилась на территории стадиона, на месте которого потом построили урологическую клинику, и могила куда-то исчезла совсем (вернее, мраморная плита). И еще- профессор Терехов был организатором и первым заведующим кафедрой
патанатомии, но в начале 90-х годов на кафедре открыли мемориальную доску не Глебу Николаевичу, а проф.Магрупову, который тоже был человек заслуженный, но не Терехов… Вообщем ,пишите semen456@gmail.com
Семен[Цитировать]
Я работал санитаром в ТашМИ в 1983-1987 годах. Могил было 3: Мирочник, Слоним, Хрущов. Все вместе. Надгробие Хрущова менее заметное.
Александр[Цитировать]
Дорогие Валерий (простите, не знаю Вашего отчества) и Семен Львович (тут я все знаю, поскольку имел честь вместе и вместе работать, и вообще — люблю), какой кайф читать Ваши воспоминания! Жалко, быстро заканчиваются. Я учился на 20 лет позже Вас, некоторых персонажей застал живыми, остальных — легендами. А легенды в ТашМИ берегли и передавали из поколения в поколение.
Кстати, могилу проф. Хрущова (мне помнится, она писалась отлично от генсека) еще в 80-е перенесли в ту же аллею, где похоронены Слоним и Мирочник.
MK[Цитировать]
Константин Григорьевич Хрущов, доктор медицины, акушер-гинеколог, был вторым по счету деканом медицинского факультета САГУ. С 1921 по 1924 год.
VTA[Цитировать]
Моя мама училась в Ваше время, я сама — в конце 80-х. Да , традиции в ТашМИ были богатые. Хочу упомянуть ещё выдающегося хирурга Войно- Ясенецкого. Мы ещё видели операционную сестру, которая была при В — Я — санитаркой. Она показывала , где висела икона в операционной, перед которой обязательно молился В — Я перед операциями. А с моей старшей сестрой на курсе учился внук(или правнук) того самого Терехова Г.Н. Похож был на молодого деда, фото которого было вывешено на стенде на кафедре, — поразительно. Теперь все поразъехались в силу известных причин. Связь времён прервалась.
Татьяна Аристова[Цитировать]
Операционную сестру звали Елена Андреевна Николаева 1918 г.р. жила на Вревском проезде — санитарка с 1934 года, операционная сестра с 1936 года. Всю жизнь проработала в 1-м хирургическом отделении, в одной и той же операционной, и с Войно-Ясенецким, и с Вахидовым.
Александр[Цитировать]
Здравствуйте уважаемые посетители этой странички! Мое имя Владимир, я доцент кафедры фармакологии Витебской государственной академии ветеринарной медицины, Беларусь. Интересуюсь трудами Николая Николаевича Компанцева (его работы с растениями) может среди вас есть сотрудники кафедры фармакологии Таш МИ. Буду очень рад получить от вас любое известие. Может у вас есть на кафедре какие-нибудь труды или брошюры и т.д. мой адрес AVD1974@mail.ru
Владимир[Цитировать]
В этой статье упоминается дочь Якова Григорьевича Ротенберга — Лилия Яковлевна, патологоанатом. У нас в доме, в соседнем подъзде жила Лилия Яковлевна, патологоанатом. К сожалению, я не знаю её девичей фамилии. Наверное, это была она. Такая статная, красивая, с красивым, звучным голосом. Была очень приветлива, общительная. Уехали в Израиль. Я вот не знаю, жива ли она сейчас…Да….интересно…Родная сестра моей бабшки и её муж (сестры) заканчивали Ташкентский медицинский институт. Я вот не знаю, в каком году, конечно же, давно-давно. Многие фамилии профессоров, встречающиеся мне — как-то на слуху. У их выпуска была традиция — встречаться каждые 5 лет. Я не помню, когда появилась эта традиция, Но вот помню, что в 70-е и 80-е года бабулина сестра с мужем каждые пять лет приезжали из Минска в Ташкент на встречу выпускников…Это было так трогательно…
Светлана[Цитировать]
Здравствуйте!
Моя мама Березко (Дьякова ) Галина Никитична закончила Ташми в 1958г.
Я сам поступил в 1974 г. Многое уже забылось…
Спасибо за интересный рассказ. Покажу ей, будет рада.
Анатолий Дьяков
Анатолий[Цитировать]
моя бабушка сосновская александра семеновна в девичестве Биручинская окончила ташми ( тогда Сазми ) первый выпуск кафедра хирургии проработала много лет и во время войны в госпитале ташми ее фото есть на общем фото выпуска жаль не могу выложить и еще она ассестировала самому Воинову — Ясенецкому .
владимир[Цитировать]