Прекрасный и величественный польский костёл в Ташкенте Разное
Каждый житель Ташкента хотя бы раз, но видел Римско-католический храм Святейшего Сердца Иисуса. Если вы впервые в Ташкенте, то не спрашивайте у прохожих про Римско-католический храм Святейшего Сердца Иисуса. Известен он всем просто как польский костел. Находится он на улице Садыка Азимова напротив старого ТашМИ.
По сравнению с другими религиозными постройками этот храм относительно молод, но ни в чем другом он не уступает остальным достопримечательностям Ташкента. Изящное, и в то же самое время внушительное, молодое, но с очарованием присущим только зданиям, которые многое пережили, загадочное и просто прекрасное в своей величественной архитектуре здание. Мало кому не захотелось бы войти в эти двери, заглянуть в окна, разгадать, что кроется там внутри за толстыми стенами. Наверху храма располагается колокольня, и колокол звенит за полчаса до службы и в праздничные дни во время службы. Храм не нуждается в дополнительных украшениях кроме витражных окон, маленьких башенок на крыше, арки ворот.
Даже не верится, что подобное здание могло быть воздвигнуто только в начале прошлого столетия. Спускаясь по ступенькам к храму, ощущаешь трепет перед таким внушительным творением человеческих рук. Перешагнув порог, вы оказываетесь в небольшом холле и прямо перед вами распахнуты двери крипты. Слева от холла находится зал Иона Павла второго, где прихожане по средам молятся или после мессы здесь проходит чаепитие. Рядом с залом Иона Павла второго располагается библиотека. Справа от холла находится зал Святого Антония, именно в этом зале проводились службы во время ремонта. Сейчас этот зал благодаря своим размерам часто используется для проведения представлений.
Однако самое сердце храма находится на втором этаже – главный зал, или зал вознесения. Он предназначен для проведения торжественной воскресной службы. Зал украшен прекрасными витражными окнами, впервые зайдя в этот зал, нельзя отвести взгляд от этих прекрасных разрисованных окон. Привыкнув к этой божественной красоте, взгляд устремляется в центр зала, где помещена бронзовая статуя воспарившего Иисуса. С правой стороны зала расположена небольшая исповедальня, где человек может покаяться в своих грехах.
Вот и закончился краткий экскурс по архитектуре храма. Словами трудно описать эмоции, возникающие во время посещения этого чудного образца мастерства строителей и архитекторов того времени. Теперь немного истории.
История Римско-католический храм Святейшего Сердца Иисуса так же непроста и интересна, как история любого религиозного здания. В 1875 году католики впервые обратились к правительству Туркестана о разрешении строительства Католического храма. Через 9 лет, в 1884 году, было начато строительство первой каплицы для обслуживания военнопленных, прежде всего поляков. В 1905 году была построена временная часовня, останки которой были снесены в 1907 году.
Строительство храма из бетона было начато в 1912 году по инициативе о. Иустина Бонавентуры Пранайтиса. Однако архитектором был известный польский архитектор Людвиг Панчакевич. Рабочими были в основном военнопленные, среди них были высококвалифицированные инженеры, скульпторы, каменщики и т.п. В 1917 году случилось несчастье, умер Людвиг Панчакевич. Его дело продолжил о. Болеслав Рутенис. Однако в те годы, как всем известно, началась революция, поменялась политическая ситуация в регионе, к власти пришли большевики. Из-за этого, а также из-за недостатка средств, строительство временно приостановилось.
В 1925 году повсеместно проводилась национализация и в недостроенном храме до 1976 года размещались различные предприятия, такие как общежитие или склад. За весь этот период, пока храм был использован не по назначению, все скульптуры были или разворованы или разрушены. В 1976 году благодаря постановлению властей о реставрации, здание со столь непростой историей было отреставрировано и отдано Министерству культуры УзCCР и в 1981 году объявлено архитектурно-историческим памятником Узбекистана. С 1992 года, с обретением независимости Узбекистана, католическому приходу Ташкента был возвращен храм. И в 1993 году началась полная его реставрация, которой руководил архитектор Сергей Адамов и конструктор Александр Пономарев.
22 октября 2000 года возрожденный храм под воззванием Святейшего Сердца Иисуса был освящен архиепископом Марианом Олесем – Апостольским нунцием в Казахстане и Средней Азии с 1994 по 2001 годы.
И вот теперь можно сказать, что строительство храма было нелегким делом, прерывающимся по многим причинам, и наконец, спустя 88 лет дело, начатое о. Иустином Бонавентурой Пранайтисом – строительство костела в Ташкенте, – завершилось.
Месса в храме ведется на трех языках. Со вторника по субботу в 6 часов вечера. В воскресенье в 10 часов на английском, в 12 на русском и в 4 на корейском. Посещения в храме возможно с 3 до 5 дня.
Собор, надо полагать действтиельно красивый. Но вот вам небольшая информация об инициаторе его строительства — Иустине Пранайтисе:
Сын крестьянина. Окончил начальную школу в Грискабудисе и гимназию в Мариямполе, после чего в 1878 г. поступил в духовную семинарию в Сейнах. В 1883 г. поступил в Римско-католическую Духовную академию в Санкт-Петербурге, с 1887 магистр теологии, годом ранее посвящен в священники. После окончания Духовной академии, был назначен в ней префектом и преподавателем древнееврейского языка. Приобрел известность антисемитской книгой «Christianus in Talmude Iudaeorum sive Rabbinicae doctrinae de Christianis secreta» («Христианин в Талмуде еврейском, или Тайны раввинского учения о христианах») — текст его магистерской диссертации, изданной в 1892 г. в Петербурге и переведенной на целый ряд европейских языков. В этом сочинении обосновывается мысль, что иудаизм учит ненависти к христианам и вообще всем неевреям, а также что он предполагает ритуальные убийства. Хотя Пранайтис и был учеником виднейшго гебраиста и семитолога той эпохи О.Д.Хвольсона, его сочинения рассматривались специалистами как дилетантские и псевдонаучные. В 1894 г. судился по обвинению в шантаже (потребовал в багетной мастерской 1000 рублей в компенсацию за испорченную дешевую картину, которую он выдал за картину кисти Мурильо). На некоторое время был сослан в Тверь. В 1902 г. был направлен в Ташкент. По его инициативе были построены католические церкви в Ташкенте, Бухаре, Самарканде, Ашхабаде. Его активная миссионерская деятельность, выразившаяся в частности в «совращении в католичество» нескольких чинов Туркестанского гарнизона, вызвала о нем оживленную полицейскую переписку. В сентябре-октябре 1913 г. был экспертом обвинения на судебном процессе по делу Бейлиса — еврея, обвинявшегося в ритуальном убийстве христианского мальчика; однако на допросе продемонстрировал полную некомпетентность, не сумев ответить на ряд вопросов защиты, касающихся Талмуда.
A[Цитировать]
Ищите книгу: «НОВЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРОТИВОКАТОЛИЧЕСКИЙ КАТЕХИЗИС».
Vadim[Цитировать]