Улицы литераторов История Разное
Комментарий Инессы Кимовны, достойный отдельной публикации к статье «Главпочтамт, Пушкинская».
Я жила на улице Каблукова, а училась в 44-ой школе. В школу и домой всегда ходили разными дорогами, но всегда по улицам имени какого-нибудь литератора. В одном месте были улочки имени Некрасова, Крылова, Лермонтова, Гоголя, А.Толстого, а на другой стороне и Жуковского. Была у нас игра такая: по какой улице идешь, стихи или прозу классика произносишь, кто больше вспомнит, тот молодец, тогда мы много классиков наизусть знали, такая вот школа была. Если проходили мимо львов, обязательно с ними здоровались почтительно, очень красивыми они нам казались…
Вспомнился старинный анекдот, когда ученик на просьбу учителя перечислить классиков бодро оттарабанил: Гоголь, Жуковский, Пушкинский, Асакинский, Дархан-арык
:-0) Ташкентцы поймут.
А кто знает улицы Достоевского и Тургенева? Их, кстати, до сих пор не переименовали!
Студенткой жила на улице Тургенева. С нею связаны юность, любовь и замужество, рождение первенца и многое, многое другое.
Дом, в котором мы с сестренокй, тоже студенткой, а позже с мужем Александром Добровым, снимали комнату — с толстенными стенами, высокими потолками — принадлежал вдове некого Петросяна, Елизавете Петровне Гольдреер — совершенно замечательной, некогда очень красивой женщине под семьдесят с яркими карими глазами, веселой и бодрой. Она дала нам, еще неоперившимся, немало добрых жизненных уроков и стала близким человеком.
Была улица Тургенева, как и другие русские «литературные» улочки (исключение — Пушкинская и Жуковского), небольшой. Начиналась сразу после корпусов ТИИМСХ на Урицкого, почти на одном уровне с кондитерской фабрикой «Уртак» и вела вниз, немного под уклон, слегка изгибаясь, к улице Достоевского, по которой можно было выйти на Кары-Ниязова.
Все эти улочки овевались карамельными ароматами кондитерской фабрики, которая тогда славилась хорошими шоколадными конфетами.
Отсутствие прямизны, закоулочки-переулки, уходящие вглубь дворики, в которых лепились еще дома — все придавало этим двум улочкам (наверное, как и другим) особую прелесть.
Наш дом с трехстворчатыми венецианскими окнами, делили две семьи. Дворик был перегорожен сеткой, в каждой половине — свой садик.
В нашем рос огромный куст бульдонежа у крыльца, пригибающийся в мае под тяжелыми, вначале зеленоватыми, потом белоснежными шарами соцветий. В мае-июне приятно было лежать на раскладушке в кружевной тени под виноградником, почитывая книги. До ноября, можно сказать, до снега, радовали сочными плодами яблони — розмарин и семиренка. Подберешь в мокрой пожухшей траве продолговатое яблоко, смоешь с него прилипшие травинки и прелые листочки и оно захрустит, брызгая холодным освежающим соком…
А летом, на притулившейся у заборчика неказистой лозе, можно было отыскать среди узорных листев небольшие гроздья с темными бусинами виноградин. Они пахли духами, в детстве такого винограда не пробовала. Это, объяснила хозяйка, винный сорт, привозной. У этого сорта оказалось красивое экзотическое название — изабелла фиолетовая.
Машины на нашей улочке были редкостью. Частные домики с «лица необщим выраженьем», нередко располовиненные двумя владельцами, скромно доживали век без фасадного ремонта, ожидая сноса. Были и с парадными подъездами.
Обещанный снос получили дома с нечетной нумерацией на улице Тургенева, там строились учебные корпуса и Дворец культуры ТИИМСХ. Помню, у одной выезжающей из дома под снос семьи покупала книги, среди них хорошее издание «Маленького принца» Экзюпери.
Домишки на Достоевского не тронули.
На Кары-Ниязова в период строительства и позже, пока все не обнесли забором, можно было пройти прямиком через строительную площадку.
У Дворца культуры обустроили фонтаны с горками просвечивающих бирюзовых глыб — какой-то стеклопридумки архитекторов. Там прогуливалась с сынишкой. Даже вечером было жарко на раскаленной за день площадке, зато из центра наваленных одна на другую бирюзовых глыб выбивались струи воды. Сейчас на этом месте, огороженном по новым правилам чугунным забором, настоящий парк с газонами и вечнозелеными деревьями.
Позже такие же бирюзовые стеклокамни появились около автодорожного института; поначалу ими нагрузили самосвал, стоявший монументом у нового главного корпуса, поднявшегося неподалеку от зеленого стеклянного куба Музея изобразительных искусств Узбекистана.
Обе эти улочки живы. Больше сохранила свой облик Достоевского, но многие дома сменили владельцев, их перестроили или отремонтировали.
Тургенева стала совсем другой. Появились новые частные строения в один-два этажа. Наш домик с покосившимися воротами, на которых еще проглядывает местами облупившаяся светло-зеленая краска, стоит. Иногда прохожу мимо, специально свернув с пути. Как-то из ворот вышел мужчина. Представилась и спросила его, кому принадлежит сейчас эта часть дома. Он назвал себя — Павел Петросянц. Вспомнила, что так звали сына одной из родственниц по мужу нашей Елизаветы Петровны.
Тамара[Цитировать]
Я жил на улице Достоевского. Ходил в школу по улице Тургенева. Старые большие деревья по улице вырубленны — пришло их время. Наш дом был построен для учителей Носковых в 1910 -1917 годах. Носковы приехали в Ташкент для преподования русского языка в местной школе. Царское правительство давало большие участки учителям по улице Достоевского. Дом был с высоченными потолками, красивыми высокими дверями и толстенными стенами. В жару там было прохладно. На террасе стоял рояль и летом звуки фортепяно лились через раскрытыe окна в сад. Носков вырастил красивый сад — урюк, виноград, орех, много цветов. Цветов летом было так много что Носков раздовал их содедям. Позже моя бабушка посадила дуб. В 1930 годы в доме жило 3-4 семьи, в каждой комнате своя газовая горелка. Когда строили Ирригационный институт то часть сада была отрезана. В разломанных сараичках нашли кривую саблю и немецкую каску войны 1914 года.
Стас[Цитировать]
На Урицкого школа 43, а 44 школа на Чиланзаре.
AK[Цитировать]
Когда я училась в 44-ой школе,она находилась на улице Пушкина,а двор школы выходил на улицу Первомайская.На Чиланзар школу перевели после землетрясения и построили на её месте Детский Мир.
Уважаемый Евгений Семёнович!Вы уже,наверго, заметили,что я полюбила ваш сайт и часто читаю материалы,выставленные в нём.Есть одна загвоздка,когда хочу показать кому то старый материал,то его найти очень сложно,приходится открывать и пролистывать почти все материалы.Нельзя ли придуматать какое то оглавление?Вчера хотела показать сыну статью о династии геологов и вообще её не нашла,а фамилию династии не запомнила,к сожалению.Некоторые старые статьи разыскиваю аж через Гугл.Нельзя ли как то упростить поиск? С уважением,И.К.
Инесса Кимовна[Цитировать]
Спасибо, не знал что наша чиланзарская школа наследница старой на Дет.мире. Вы не первая упоминаете 44 школу в районе Алайского и я был уверен что ее путают с 43 (в которой мне тоже пришлось поучиться).
AK[Цитировать]