Вспоминая Иерусалим. Часть 2 История Разное
Пишет Олег Николаевич.
4 апреля 2010 года от Рождества Христова по новому стилю, согласно Православному календарю, СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ или ПАСХА.
Мне посчастливилось побывать в своё время в Иерусалиме в пасхальные дни. Видеть в Иерусалиме не досужих туристов, а паломников со всего света, это отдельный разговор… они отличаются от туристической толпы, прежде всего, выражением лиц. Их практически не волнует количество увиденного – они знают, зачем пришли, и стремятся только к тем святым местам, которые поставили целью увидеть. И Храм Гроба Господня, это центр притяжения и место сосредоточения стольких священных реликвий, что обойти его вниманием нельзя…
Увидев Храм и услышав рассказ экскурсовода, а их в храме одновременно более десятка, и половина из них рассказывают на русском языке, успеваешь только крутить головой и отмечать совпадение рассказа с фактом наличия той или иной реликвии. Тысячи людей хотят увидеть, прикоснуться, поцеловать, впитать святость этого фантастического места… я не ставлю целью рассказать обо всём в этом Храме, начиная с ключника — мусульманина, сидящего у врат внутри Храма, и завершая подземельями. Я просто отошлю к первоисточникам:
Современный храм Гроба Господня — это огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду — архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия, Кафоликон, или соборный Храм, являющийся кафедральным для Патриархов Иерусалимской Православной Церкви, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей, он включает множество вспомогательных помещений, галерей и т. п.
Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв. Так, церковь францисканцев и Алтарь гвоздей принадлежат католическому ордену св. Франциска, храм равноапостольной Елены и придел «Три Марии» — Армянской апостольской церкви, могила св. Иосифа Аримафейского, алтарь на западной части Кувуклии — Эфиопской (Коптской) церкви. Но главные святыни — Голгофа, Кувуклия, Кафоклион, как и общее руководство службами в Храме, принадлежат Иерусалимской Православной Церкви.
Нередко такое деление служит причиной конфликтов между представителями различных конфессий. Чтобы не было каких — то недоразумений между различными конфессиями, ключи от храма с 1109 г. хранятся в арабско-мусульманской семье Joudeh, причем право отпирать и запирать дверь принадлежит другой мусульманской семье Nusseibeh. Эти права на протяжении веков передаются в обеих семьях от отца к сыну.
Еще кусочек первоисточнка, но уже из далекого 1835 года…
Авраам Сергеевич Норов. Путешествие по Святой Земле в 1835 году
«Путешествие по Святой Земле в 1835 году» Авраама Сергеевича Норова одно из самых популярных произведений XIX века. Оно и в наши дни, почти 170 лет спустя после появления первого издания (1838), сохраняет и литературную привлекательность, и свое научное значение. «Путешествие» это всесторонний источник изучения паломничества и православного Востока, но, так же и собственно глубокое научное исследование библейской и христианской истории, археологии, этнографии, памятников искусства и архитектуры Святой Земли.
Москва, 2008
Восточнохристианский мир
Храм Гроба Господня
Пройдя несколько шагов от входа, мимо ложи мусульманского привратника с одной стороны и закрытых комнат ризничего — с другой, вы находитесь уже у подошвы скалы Голгофы; а перед вами простерт на помосте камень, на котором происходило миропомазание Иисуса по снятии Его со Креста. Направо от вас две мраморные лестницы ведут с двух сторон на высоту: это есть вход на Голгофу. Также направо, мимо крыльца Голгофы, видна закругляющаяся вперед галерея. Перед вами, за камнем миропомазания, стена с большими иконами, из которых главная изображает снятие со Креста. Налево, сквозь два отделения, видны вдали пилястры, которые образуют обширную ротонду; среди этой ротонды находится невидный еще отсюда Гроб Господень…
Дерзнем грешными стопами взойти по мраморным ступеням на скалу Голгофу, куда так страдальчески восходил Спаситель мира под ношею нашего греховного креста. Сумрачная церковь Голгофы состоит из низкой двойной арки, подошедшей под потолок, по причине возвышения скалы, вмещенной во храм. Скромный греческий престол без иконостаса поставлен на том самом месте, где был водружен Крест Спасителя. Престол этот открыт по бокам, и под ним видно круглое отверстие, где стоял Крест. Направо, возле престола, видна трещина скалы, распавшейся при кончине Иисуса. Отверстие, где стоял Крест, и трещина обложены позолоченным окладом. Вся поверхность скалы одета плитами желтого мрамора. Все богатство этой уединенной церкви состоит в нескольких дорогих лампадах, — дар христианских царей; они висят над престолом, перед которым стоит большое распятие. Направо от греческого престола, под другою, меньшею аркою, устроен придел католический. Перед ним означено на мраморе место, где возлагали Иисуса на крест. Подле католического придела виден направо тот придел во имя Св. Елены, пристроенный снаружи, о котором я уже говорил. Под крыльцами, ведущими на Голгофу, есть еще нижняя церковь, у подошвы священной скалы, — посвященная Св. Иоанну Предтече. Там можно видеть сквозь железную решетку, перед престолом Предтечи, природную скалу Голгофы и распадшиеся камни при смерти Искупителя. Состав этой священной скалы — известково‑меловатый.
Здесь, по таинственным преданиям Востока, глава земного создания, падший Адам, положил прах свой, — и на том же месте водружен был страдальческий крест Спасителя, отверзшего вновь небо греховному человечеству. Многие святые отцы разделяют это мнение. Полагают, будто святой Апостол Павел разумел Адама, когда писал к ефесеям: «Посему сказано: встань спящий, воскресни от мертвых и освятит тебя Христос» (Еф 5:14). Нынешние сириане, равно как и арабы, называют Голгофу Кранион или Акранион (Краниево место). У самих мусульман есть книга (называемая Кесат аль Джиамджиамах), в которой находится разговор между Иисусом Христом и черепом Адама. Полагают также, что Пророк Исаия разумел святую скалу Голгофу, когда говорил: «И сотворит Господь Саваоф всем языком: на горе сей испиют радость, испиют вино, помажутся миром на горе сей: предаждь сия вся языком: той бо совет на вся языки. Пожерта будет смерть и паки отъят Господь Бог всякую слезу от всякаго лица: поношение людий отъят от всея земли, уста бо Господня глаголаша сия» (Ис 25:6—9)…
Извиняюсь за фрагментарность изложения – тема в общем – то необъятная…
Учитывая разноконфессиональный состав нашей аудитории, хочу в заключении дополнить первую часть «Вспоминая Иерусалим» двумя старыми фотографиями Мечети Омара и Мечети Аль – Акса…
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.