Он не дожил до юбилея Ташкентцы

Автор Ало Ходжаев

2 ноября 2009 года – радостный и в то же время грустный день. Радостный потому, что именно сегодня 70 лет назад родился Александр Аркадьевич Файнберг, со временем ставший одним из самых лучших поэтов, пишущих на русском языке. А печальный – потому, что в канун этой знаменательной даты поэта не стало. Безвременно и неожиданно.

Литературная общественность, друзья Саши, его близкие готовились к проведению юбилея, хотя сам он скромно отмахивался, искренне полагая, что не стоит раздувать «показную шумиху» – ему по сердцу была бы задушевная встреча с читателями, и только.…

И вдруг, за две с небольшим недели до своего дня рождения, он скончался. Не знаю, что ускорило его смерть, только очень жаль, что в дни празднования 18 годовщины Независимости Узбекистана его имени не оказалось среди объявленных лауреатов Государственной премии.

Хотя из всех представленных претендентов в области литературы Александр Файнберг, безусловно, был наиболее талантлив и самобытен. Многих этот прискорбный факт озадачил, тем более, что президент Ислам Каримов ранее к Файнбергу относился благосклонно – недаром же он получил звание Народного поэта.

Решение о новых лауреатах было принято в конце августа, а двумя неделями раньше мы с Сашей и его неизменной женой и другом Инной дважды провели несколько часов в их квартирке за беседой и чаепитием. Вспоминали о прошлом, (а стаж нашего знакомства и общения перевалил за полстолетия), делились ожиданиями и огорчениями. Говорили, как всегда в таких случаях, о многом и разном – о жизни, о Ташкенте, о конкретных людях и судьбах, и, конечно же, о поэзии.

Его замечания, оценки и характеристики были очень точными, яркими и продуманными. Я ещё раз убеждался в том, что Саша не только редкостно порядочная и честная личность, (что общепризнано), но и, безусловно, очень умный, наблюдательный, взвешенный, я бы сказал, мудрый человек. Органично впитавший в себя опыт, знания, ментальность и русского, и еврейского, и узбекского народов. Думается, что этот синтез помогал ему выстоять все эти нелёгкие времена, сохраняя при этом своё лицо, свой почерк, свой образ жизни.

Не скрою, мне было приятно в очередной раз услышать слова признательности за оказанное мною содействие в публикации его поэмы «Струна Рубайята». Этого искромётного, остроумного, пусть шутливого, но такого праздничного Гимна узбекскому народу, его культуре, кулинарии, его неподдельному гостеприимству.

Удивительно, но такое уникальное произведение пришлось отстаивать перед цензурой в бытность мою главным редактором газеты «Ташкентская правда». Но зато потом были проявления восхищённой благодарности, причём отовсюду, включая Соединённые Штаты и даже Китай!

Во время нашей второй встречи 14 августа Александр Аркадьевич прочитал мне свой отзыв о творчестве одного поэта, правда, не очень известного, который, в основном, писал для узкого круга знакомых. Целых 10 дней А.Файнберг внимательно и придирчиво читал его стихотворные опусы, собранные в нескольких увесистых папках.

Неуместно здесь делать косвенную рекламу этому стихотворцу, и поэтому я не называю его фамилии. Да, собственно, дело не в нём. Но мне кажется, что в кратком отзыве о прочитанном Александр Файнберг убедительно выразил своё отношение к сущности и назначению поэзии в наше сложное, во многом противоречивое, время. Процитирую его:

«В наши дни столько развелось претендующих на звание поэта, что можно со счёта сбиться. В поисках формы стиха они не замечают, как из строк исчезает главное – Душа.
А что Душа? Это любовь к людям. У (имярек) она непреходяща. О чём бы он не писал, сквозь его строки видятся лица друзей и подруг, лица прошедших жестокую войну и спасших нас, сегодняшних, от страшного зла – фашизма. Причём выражено это простым и ясным языком, написано сердцем. Да иначе он, видимо, и не может.
А сколько преклонения перед женщинами! Диву даёшься, как в пору телевизионной пошлости существует такая чистота и простота.
Низкий поклон Вам,…, за то, что в нашей быстротекущей жизни не утратили Вы главного – Души своей.

А.Файнберг, Народный поэт Узбекистана».

Саша будто предугадал свой скорый уход из жизни. И поэтому вышеупомянутые строки мы можем воспринимать как своего рода завещание – именно так нужно относиться к поэзии, к памяти, к женщине. Хотя, конечно же, всё его замечательное творчество само по себе является лучшим выражением его собственной Души, его нравственных устоев и эстетических принципов, его огромного таланта. А посему – он бессмертен!

Прав был Народный поэт Абдулла Арипов, когда в прощальном выступлении у гроба своего друга признал, что в альманахе сегодняшней мировой поэзии есть законное место Александра Файнберга, стоящего в одном ряду вслед за Анной Ахматовой, Борисом Пастернаком, Иосифом Бродским и Андреем Вознесенским. Высочайшая оценка!

Ну, как тут не гордиться, что мы были его современниками, его почитателями, его друзьями! Это ли не подарок судьбы!

Спасибо тебе, Саша, за то, что ты был, за то, что ты есть, за то, что ты будешь, пока не переведутся на белом свете любители русской словесности!

Источник.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.