Хранитель истории Разное
В 1880 году была начата прокладка железной дороги от Каспийского моря до крепости Геок-Тепе. Работы шли в тяжелейших условиях. И, тем не менее, уже в декабре 1886 года на всем протяжении от Каспийского моря до Амударьи было налажено регулярное движение поездов. 15 мая 1888 года при огромном скоплении народа в Самарканд прибыл первый поезд. Так было завершено строительство Закаспийской военной железной дороги.
Через два года дорога пришла и в Ташкент, и на участке Красноводск — Самарканд — Андижан — Ташкент она стала называться Среднеазиатской железной дорогой. В Намангане железнодорожное сообщение появилось в 1912 году.
В этом году Ташкентский музей железнодорожной техники отмечает свое двадцатилетие. Идея его создания возникла во время проведения выставки образцов железнодорожной техники, посвященной 100-летнему юбилею Узбекской железной дороги. Неожиданный для устроителей повышенный интерес жителей к представленным экспонатам и стал толчком к основанию единственного в Центрально-азиатском регионе уникального музея, где собраны «натурные» образцы паровозов, тепловозов, электровозов.
— Музей был открыт 4 августа 1989 года по инициативе начальника Среднеазиатской железной дороги Николая Белогурова, — рассказывает директор музея Хасан Махмудов. — Сегодня это целый комплекс на берегу Салара, гармонично вписавшийся в архитектурный ансамбль привокзальной площади города, насчитывающий более полусотни образцов железнодорожной техники, многие — из которых уникальны: 13 паровозов исторических серий, 17 тепловозов, 3 электровоза, 10 вагонов различных модификаций, а также экспонаты дорожной и строительной техники. Своеобразной визитной карточкой музея служит стоящий у его входа игрушечный, но самый настоящий паровозик КЧ-4 чехословацкого предприятия «Шкода», своим необычным видом привлекающий внимание прохожих и побуждающий их посетить музей.
У этого экспоната есть своя маленькая история, которую рассказал нам главный хранитель фондов Музея железнодорожной техники Борис Соболев, стоявший у истоков его создания и бывший его директором в течение пятнадцати лет. Оказывается, до того, как занять свое почетное место, этот узкоколейный паровоз немало потрудился на одной из шахт, а потом обслуживал детскую железную дорогу в Коканде.
— Сразу за входной аркой, — охотно рассказывает Борис Петрович, -стоит пассажирский паровоз СУ — Сормовский усиленный, построенный в 1926 году и являвшийся одним из лучших скоростных паровозов 1930-50-х годов. Паровоз серии «О» под ласковым названием «Овечка», отработавший на железных дорогах более сорока лет, был одним из самых надежных локомотивов в годы гражданской и Второй мировой войн. Кстати, этот музейный экспонат стал даже «кинозвездой», снявшись во многих кинофильмах военной тематики. Рядом — один из последних пассажирских паровозов П-36, выпущенный Коломенским машиностроительным заводом. Дальше мы увидели почти все типы паровозов, работавших на Среднеазиатской железной дороге с начала прошлого века.
Посетивший музей бывший посол США в Узбекистане Джозеф Пресли, например, долго стоял в задумчивости возле «ленд-лизовского» локомотива ДА-31, изготовленного в США, а потом оставил восторженную запись в «Книге отзывов»: «Для меня честь иметь возможность посетить музей железнодорожной техники Узбекистана. Экспонаты показывают не только развитие железной дороги, но и сотрудничества между дорожниками всех стран. Есть русские, немецкие, американские паровозы, оборудование и т. д. Это интересно не только детям, но и их отцам. Спасибо за гостеприимство и преподнесенный музеем урок истории».
В музее функционирует своеобразная школа, в которой его сотрудники приобщают мальчишек к профессии железнодорожника, обучая их азам железнодорожного дела, рассказывая и показывая по наглядным стендам и пособиям, чертежам и образцам устройство локомотива и его механизмов, а также о славном прошлом и не менее интересном настоящем железных дорог республики. Занятия со студентами Ташкентского Института инженеров транспорта, учащимися железнодорожных колледжей и лицеев проводят опытные наставники, бывшие машинисты и другие работники железной дороги.
Юные энтузиасты не только получают здесь первые знания и навыки, но и помогают поддерживать в исправном состоянии экспонаты музея и его территорию. Широкий кругозор, получаемый во время занятий в клубе, первые практические навыки, бережное отношение к собранным и сохраненным раритетам воспитывает в молодежи чувство ответственности к славной истории стальной магистрали и тем, кто ее создавал, к будущей профессии железнодорожника.
Богатство музея не только уникальные паровозы. Собрание тепловозов, которые, кстати, впервые в массовом порядке в бывшем Союзе стали использоваться именно на Среднеазиатской железной дороге, включает 15 образцов. Представлена здесь и техника на электрической тяге. Помимо локомотивов, собрано большое количество вагонов разного назначения, автодрезины, краны и различные устройства для ремонта и содержания путей. Самый необычный из них, изготовленный в Ленинграде, двухэтажный туристический пассажирский вагон и вагон-салон, в котором сейчас располагается экспозиция по истории магистрали.
В музее экспонируются различные устройства связи и управления перевозочным процессом. Есть среди них и предметы седой старины, такие, к примеру, как аппарат управления движением составов с помощью жезловой системы фирмы «Siemens». Выставлены также семафоры, специальная гидравлическая колонка для снабжения паровозов водой, элементы автосцепки локомотивов и вагонов между собой и прочее.
В посетителях нет недостатка, ибо велик интерес к железной дороге, превратившейся сегодня в мировой оживленный перекресток на пути с запада на восток и с севера на юг. Приходят сюда и ветераны железной дороги, и молодежь: студенты, школьники, маленькие дети. Бесценное богатство музея — два огромных, неподъемных фолианта с восторженными отзывами посетителей из ведущих стран: Англии, Америки, Голландии, Германии, России, Китая, Японии… Без волнения нельзя читать записи туристов из Канады и Франции, машинистов из Леона и Тулузы, студента восточного факультета из Лейпцига, корейского художника, заслуженного артиста Узбекистана, известного комика Обида Асомова, который считает себя «сыном Узбекских железных дорог», потому что его отец был проводником пассажирского вагона и нередко брал мальчика с собой в поездки.
«Я выражаю большую благодарность железнодорожникам за такой прекрасный музей, за уникальные экспонаты: паровозы, тепловозы» -написал житель Ташкента Саша Новиченко.
Хочется и нам присоединиться к этим добрым пожеланиям неравнодушного, любознательного школьника и от всей души поблагодарить создателей музея и хранителей культурного и исторического наследия Узбекских железных дорог.
Автор: Галина Пилипенко.
Эх, взяли бы наши авиаторы пример с железнодорожников..
Timur Uzakov[Цитировать]
Прочла статью о музее железнодорожной технике — мне стало обидно. Почему говорят о Белогурове как о создателе и подателе идеи. Когда поднимался вопрос об утилизации старого тепловозного парка, мой отец Богданов Рашид Мухамметдинович, предложил создать парк для старой техники — как обучающий материал и как исторический. Сколько он оббил порогов, чтобы сдвинуть это дело. Не смотря на то, что отца поддержали все ветераны-железнодорожники и молодые, дело почти не двигалось — не было финансов, техники и как всегда разрешения большого начальства. Но когда был организован хашар — по инициативе самих железнодорожников — тогда все сдвинулось с точки. И теперь стоит красавец музей — а лавры другим. А как же те, простые, кто строил, пробивал, организовывал. Белогуров был только один раз — на открытии.
Гульнара Богданова[Цитировать]
Гульнара, может напишите побольше, опубликуем как статью с воспоминаниями и фотографиями?
barbaris[Цитировать]
Небольшое дополнение: паровоз Ов, снимавшийся в «Неуловимых мстителях», в настоящее время находится не в Ташкенте, а в Москве в Музее железнодорожной техники Москвоской железной дороги. В Ташкенте стоит более ранний (а значит, более ценный) паровоз серии Ов.
Владимир[Цитировать]