Сквер: комментарий История Старые фото Ташкентцы
К статье Михаила Книжника о Сквере, опубликованной почти два года назад, поступил свежий комментарий, достойный отдельной публикации. Что с удовольствием и представляю:
Спасибо М. Книжнику за интересный рассказ. Я жил в Ташкенте с 1940 по 1998год. Перестройка,начатая недоумком М.Горбачёвым, продолженная алкашём-аферистом Б. Ельциным довели Великую Страну до раздробления, разрухи и нищеты. А меня лишили Родины. Прежде достойная советская пенсия превратилась в ничто… Жить стало невозможно. Мы с женой, спасаясь от нищеты, вынуждены были переехать в Израиль. Более десяти лет я живу вдали от родного Ташкента. Редкий день проходит без воспоминаний о любимом городе, друзьях по школе, Университету, сослуживцах, соседях… Учился я школе №62, затем в школе №94, затем в ТашГУ на филфаке. До 1995 г. работал в Издательстве ЦККП Узбекистана, в газетном производстве.
Детство и молодые годы прожил на улице Пролетарской в доме №45. Этот большой П образный дом знают многие ташкентцы. На заднем дворе его находится “Горка”, как мы её называли. Это Урочище Минг Урюк — исторический центр Ташкента. В детстве мы там откапывали громадные керамические кувшины, ляганы, наконечники пик или стрел. Потом всё это куда-то пропадало, разбивалось… В те далёкие сороковые годы это не интересовало государственные органы, впрочем, как и сама “горка” .Большую часть “горки” пустили на производство сырцового кирпича. Его формовали и сушили под “горкой”. Какие то грузовики подгоняли к “горке” и обваливали в них землю. На моей памяти двух солдат засыпало обвалившейся землёй и спасти их не удалось.
Со стороны улицы К. Цеткиной часть “горки” уничтожила мебельная фабрика. На наших глазах “горка” сокращалась. А было время она тянулась до улицы Жуковского. На “горке”была и маленькая футбольная площадка для игры в “парагвай”. На ней делал первые футбольные шаги знаменитый пахтакоровец С. Стадник. Он жил на улице Павлова. С этой “горки”мы запускали бумажных змеев, там всегда дул ветерок, играли в ашички, стукана и лянгу. Под горой приезшие из сёл торговали анашой. Временами милиция устраивала на них облавы. Во дворе дома росло несколько сортов деревьев тутовника. В те годы это было хорошим подспорьем в питании.
В день похорон Сталина с “горки” мы наблюдали как, выпуская облака пара, ревут паровые гудки заводов и фабрик,паровозов на вокзале. Гудки в то время многим заменяли часы. По гудкам просыпались, шли на работу, учёбу… При строительстве монумента Сталину мы часто бегали на Сквер наблюдать за работами. Разумеется, были на его открытии. Поразило сколько людей приходило к монументу Сталина в траурные дни, проститься с ним. Казалось мир рухнул… Но ничего,обошлось. Хотя временами,глядя на разворовывание страны алкашами — ельцинами, чубайсами, ходорковскими, абрамовичами, березовскими, гусинскими думается, что при Сталине это беспредел был невозможен… Став постарше гурьбой ходили в Сквер покушать мороженое, попить сухое вино в “пятаке” — так называли круглое деревянное кафе. Анекдоты, стихи, розыгрыши, игра в “доп доп”длились до часу-двух ночи. Невозможно забыть гуляния по “Бродвею” (ул.Карла Марла). Здесь собирался “весь город”.
Вот сколько добрых воспоминаний навеяла статья… Желаю ташкентцам здоровья, любви, счастья, благополучия, процветания.
С приветом из Хайфы Анатолий Боголюбов.
Большое спасибо за воспосминания!
Примечание — мнение Анатолия Боголюбова о роли Горбачева-Ельцина в истории может не совпадать с моим или чьим-то еще, просьба эту тему в комментариях не развивать.
А о Сталине? Ведь не просили… Тем более, что вчера была дата, потому -«Реплика от Сергея Бунтмана»
Пожилая, очень пожилая женщина страшно больна.
Она не узнает детей, внуков и правнуков, не знает, какой сейчас год, которое число. Но стоит прозвенеть звонку и начаться шуму в прихожей, как она громко кричит: «За кем пришли, кого взяли?».
Сталин жив.
Он не умер 5 марта 1953 года, он не ушел в землю, когда гроб его вынесли из мавзолея и положили в наполненную жидким бетоном могилу.
Жив курилка. Попыхивая из трубки папиросным дымом, он пугает стариков, бывших при нем детьми, и дурманит головы молодым и физически здоровым.
Насупленные бородатые священники прочат его в святые вслед за Иваном Грозным, видно сталинский яд совсем растворил в мозгу ненавидимое бывшим семинаристом христианство и подменил его кашей из мистического патриотизма и любви к Навуходоносорам всех времен.
Сталин – опора слабого ума, хилого характера, потому что на него можно взвалить все, чего в себе не находишь: мудрость, смелость, принципиальность.
Прилепившись к Сталину, хилый ум самозабвенно повторяет: «мы» со Сталиным выиграли войну, «мы» сотворили могучую индустрию, «мы» владели шестой частью суши и еще кусок держали на поводке.
Если уж так хочется сказать «мы со Сталиным», откройте глаза, откройте рот и говорите честно: «Мы со Сталиным убили тысячи людей, мы со Сталиным убили живую мысль, мы со Сталиным извратили все слова, какие только есть на языках народов СССР и стран Соцлагеря». Ну нет, такую ответственность вряд ли возьмут на себя те, кто никак не может отцепиться ручонкой от штанины с лампасами.
Сталин – лекарство от ответственности, лекарство от сознательной жизни.
Сталинизм не судили в России. И не будут судить. Потому что для того, чтобы судить Сталина, нужно любить человека, любить жизнь, а не марево, любить Бога, в конце концов (а может, и в начале начал). А с этим у нас проблема.
Отсюда: http://echo.msk.ru/programs/bountman/576791-echo/
Eleonora[Цитировать]
Господи, прочитала, аж слёзы на глаза навернулись :( Как я скучаю по ТОМУ Ташкенту.
Олли — редактор женского блога «Женская логика»
http://www.zhenskayalogika.ru/
Олли[Цитировать]
I ya truba kak skuchayu hotya vsego 5 mesyacev ne v tashkente
Kilimanjarovu[Цитировать]