От пилы до ожерелья История
Ремесленничество и прикладное искусство Ташкента обладают древней и богатой традицией. Ассортимент их производства широк и многообразен. Кустари изготовляли посуду, одежду, орудия труда, сельскохозяйственный инвентарь, вырабатывали хлопчатобумажные, шерстяные, полушелковые и шелковые ткани, особенно были распространены гончарный промысел, ювелирное дело.
В некоторых махаллях было сосредоточено ремесленное производство, носившее наследственный характер, в результате махалли даже превратились в отраслевые центры ремесел, по которым и получили название: «Укчи» – «Оружейников», «Эгарчи» – «Седельников», «Парчабаб» – «Ткачей особого сорта шелковых тканей», «Махсидуз» – «Изготовителей кожаной обуви», «Кунчилик» – «Кожевников». Название «Дегрезлик махалласи», где жили чугунолитейщики, было известно еще в средневековый период, так как плавка и обработка металлов в Ташкенте были известны издревле. Значительное число отраслей ремесленного производства в городе было ориентировано как на местный, так и внешний рынки.
Совершенствование техники традиционных ремесел способствовало тому, что многие их виды достигали высокого художественного уровня, а изделия ремесленников были признаны произведениями высокоразвитого декоративного искусства, порой подлинными шедеврами народного творчества.
Вплоть до начала XX в. одной из распространенных отраслей кустарной промышленности было кузнечное дело. Мастерские кузнецов обеспечивали инструментами и инвентарем многочисленные отрасли ремесла, строительные промыслы, производили сельскохозяйственные орудия, предметы домашнего обихода. Один и тот же инструмент, в зависимости от назначения, мог иметь свои особенности. Например, существовали следующие виды пилы:
— даст арра – для распиливания деталей при изготовлении инструментов;
— чуп арра – для изготовления мелких деталей;
— хаткаш-арра – для нанесения узоров на музыкальные инструменты;
— шох арра – для спиливания роговых ручек ножей.
Производилось свыше 20 видов одних только кетменей, различавшихся по размерам и весу. Были кетмени для мужчин – мардона кетмон, эркак кетмон; для женщин – зайфона кетмон, хотин кетмон; для детей – бола кетмон.
В 1868 году в Ташкенте насчитывалось 210 кузнецов. В зависимости от видов производимой продукции они составляли самостоятельные группы. Одни кустари изготовляли ножи, ножницы, бритвы, пилы, другие – замки, третьи – гвозди и т.д. Ремесленники одной профессии объединялись в цеха, во главе которых стояли уста (мастер). Они строго следили за техникой производства и выступали в базарной торговле как аксакалы рядов, регулирующие все вопросы, связанные со сбытом изделий. Вся деятельность цеха регламентировалась уставом, за нарушение которого строго наказывали.
Заметное место в ремесленном производстве Ташкента занимало медночеканное дело. Ташкентские медночеканные изделия выделялись и формами, и орнаментацией. Среди изделий 2-й пол. XIX в. превалировали хозяйственные изделия крупных форм. Одним из важных заказов для мастеров, работавших на образованные круги населения, были письменные принадлежности: чернильницы – сиехдон, пеналы – каламдон.
Формы и орнаменты для воды и чая — чойдиш и кумгон напоминают сосуды Коканда и Самарканда, что было вызвано переселением в Ташкент в середине XIX в. чеканщиков из соседних городов, производивших первое время свои традиционные изделия. В ташкентском орнаменте растительные мотивы более изысканы, элементы их укрупнены, освобождены от мелких деталей. Много в ташкентской чеканке узоров, близких резьбе по дереву и различные формы медальонов – шестиугольных, полукруглых, напоминающих фигуру бабочки. Многочисленны узоры: елпигич (веер), зулук (пиявка), беланчак (люлька), дойра (бубен) и др.
Ныне получил известность своими работами потомственный мастер Максуд Мадалиев. Помимо оригинальных работ, он использует и фабричные изделия XIX – нач. XX вв., поверхность которых разнообразит чеканкой. Орнамент его блюд, самоваров, чайников тонкий, сложный, растительно-цветочного характера.
Достаточно высоким был во 2-й пол. XIX – нач. XX вв. спрос на продукцию жестянщиков. Жестянщики производили в основном ведра, кружки, лампы и коптилки.
Развитой отраслью ремесленного производства в Ташкенте было изготовление ювелирных украшений. Женские украшения делились на несколько типов и групп: головные (тиллакош), налобные (тилла баргак), шейные (маржон, нозик), нагрудные (зебигардон, нозигардон), поясные (калитбоги, камарбанд), наручные и другие, и их комплекты всех видов. К излюбленным украшениям относились серьги. Ташкентские серьги — зирак состоят из большого тонкого кольца с тремя-пятью подвесками, в состав которых входят драгоценные камни, разноцветные стекла, эмаль и поддерживающие их серебряные части. Браслеты, которые носили женщины Ташкента, отличались от других регионов по ширине и характеру отделки. Они были легкими, с разным орнаментом, их поверхность покрывалась чернью.
Ювелирной обработке подвергались также предметы дорогой конской упряжи. Из крупных вещей изготовлялась в основном посуда из драгоценных металлов, которая украшалась эмалью и чеканкой.
Среди современных ювелиров Ташкента наиболее известна семья мастеров Дадамухамедовых – главы семьи народного мастера Узбекистана Фасихитдина Дадамухамедова, его четырех сыновей – Фазлиддина, Мухсина, Талъата и Бабура. В формах выполняемых ими разнообразных цепочек, ожерелий, серег, браслетов, перстней сплелись и традиционные, и современные черты. Некоторые из изделий имеют амулетницы. Амулеты в украшениях – традиционная характерная черта. Считалось, что они предохраняют от несчастий, сглаза и порчи. Поэтичны сами названия комплектов, включающих колье (зебигардон), серьги и брошь, – «Ойгумбаз» («Полнолуние»), «Гумбаз» («Купол»), «Нозик гул» («Нежный цветок»), «Мовий томчи» («Голубая капля») и др., каждое из которых несет определенную смысловую нагрузку.
Автор: Лариса Левтеева, искусствовед, член Творческого объединения Академии художеств Узбекистана
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.