Состояние души Ташкентцы
Известный столичный фотохудожник Эрнест Куртвелиев – человек невероятно обаятельный и простой в общении. Сегодня наш разговор о профессиональном и личном. О том, что не раз рассказывал журналистам и о чем говорит впервые.
Эрнесту Куртвелиеву нет еще и 35, а он уже далеко не один год считается признанным гуру фотографии. Дать ответ на вопрос, когда началась его творческая карьера, затрудняется даже сам Эрнест, поэтому мы можем лишь обозначить некоторые вехи в истории становления его как мастера.
В 1995 году работал фотокорреспондентом в журнале «Еш куч», в 1997 – фотохудожником «Экологического вестника». Сотрудничал с журналом «Менеджер» и каталогом мод «Пери». Был членом жюри конкурса фотомоделей «Девушка на обложку », да и многих других. Сейчас Эрнест работает фотографом журнала «Bella Terra». Именно этому человеку театр «Ильхом» доверяет съемку своих спектаклей, и именно у него считается престижным сделать себе портфолио.
О фотографии
Цифра или пленка? Считаю, что профессионалы должны уметь работать с пленочными фотоаппаратами – так они лучше понимают природу фотографии как светописи.
Мне часто задают один и тот же вопрос: когда я стал профессиональным фотохудожником. А что, по-вашему, можно считать началом профессиональной деятельности? Впервые я взял в руки фотоаппарат в возрасте 15 лет. Свои первые 20 копеек за снимок заработал приблизительно тогда же.
Я начал работать фотографом еще учась в музыкальном училище. И еще до окончания учебы точно мог сказать, чем буду заниматься.
Известный российский фотограф Александ Архипов считает, что стать фотографом – это самый простой способ затащить девушку в постель. Может, он прав – не знаю, не проверял.
Талантливые женщины-фотографы существуют. Люди, считающие, что это не женская профессия, неправы.
Особое состояние души – вот что объединяет музыку и фотографию. Приходится включать воображение и рисовать в н м какие-то картины. Впрочем, по эскизам я не работаю – больше полагаюсь на художественное чутье. Удачные снимки получаются чаще по наитию.
Жанр «гламур»? «Очаровательный, прекрасный»… Моими первыми моделями были однокурсницы. Мы с друзьями выезжали на природу, снимали пейзажи, портреты. Наверное, тогда во мне и проснулась тяга к фотографии как к искусству.
Не знаю, готов ли я поступиться моральными принципами, чтобы сделать гениальный фотоснимок вроде того, что приходилось видеть в своем любимом журнале – «National Geographic». Фотограф запечатлел селевой поток и виднеющегося из него погибающего человека. Он мог протянуть ему руку.
Ученые подсчитали, что 80% времени взрослый человек проводит за работой. Хорошо, если она приносит удовлетворение. Наверное, меня можно назвать счастливым.
О детстве и школе
Так получилось, что я и крестиком вышивать умею. Школа моя была очень маленькой, наш класс состоял всего из 18 человек, и преподавателя по труду для мальчиков просто не было. Приходилось делать все то же самое, что и девочкам. Забавно, но в моем «русском» классе на самом деле не было ни одного русского по национальности.
Спортзала в нашей школе тоже не было. Физкультурой мы занимались на улице. И зимой тоже.
Помню, как-то увлекся физикой, причем практической – нравились опыты. Получал по этому предмету хорошие отметки. Потом пошла теория, и физика мне разонравилась. Оценки, понятное дело, тоже испортились. Так и учился, импульсивно…
Отвлеченные и не привязанные к жизни математические формулы никогда не вызывали у меня симпатий.
Любил биологию и зоологию, и даже серьезно раздумывал над профессией биолога. Увлекался аквариумистикой, занимал призовые места на слетах юных натуралистов, и даже выходил на союзные уровни.
У меня было босоногое детство в прямом смысле этого слова. Я мог босой убежать утром из дома и вернуться только к вечеру… трава, поляна, стадион, вода в арыке… Мама переживала, что я могу порезаться, и часто ругала за это.
В разные периоды своей жизни я мечтал о разном. Любовь к лошадям как то незаметно вылилась в увлечение мотоциклами. Увлекаться лошадьми не было никакой возможности – ближайший ипподром находился в Ташкенте, а жил я в Кибрае. Я их рисовал… какой-то из этих рисунков мама, кажется, хранит до сих пор. Это была открытка ко дню 8 марта с головой лошади.
Когда мне было 7 лет, дядя купил себе мопед. Мне тоже захотелось кататься, и я собрал свой. С тех пор с мотоциклов практически не слезаю.
Помню свою первую детскую любовь и недетские переживания по этому поводу. Мне было 4 года, и когда мы с родителями ходили гулять, я то и дело норовил пройти мимо ее дома. Зимой помогал кататься на санках, всячески пытался привлечь ее внимание. Потом она уехала, и след ее затерялся…
О литературе и кино
Может быть, это и неприлично, но стихами я не увлекаюсь. Впрочем, вот: «Любви, надежды, тихой славы недолго тешил нас обман, исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман»… Пушкина мне читала бабушка – школьный преподаватель. Она когда-то принимала участие в национальной программе по ликвидации безграмотности и поднимала уровень образования в селах России.
Литература мне нравится все больше философского плана. Но читаю я в последнее время не много и это, как правило, связано с моей профессией. Когда-то увлекался йогой и много читал о ней.
Есть вещи, которые давно хочется прочесть. Но странное дело, в последнее время ловлю себя на том, что больше, чем на 20 минут чтения меня не хватает. Неумолимо клонит ко сну, и я ничего не могу с собой поделать!..
Последнее, что я прочел? Эту книгу я не закончил (вздыхает). Кажется, это был «Мост через вечность» Ричарда Баха. Хотя я вообще-то очень люблю этого писателя.
Ужастики и легковесные комедии я не люблю. Мне нравится европейское кино, но фамилии режиссеров, впрочем, как и авторов книг, зачастую не запоминаю. Даже не интересуюсь иногда. Знаю, это ужасно!.. Да кумиры мне и ни к чему.
Один из моих любимых фильмов – «Легенда о Нараяме». Я видел его давно, в каком-то стареньком кинотеатре провинциального городка. В то время были очень популярны индийские мелодрамы, поэтому я просто ума не приложу, как он туда попал. В Ташкенте его найти не удалось – попросил друзей, привезли из Москвы. Потом этот фильм попал в Музей кино, можно сказать, моя заслуга. (улыбается)
Последнее кино, которое я видел и которое мне очень понравилось – «Перед дождем». (Кинофильм на тему трагедии Балкан 90-х годов, Гран-При Венецианского кинофестиваля. Реж. – Мильчо Манчевски. – Д. К.)
Помню забавный случай, связанный с одной из моих любимых актрис – Джулией Робертс. Впервые я ее увидел в фильме «Фантастическая пицца». Пиццы в то время в моем городке не было, поэтому на плакате написали: «Ажойиб куш» («Фантастическая птица»). В этом фильме Робертс, тогда еще не очень популярная, мне и понравилась
Наверное, это имеет какое-то отношение к художественному видению. На конкурсах «Пери» мне с самого начала удавалось разглядеть девушку, которая окажется победительницей.
О женщинах
Женщина? Она может нравиться мне как модель, как пластилин, из которого можно вылепить то, что мне как фотохудожнику нужно. Личное же я стараюсь отделять от профессионального.
Мужчины не боятся умных женщин, они боятся женщин глупых. По-настоящему умная женщина не станет кичиться своими интеллектуальными способностями. Да, она – шея, он – голова. Да, наверное, я больше восточный мужчина.
Дружить с женщиной можно, у меня есть тому примеры. Но я не знаю, всегда ли женщина думает так же. Для меня это не вопрос ее красоты или ума, а скорее состояние душевного комфорта…
Ухаживаю я не особо замысловато.. (с трудом скрывает смущение) Считаю, что лучше вообще ничего не делать, чем делать что-то неискренне… Не люблю давать обещаний – жизнь зачастую вносит в них коррективы и преподносит сюрпризы. Кто знает, что будет завтра?..
О вредных привычках
Курить я не начал (именно так!) в школе. Классе в седьмом у меня хватило ума провести мини-соцопрос. Никто из опрошенных мною куряк не сказал, что это здорово. Но все жаловались на то, что не могут бросить. Я решил просто не начинать.
К водке я отношусь негативно. Или, если точнее, никак не отношусь. В ней нет эстетики. К пиву я пытался себя приучить. Оказался непригодным к дрессуре. Люблю мартини… но, думаю, без спирта он был бы даже лучше.
Привычку слишком сильно увлекаться любимым делом, которое серьезно занимает меня в тот или иной момент, считаю вредной. Изза этого остается мало свободного времени, которое можно было бы уделить своим близким.
О практичном
Я ничего не коллекционирую. Подход к вещам должен быть практичным. С тех пор, как у меня появился сначала пейджер, а потом телефон, я перестал носить часы. И на дорогие часы я никогда не потрачу большие деньги. Я лучше потрачу их на хорошую фототехнику. Потрачу н хорошую машину. Потому что хорошую машину можно купить только за хорошие деньги.
Из телефона я бы убрал многие функции, достаточно и того, что он звонит. Считаю, что бренды придуманы маркетологами для того, чтобы продать товар дороже, чем он стоит на самом деле. Меня на эту удочку не поймать.
Дизайн тоже должен быть практичным. Мне нужна скорее практика, нежели эстетика. Возможно, мое мнение многим не понравится, но современный дизайн – это в большей степени кич, попытка удивить или даже шокировать, в нем много лишней мишуры. А совершенство – это когда нет ничего лишнего. Самые красивые вещи – это простые вещи. Вот в чем глубина. Так и в фотографии…
Документальность настроений, эмоций и чувств должна быть во главе.
Мне неприятны попытки искуственно и неестественно выделиться из толпы. Есть люди, которые готовы, например, порвать себе пиджак, чтобы выглядеть стильно. Яркий пример того, что мне нравиться не может по определению – это Сергей Зверев.
О страхах
Как-то раз приходилось прыгать с парашютом. Подготовка проходила очень хорошо – у меня получалось лучше всех. Перед первым прыжком я чувствовал себя достаточно уверенно, но приземление почему-то оказалось не самым удачным. Мне нужно было встать и показать, что я невредим. Затем собрать парашют и направиться к базе. Я встал, сделал все необходимое, только странно болела нога. Позже врач констатировал четыре перелома… С тех пор появилась боязнь парашютов. Однако боялся я еще и того, что на этой почве сформируется комплекс. Чтобы его избежать, я заставил себя повторить прыжок, к чему долго и упорно готовился морально. Случай подвернулся в Турции. Мой инструктор знал по-русски пару слов: «беги» и «очень хорошо», но мы прекрасно друг друга поняли, и все прошло более чем удачно.
О музыке
Мое училище считалось культурным центром. Из его стен вышли Юрий Шевчук и Земфира, это был мир художников, музыкантов и актеров, очаг, в котором кипела творческая жизнь. Я помню капустники, КВНы, которые устраивала действительно талантливая молодежь. В ближайшем парке был пруд. Зимой мы проделывали в нем прорубь и купались.
На всех конкурсах мы были вне конкурсной программы. Летом всем творческим составом отдыхали на даче, где постоянно занимались музыкой. Была даже идея построить дом, где могла бы жить вся наша большая творческая семья.
Дома лежит саксофон. Я на нем почти не играю. У музыкантов говорят: «Если ты не занимаешься музыкой один день, ты это замечаешь. Если ты не занимаешься музыкой три дня – это замечают твои близкие. Через неделю это замечают все».
Увы. Я испытываю глубокое сожаление, когда слышу, как играет саксофон – просто сердце кровью обливается. По музыке я скучаю.
Конкурс «Артс-линк», который я выиграл в прошлом году, – это уникальный проект, заставивший меня посмотреть на современное искусство другими глазами. Артрезиденция располагалась в Америке, где и состоялся обмен опытом между художниками, скульпторами, фотографами. Совместные проекты, которые родились в результате этого сотрудничества, можно назвать уникальными.
Диана Кафар
источник
Эрник абсолютный душка! И высокий профессионал фотоискусства.
АГ[Цитировать]