Андрей Васильевич Благовещенский Ташкентцы
БЮЛ. МОСК. О-ВА ИСПЫТАТЕЛЕЙ ПРИРОДЫ. ОТД. БИОЛ. 1989. Т. 94, ВЫП. 6
АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ —
ВЫДАЮЩИЙСЯ РУССКИЙ ФИЗИОЛОГ И БИОХИМИК, ОДИН ИЗ ОСНОВАТЕЛЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭВОЛЮЦИОННОЙ БИОХИМИИ РАСТЕНИЙ
(К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)1
Андрей Васильевич Благовещенский родился 1 июня 1889 г. в Ташкенте в семье военного врача. Мать Андрея Васильевича была учительницей. Младший брат, Виктор Васильевич, впоследствии стал крупным специалистом по кормлению сельскохозяйственных животных, кандидатом наук. Сестра, Екатерина Васильевна, заведовала отделом истории книги в Государственной исторической библиотеке им. Ленина. Она отличалась исключительными профессиональными и энциклопедическими знаниями, знала все западноевропейские языки.
Военная служба отца вызывала необходимость частых переездов семьи Благовещенских в Туркестане, позволяла детям знакомиться с новыми местами, прививала им любовь к краю, в котором они жили. В 1907 г. после окончания гимназии в г. Фергане Андрей Васильевич поступил на естественное отделение физико-математического факуль¬тета Московского университета, которое блестяще окончил в 1912 г. по специальности «физиология растений» и был оставлен на кафедре для подготовки к профессорскому званию. В этот период он выполнил экспериментально-критическое исследование «Синтезирующее действие ферментов», за которое был удостоен Большой золотой медали Мос¬ковского университета. В 1916 г. Андрей Васильевич был назначен старшим ассистентом кафедры физиологии растений и микробиологии сельскохозяйственного института в Воронеже, а в 1919 г. — ее заведующим.
Летом 1917 г. Андрей Васильевич проводил широкие физиологи¬ческие исследования растений, произрастающих в условиях дефицита влаги и засоления почв в Голодной степи. Эти работы положили нача¬ло разностороннему изучению физиологии растений в различных при¬родных зонах Средней Азии и на разном экологическом фоне.
В марте 1918 г. Андрей Васильевич сдал магистерские экзамены в Московском университете у замечательных ученых — профессоров Ф. Н. Крашенинникова (физиология и анатомия растений), М. И. Го-ленкина (морфология и систематика растений), А. П. Павлова (пале¬онтология растений), Н. Д. Зелинского (органическая и физиологиче¬ская химия). Осенью того же года в сельскохозяйственном институте в Воронеже он читал пробные лекции по биохимии растений, а с 1919 г. — курс анатомии и физиологии растений.
В 1919 г. физико-математическим факультетом Московского уни¬верситета Андрей Васильевич был избран профессором физиологии растений в формировавшийся тогда по указанию В. И. Ленина Туркестанский государственный университет в Ташкенте и назначен заведую¬щим кафедрой физиологии растений, которую он возглавлял в течение 10 лет.
Заложенный с детства интерес к природе и особенностям земле¬делия в условиях поливного хозяйства и очагового засоления полей при недостаточности мелиорационных работ в Средней Азии позволили Андрею Васильевичу с самого начала своей деятельности в Туркестан¬ском университете особое внимание уделить экологическим факторам в земледелии Узбекистана.
Много сил и труда вложил Андрей Васильевич в организацию и работу кафедры. В этот период он провел интересные физиологические исследования по изучению осмотического давления у горных растений, водного режима горных и пустынных растений, специфичности действия растительных протеаз, процессов созревания семян. В то время не было единого мнения об осмотическом давлении как постоянном физиологическом признаке. Андрей Васильевич убедительно показал, что для глюкофитов осмотическое давление — довольно постоянный при¬знак, а для галофитов — менее постоянный. Для изучения горных растений по его инициативе была организована высокогорная ботаническая станция в Чимгане, на которой в течение ряда лет при помощи методов полевой физиологии, доведенных им до совершенства, исследовали физиологию горных растений (фотосинтез, водный режим, дви¬жение устьиц и т. д.). Эта станция стала также базой для летних работ специалистов-зоологов различного профиля.
В эти годы Андрей Васильевич в основном исследовал физиологию как здорового, так и больного хлопчатника, но наряду с этим изучал весьма актуальные в то время физиологические аспекты интродукции в Средней Азии мексиканского каучуконоса гвайюлы, а также условия накопления каучукоподобных веществ у среднеазиатских сложноцветных (тау-сагыза и др.). На основе исследования методов получения эфирных масел из горных эфироносов (зизифоры, шалфея) отечественной парфюмерной промышленности было дано большое количество естественного «душистого сырья». Продолжал он также исследования физиологии растений, обитающих или культивируемых на засоленных почвах.
Летом 1930 г. Андрей Васильевич по заданию Киргизского науч¬но-исследовательского института совершил поездку на оз. Иссык-Куль, где провел сравнительно-физиологические исследования растительно¬сти засушливой северо-западной части Иссык-Кульской котловины и сильно увлажненной юго-восточной ее части с отрогами прилегающих горных хребтов. Интересной оказалась обнаруженная им зависимость характера растительности от кислотности и химического состава поч¬вы, а также от солнечной активности на единицу площади, связанной с экспозицией горного склона.
Изучение физиологии хлопчатника, проводившееся Андреем Васильевичем с большой группой учеников, показало, что опадение завязей после цветения растений, приводящее на практике к значительному снижению урожая, вызывается неравномерным снабжением коробочек питательными веществами.
В течение этого времени помимо основной работы из-за отсутствия в Ташкенте специалистов Андрей Васильевич читал курсы биологиче¬ской химии на медицинском факультете и микробиологии на сельско¬хозяйственном в Туркестанском университете. В 1921—1930 гг. в Тур¬кестанском (впоследствии Среднеазиатском) университете он занимал выборные должности декана педагогического факультета, декана физико-математичсского факультета, директора Ботанического межфакультетского института.
В 1925 г. Андрей Васильевич опубликовал работу «К вопросу о направленности процесса эволюции», в которой показал значение исторического подхода к проблемам биохимии, впервые подошел к вы¬яснению вопросов эволюции растительных организмов с позиций био¬химии и термодинамики. Он обосновал положение о том, что эволюция идет в направлении падения энергетического уровня биохимических процессов, протекающих в организме, с образованием и накоплением продуктов специализированного обмена веществ — алкалоидов, аци¬клических и циклических терпенов, каучука и т. д. По его мнению, явления специализированного обмена веществ характерны для фило¬генетически древних групп растений. Эта работа явилась, по существу, основой для всех последующих теоретических, а во многих случаях и практических исследований Андрея Васильевича. Развитые в ней положения дают основание говорить о нем как об основоположнике эволюционной биохимии в нашей стране.
Экспериментальные работы 30-х годов и исследования по кинетике действия ферментов позволили Андрею Васильевичу разработать представления о качестве ферментов, о связи способности ферментов сни¬жать энергию катализируемых ими реакций с филогенетической «мо¬лодостью» или «старостью» таксонов. Изучение холодостойкости суб¬тропических и тропических растений, проводившееся на базе сухумской лаборатории, хорошо подтверждало связь высокой холодостойкости с высоким «качеством» энзимов у интродуцируемых тропических растений.
Осенью 1930 г. Андрей Васильевич переехал в Москву и занял должность заместителя заведующего биохимическим отделом Центрального научно-исследовательского института сахарной промышлен¬ности (ЦИНС). В ЦИНСе он прежде всего изучал влияние «вредного» азота на выход сахара из патоки и возможности устранения этого влияния, занимался также разработкой оптимальных условий силосования отходов сахарной промышленности для нужд животноводства. Одновременно руководил изучением проблемных вопросов в отраслевых институтах. Так, в Институте хлебопекарной промышленности, изучая причины невсхожести теста пшеничной муки из зерна, поражен¬ного клопом-черепашкой, Андрей Васильевич с сотрудниками показали, что слюнные железы клопа частично разрушают клейковину фермента. Открытие этого «глютенинразжижающего» фермента, действующего без освобождения растворимого азота, на много лет опередило уста¬новление в структуре белка дисульфидных мостиков. Характерно, что и для использования «дефектного» теста был предложен биохимически точно прогнозированный метод добавления окислителей, восстанавли¬вающих дисульфидные мостики. В этом же институте Андрей Васильевич с сотрудниками предложили метод консервирования свежего хлеба (без его высушивания) для дальних экспедиций в трудных условиях. Этот метод позволил отказаться от значительных валютных затрат на приобретение зарубежной лицензии.
В Научно-исследовательском институте удобрений (НИУ) Андрей Васильевич изучал весьма актуальный вопрос о действии на урожай гуминовых кислот. В эти же годы он начал основательные исследования накопления кофеина чайным листом в зависимости от экологических особенностей чайных плантаций: ориентировки склона, химического состава почвы и т. д. К сожалению, в 1937 г. эти работы были прекращены.
В 1933 г. Андрей Васильевич стал заведующим лабораторией про-теолитических ферментов в Биохимическом институте им. А. Н. Баха Наркомздрава СССР, которая в 1935 г. вошла в состав химического сектора Всесоюзного института экспериментальной медицины им. Горь¬кого (ВИЭМ). По совокупности научных трудов в 1935 г. он получил ученую степень доктора биологических наук.
В 1934 г. Андрей Васильевич впервые в Советском Союзе опубли¬ковал учебник «Биохимия растений» для студентов вузов. В 1935 г. он организовал лабораторию в филиале ВИЭМ в г. Сухуми, где работал с ферментами крови при трансплантации злокачественных новообразований у обезьян и с протеолитическими ферментами вегетативных органов субтропических растений. В эти годы особенное внимание он обращает на кинетику действия энзимов. Эти наблюдения послужили основанием для развитого им представления о качестве ферментов.
В 1941 г. Андрей Васильевич был эвакуирован в Ташкент и вновь (до окончания Великой Отечественной войны) руководил там кафед¬рой физиологии растений Среднеазиатского университета. В эти тяже¬лые для страны годы Андрей Васильевич принял предложение акад. В. П. Филатова изучить и дать с позиций современной биохимии тео¬ретическое обоснование действующим началам открытой им тканевой терапии. В результате тщательных биохимических исследований было показано, что «факторы сопротивления», образующиеся при охлажде¬нии животных тканей, возникают при тех же условиях и в растительных тканях и являются соединениями типа дикарбоновых кислот. Эти вещества, названные «биогенными стимуляторами», соединяются с молекулами фермента, изменяя его способность понижать энергию активации катализируемой им реакции, т. е. повышая «качество» фермента. В конечном счете организм приобретает свойства, позволяющие ему успешнее противостоять неблагоприятным условиям. В дальнейших исследованиях было показано, что наиболее активным стимулятором является янтарная кислота.
В многочисленных опытах Андрея Васильевича, его учеников и по¬следователей было установлено, что обработка семян перед посевом слабыми растворами янтарной кислоты приводит к ускорению созревания и повышению урожая ряда сельскохозяйственных культур. Особенно большой экономический эффект был достигнут при применении янтарной кислоты в хлопководстве Узбекистана. Эти исследования успешно продолжались в 50-е и 60-е годы, а в 1967 г. Андрей Васильевич был удостоен за них Государственной премии Узбекской ССР им. Беруни.
В годы эвакуации в Ташкенте Андрей Васильевич продолжал связь с научно-практическими институтами, перед которыми война ставила новые трудноразрешимые вопросы. В Институте эпидемиологии и микробиологии ему удалось преодолеть трудности в производстве вакцин
против особо опасных инфекций посредством пептона, который он предложил изготовлять из хлопкового жмыха. В 1944 г. за плодотворную научно-исследовательскую работу Андрею Васильевичу было присвоено почетное звание заслуженного деятеля науки Узбекской ССР.
С 1945 г. и до конца жизни Андрей Васильевич работал в Главном ботаническом саду АН СССР, где был организатором и руководителем лаборатории физиологии роста и развития растений. В своих исследо¬ваниях большое внимание он уделял проблеме трудного прорастания семян, связывая ее с качеством ферментов и переходом их в активное состояние, продолжал работы по биохимической эволюции растений, которые отражены в монографиях «Биохимические основы эволюционного процесса у растений» (1950), «Биохимия обмена азотсодержащих веществ у растений» (1958), «Биохимическая эволюция цветковых растений» (1966) и др.
Исходя из того, что белковые вещества являются основой жизнен¬ных процессов, Андрей Васильевич выдвинул концепцию, согласно которой биохимическую эволюцию растений определяет эволюция белковых веществ. Было показано, что существует тесная связь между эволюцией белковых веществ и филогенезом. Многолетние исследования А. В. Благовещенского и его школы привели к выводу, что одним из биохимических признаков, характеризующих эволюционную подвинутость или примитивность таксонов, является содержание азота в се¬мена. Андрей Васильевич подчеркивал, что для каждого вида, рода, трибы характерна средняя величина содержания азота в семени. При этом эволюция идет по пути увеличения содержания азота. Отсюда вытекала необходимость не просто изучать общее содержание белкового азота в семенах групп растений различного эволюционного уров¬ня, а строго дифференцировать состав белковых комплексов в них.
Исследование белковых комплексов покрытосеменных растений, проведенное на обширном материале, привело Андрея Васильевича к заключению, что соотношение белковых фракций отражает эволюционную подвинутость таксона. В результате им был сформулирован «показатель эволюционной продвинутости» (Ае), отражающий отношение легкорастворимых белков (альбуминов и глобулинов) к глютелинам и белкам неэкстрагируемого остатка. А. В. Благовещенским и его школой были раскрыты основные тенденции эволюции молекулярной мас¬сы белков, физико-химических свойств, а также энергии активации биохимических реакций, катализируемых ферментами.
Результаты исследований А. В. Благовещенского в области общей и экологической физиологии и эволюционной биохимии растений представляют большой интерес для физиологов, экологов, биохимиков и си-«зтиков и порой оказывают им неоценимую помощь при решении сложных вопросов, возникающих перед современной наукой.
Итогом самоотверженного служения науке явилось более 200 печатных работ Андрея Васильевича, в том числе несколько монографий. Каждую его работу отличает тщательный подбор экспериментальных данных, убедительная аргументация, прекрасное знание литературы, логичность выводов и заключений.
Андрей Васильевич был замечательным педагогом и популяризатором науки. Его блестящие лекции, прочитанные во многих учебных гениях Ташкента, Воронежа, в Московском государственном педагогическом институте им. В. И. Ленина, где он проработал более 10 лет, надолго останутся в памяти его учеников. Он написал много их работ по различным вопросам биохимии растений и энзимологии. Все они характеризуются ясностью, точностью и доступ¬ностью изложения. Многие из них Андрей Васильевич прочитал как лекции по радио, а некоторые были изданы отдельными брошюрами обществом «Знание». Андрей Васильевич принимал активное участие в показе достижений советской науки и дважды был удостоен серебряных медалей ВДНХ СССР.
А. В. Благовещенский создал школу учеников и последователей, работающих в различных районах нашей страны и за рубежом. Мно¬гие его ученики стали видными учеными. Его научная деятельность была теснейшим образом связана с практическими задачами народного хозяйства. В течение многих лет он оказывал помощь своими консуль¬тациями Институту зерна, Институту чайного производства, Институту хлебопекарной промышленности, Институту удобрений и инсектофунгицидов, Институту масличных культур, Институту виноградарства и станциям защиты растений и т. д. Уже будучи человеком преклонного возраста, Андрей Васильевич не раз выезжал на места и был желанным гостем в колхозах и совхозах хлопковых районов Узбекистана. Он неоднократно беседовал с первыми секретарями обкомов КПСС ряда областей УзССР, настойчиво доказывая необходимость перехода от монокультуры хлопка по крайней мере на севооборот хлопок — люцерна, что привело бы не только к обогащению полей азотом, но и к значительному уничтожению вилта.
Одной из замечательных особенностей Андрея Васильевича было то, что, будучи признанным классиком физиологии и биохимии, он все¬гда считал себя и оставался ботаником. В наши дни узкой специали¬зации это редкое качество особенно выделяло его среди коллег, его ботаническая эрудиция и чутье вызывали глубокое уважение. Самые видные и авторитетные ботаники постоянно обращались к нему за консультациями. Не случайно именно Андрей Васильевич был едино¬душно избран председателем секции ботаники МОИП, длительное вре¬мя возглавлял ее, а в последние годы жизни оставался почетным председателем. При нем секция начала, в частности, систематически проводить получившие широкую известность и общесоюзное признание Московские совещания по филогении растений.
Андрей Васильевич был человеком очень активным, живым, общительным и по самому складу характера своего не мог оставаться в стороне от общественной жизни и научно-организационной деятельности. Членом МОИП он стал еще в 1914 г., многократно избирался в состав Совета Общества, активно работал в редколлегии нашего журнала, был лауреатом премий МОИП. В 1916 г. Андрей Васильевич был избран членом Русского ботанического общества (ныне Всесоюзное ботаническое общество) и до конца дней входил в состав его Совета. С 1923 по 1930 г. Андрей Васильевич был членом правления Туркестанского отдела Русского географического общества. Глубокий след оставила его деятельность в обществе «Знание» и в Московском доме ученых, где он был одним из организаторов и активным членом биологической секции. Со свойственной ему ответственностью подходил Андрей Васильевич и к обязанностям члена редколлегии «Бюллетеня Главного ботанического сада АН СССР», и к работе в многочисленных ученых советах и специализированных советах по защите диссертаций. Скончался Андрей Васильевич 24 сентября 1982 г. в возрасте 93 лет.
Научная, педагогическая и общественная деятельность А. В. Благовещенского была отмечена высокими правительственными наградами — орденами Ленина, Октябрьской Революции и медалями.
Все, кому приходилось общаться с Андреем Васильевичем, помнят его высокие человеческие качества, душевную щедрость, принципиальность, чуткость и отзывчивость. Андрей Васильевич Благовещенский был образцом человека высокой культуры, энциклопедических знаний, человека, увлеченного наукой и безгранично ей преданного.
С. М. Соколова, В. Н. Тихомиров
1 Приносим глубокую благодарность В. А. Благовещенскому за предоставленный материал.
источник — было выложено на форуме Фромуз.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.