Церковь в Чирчике История
Прислала Элеонора Шафранская.
Все ташкентцы, конечно же, знают церковь, которая стоит у дороги по пути в Чимган, Чарвак, Бричмуллу, Хумсан… Мимо не проедешь. Сегодня она открыта взору проезжающих. А лет 20 назад, чтобы ее увидеть, надо было «постараться». Церковь никуда не передвинули, просто в советское время ее закрывал огромнейший щит с разного рода идеологическими лозунгами и картинками, прославлявшими мощь социалистической системы и советского человека. На щите были изображены прямо исполины. Этот щит-гигант «стыдливо» прикрывал церковь от взоров проезжающих (а случались и партийные деятели, и иностранцы), дабы им не бросилось в глаза это «опиум-для-народа»-сооружение, контрастировавшее с расположенной вдоль дороги – напротив справа – другой надписью: «Социалистический Чирчик» (или «Чирчик – город социалистического труда»?).
Не разрушили – и на том спасибо! Мое детство отчасти прошло «под стенами» этой церкви. Ежегодная пасха была своего рода молодежной ночной тусовкой: не верующие, а «простые советские люди» ходили глазеть на непонятное, загадочное действо. Крашеные яйца были непременным атрибутом застолья в эти дни почти во всех семьях. Никому не мешали «пионерство», «комсомольство», партийность. Вот такая эклектика – культура повседневности. Советской повседневности.
Ниже – исторический очерк об этой церкви, скопированный с адреса: http://sobory.ru/article/?object=03394, написанный анонимом, чрезвычайно интересный.
Чирчик. Свято-Троице-Георгиевский Чирчикский мужской монастырь
Дата постройки: Между 1896 и 1900.
Архитектор: В. С. Гейнцельман.
Адрес: 702100 Узбекистан, Ташкентская область, г. Чирчик, проспект А. Навои, 1а
К северо-востоку от Ташкента по дороге в Чимган раскинулся большой промышленный город Чирчик. На сегодняшний день в черту города входят также несколько старых поселений, расположенных вокруг. При въезде в город со стороны Ташкента у дороги стоит красивое, построенное из кирпича церковное здание – это церковь бывшего села Троицкое. Троицкое расположилось на правом берегу реки Чирчик, в 30 км от Ташкента, близ разрушенной кокандской крепости Ниязбек. Первыми его жителями были переселенцы из разных губерний Европейской России, отчасти из Сибири и Семиреченской области. Поздний приход на место поселения не позволил крестьянам сделать яровые посевы. Некоторые семьи ещё и до этого по полтора-два года блуждали по Западной Сибири и другим местам, проживая последние крохи, собранные на дорогу после продажи имущества на родине. Удивительно, но несмотря на все трудности, в маленьком, только начинающемся, голодающем посёлке уже спустя три месяца после его основания, в сентябре, открывается школа. Она содержалась частным образом и занимала одну комнату в доме местного сельского старосты.
В этой же комнате помещался и учитель Белоцерковский – бывший ученик Ташкентской мужской гимназии. Учитель Белоцерковский относился к своему делу не только с полным усердием и сердечностью, но и со значительным самоотвержением. Для детей он был не только учителем и воспитателем. Школа ежемесячно получала из Ташкента от частного лица 40 рублей, из которых 10 рублей учитель уделял на различные нужды школы, а на остальные деньги ежедневно готовили обед, который во время большой перемены подавала хозяйка дома, жена старосты, и тогда все учащиеся, вместе с учителем, с деревянными ложками садились за общий стол. Кроме того, Белоцерковский приложил большие усилия к приобретению для ребят одежды, причём одинаковой формы. Благодаря ему к новогодним праздникам все мальчики имели красные рубашки и синие штаны, новые шапки, полушубки и сапоги, а девочки – новые сарафаны, платки, тёплые шубейки и башмаки. Учитель одновременно был и сельским писарем. И эту свою обязанность он исполнял самым прилежным образом. Он прекрасно, иногда лучше самого старосты знал не только состав каждой семьи, но и трудолюбие хозяина, его нужды и дела. Он знал кто и сколько запахал земли, кто куда отлучился из посёлка, кто неравнодушен к водке (к чести крестьян только один из жителей села любил «зашибать»). Учитель выполнял у жителей села и обязанности фельдшера. Если кто-нибудь в посёлке заболевал, Белоцерковский шёл к больному, ставил свой диагноз и давал лекарства из имевшейся в его распоряжении небольшой аптечки. Видимо, вполне успешно, так как больные с доверием обращались к нему. Учитель жил одной жизнью с поселянами. Наконец, Белоцерковский нёс, как отмечалось, «исключительно из своих личных побуждений», и обязанности дьячка. В посёлке ещё не было ни церкви, ни священника, был лишь небольшой молитвенный дом, куда по звуку колокола в праздничные и воскресные дни собирались поселяне. Здесь учитель читал положенные молитвословия, некоторые из них исполнял хор под его руководством. Он также объяснял значение или историю праздника и проводил нравственные беседы.
В 1894 г. жители Троицкого составили общественный приговор о построении в своём селе храма. Туркестанской духовной консисторией 11 сентября 1895 г. на имя крестьянина Димитрия Демиденко была выдана книга для сбора пожертвований в пределах Туркестанской епархии на построение храма в Троицком. 14 июня 1896 г. жители села получили благословение епископа Туркестанского и Ташкентского Никона на постройку молитвенного дома и приступили к делу. Они располагали к тому времени 600 рублями общественных денег, а также 319 рублями, собранными по сборной книжке. Начатая 20 июня постройка молитвенного дома к 1 февраля 1897 г. была окончена, а 9 февраля был освящён новый молитвенный дом во имя великомученика Георгия Победоносца священником Евстафием Любимским совместно со священником Константином Стоберским, который 20 мая 1896 г. был направлен в село Троицкое первым священником. Молитвенный дом был построен из сырцового кирпича под земляной крышей. Он представлял собой одну комнату длиной 17,5 и шириной 7,5 аршин. Пол был выстлан жжёным кирпичом, в алтаре пол был деревянный. Довольно изящный иконостас был сделан в мастерской Ташкентского городского четырёхклассного училища, иконы были написаны местной художницей-любительницей Лепёхиной. Здание этого молитвенного дома сохранилось. После установления Советской власти в нём располагался сельсовет, затем школа № 2, позднее магазин стройматериалов. Этот молитвенный дом служил жителям села на протяжении почти четырёх лет, пока не был построен новый храм.
В 1897 г. гражданским инженером В.С. Гейнцельманом был составлен проект нового церковного здания для села Троицкого. 8 сентября 1898 г. с благословения епископа Туркестанского и Ташкентского Аркадия была совершена закладка нового храма. Выбор места для церкви был весьма удачным, вскоре здесь оказался самый оживлённый центр не только посёлка, но и восточной территории Ташкентского уезда. Через два года с небольшим строительство было окончено. Строился храм на деньги, выделенные генерал-губернатором А.Б. Вревским, и на добровольные пожертвования. 23 ноября 1900 г. была освящена новая церковь во имя Георгия Победоносца. Троицкая церковь по общей композиции и силуэту значительно отличалась от других церковных сооружений Ташкента и его окрестностей. Крестообразная в плане, она включает в себя притвор, центральную часть и алтарь. Центральная часть двухъярусная, четырёхскатная кровля над ней завершалась круглым барабаном с главой и металлическим крестом. Алтарная часть и притвор церкви одноярусные, со скатной крышей. Иконостас одноярусный деревянный был сделан по чертежу гражданского инженера Киселёва в мастерской Ташкентской тюрьмы, но иконы были не особо хорошей живописи. Вскоре после окончания строительства храма, жители посёлка решили на общественные средства пристроить, с надлежащего разрешения, колокольню, которая могла бы служить и помещением для сторожа и кладовой. Колокольня была поставлена с западной стороны, в 7 м от церкви, и соединена с ней галереей шириной 4 м с двумя входными дверями с южной и северной стороны.
25 ноября 1903 г. в мастерских товарищества Ф. Блок был отлит колокол, заказанный для церкви села Троицкого. Колокол весил около ста пудов (полторы тонны). Это был всего второй случай отливки колокола в Средней Азии местными средствами. Уже с первых лет существования село Троицкое во многом опередило ряд селений не только Ташкентского уезда, но и всей тогдашней Сырдарьинской области. На сегодняшний день, кроме церковного здания и молитвенного дома, в селе сохранилось здание церковно-приходской школы, где разместился детский сад, и некоторые старые жилые дома. Колокольня Троицкой церкви была снесена, осталась только нижняя часть, где располагались сторожка и кладовая. В 1980 г. к храму с северной стороны была пристроена прихожая, рисунок кладки которой соответствует общему фасаду. В 1984 г. в алтаре под слоями извести и краски была обнаружена настенная роспись, довольно хорошо сохранившаяся – это изображения четырёх святых: Василия Великого, Иоанна Златоуста и святых мучеников Косьмы и Дамиана. В том же году они были очищены и отреставрированны. В целом здание церкви, сохранившее свой прежний облик, является примером и памятником творческой деятельности одного из крупнейших архитекторов дореволюционного Туркестана – В.С. Гейнцельмана, успешно использовавшего в архитектуре края композиционные приёмы древнерусского зодчества.
22 февраля 1996 г. на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви по ходатайству Преосвященного Архиепископа Ташкентского и Среднеазиатского Владимира (ныне Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский) было постановлено – преобразовать приход в г. Чирчике в мужской монастырь. Сейчас в монастыре проживает 10 насельников. Действует библиотека, издаётся «Свято-Георгиевский листок», выпускается стенная газета «Лампада», имеется воскресная школа для взрослых и детей, проводятся ежемесячные вечера «Духовные встречи». В настоящее время это первый и пока единственный во всей Среднеазиатской епархии мужской монастырь. Являясь ещё довольно молодым и находясь только на пути своего становления, он уже несёт людям всё то прекрасное, что на протяжении тысячелетия впитало в себя монашество на Руси.
Это моя дипломная работа по реставрации в 1990 году.
Впервые тогда на кафедре разрешили взять православную тему.
Руководителем был обожаемый мною В.А.Нильсен.
Статья написана просто великолепно.
Не знала,что теперь это мужской монастырь.
Да ещё единственный в Средней Азии.
Спасибо за приятные эмоции!
Elena[Цитировать]
Prochitav etu statyu menya ohvatilo takoye silnoe chuvstvo gordosti za to,chto ya bila ucheitsey etogo zamechatelnogo avtora!!! Dorogaya Eleonora Fyodorovna,spasibo Vam ogromnoe za stolko interesnogo i poznavatelnogo!!!!
Dilyara[Цитировать]
Очень интересная статья,это мой родной город и мне очень было интересно узнать о нашей городской церкви.Спасибо Вам большое
Мухайё[Цитировать]
Интересно, найдется ли ещё в Средней Азии такой город, в котором православный храм на 100 лет старше мечети?
Чирчикская центральная мечеть на улице Ахунбабаева построена всего лет десять назад…
Владимир[Цитировать]