Старый Маргилан История
«Маргилан» — луг, поросший густой травой
Как известно, Маргилан является одним из древних городов Ферганской долины. В словарях Самани (XII век) и Якута (XIII век) он приводится под названием «Маргинан». Так же называет его и Бабур, который в своих записках, составленных в начале XVI века, упоминает его в числе семи главных городов Ферганы.
Местная легенда почему-то связывает название города с именем святого Аппака (известный мусульманский святой, живший в XVII столетии), мазар которого находится в Кашгаре. Согласно этой легенде, однажды через место, где сейчас находится Маргилан, проходил святой Аппак. Он проголодался и попросил у одной старухи поесть. Она вынесла ему курицу и хлеб. Название этой пищи (по-персидски «мург-у-нон») стало якобы с тех пор названием города. По другой версии этой легенды возникновение названия города связано с мифическим походом Хазрета Али, четвертого праведного халифа на Фергану. При этом слово «мург» толкуется не как курица, а как фазан.
М. С. Андреевым было высказано предположение о возможном происхождении названия Маргинан-Маргилан, принимая во внимание современное произношение последнего названия с твердым задненебным «г», от согдийского слова «марг» — луг; место, поросшее высокой густой травой, которое в персидских толковых словарях объясняется как сорт травы, охотно поедаемой скотом (это же значение слово «марг» имеет в янгобском языке); отсюда «маргзор» — лужайка.
В Нур-Ате под Самаркандом, окруженном тюркоязычными (узбекскими, туркменскими) селениями, и населенном искони таджиками, сохранившими до последнего времени таджикский язык, в топонимике селений зарегистрировано слово «марг». Вся площадь последнего рукавами орошающих его ключей разделена на четыре части, которые называются: Марги хони, Марги мири, Марги Мир-Гадой и Марги Шарики — объединенный марг, принадлежащий группе лиц (а возможно — восточный марг(Ред.)
Н. Г. Маллицкий, ознакомившись с изложенным, высказал предположение о происхождении от слова «марг» названия реки Мургаб, которое, как известно, в древности передавалось в форме Маргоб. Очень интересно, что аналогичным образом объясняет это название и местное население, которое прилагает название «марг» к одному виду травы, обильно растущей в ущельях в верховьях Мургаба.
Мазар Подшо Искандар Зулькарнайн
Многие народные легенды связывают отдельные памятники Маргилана с именами различных исторических лиц. Так, например, одна из наиболее почитавшихся в прошлом святынь города, мазар Подшо Искандар Зулькарнайн, считалась местом погребения Александра Македонского. Хотя известно, что Александр Македонский в Фергане не был. Крайним пунктом его экспансии на территории Средней Азии была Александрия Эсхата, возведенная около или на месте современного Ходжента.
Об этой святыне упоминает Ф. Назаров, который дает следующее описание этого мазара: «В средине города в виде открытого храма возвышается здание, внутри которого поставлено красное шелковое знамя. Кокандцы почитают оное священным, имея предание, что оно принадлежит падше Искандеру, который, будто бы, по возвращении из Индии, умер в песках и похоронен в сем месте».
Наряду с приведенной общераспространенной версией предания существует и другая, менее популярная версия, согласно которой этот мазар был построен около 300 лет тому назад над могилой завоевателя Подшо Искандера родом из Дарваза, обширные владения которого якобы включали в себя на севере Фергану, а на юге Куляб и Кабул. Имя этого завоевателя с течением времени было заменено более популярным именем Александра Македонского, с которым в Средней Азия связано много легенд и преданий, и мазар стал называться мазаром Подшо Искандар Зулькарнайн (в местном произношении Зуль-кайнар) — царя Александра Двурогого.
Городские стены и ворота Маргилана
Несколько сот лет назад Маргилан был сравнительно небольшим городом. Окружавшая его стена, возведенная около 300 лет тому назад, имела всего четверо ворот, обращенных по четырем сторонам света. Расстояние между противолежащими воротами было около 2 км. До сих пор среди населения сохранились воспоминания о местонахождении этой стены. С восточной и северной сторон она проходила по территории нынешнего урама Кзыл-Сокчи (Интересно, что слово «урам» употребляется в настоящее время в Маргилане в значении части города. Употребление его в других городах Ферганы и Узбекистана в этом значении нам неизвестно) в направлении от мазара Чиль-духтарон к махалле Бахрин; оттуда поворачивала на запад, к махалле и мазару Машад — одной из древних святынь города, затем шла к югу, к бане Каляндар-хана, расположенной у большой дороги от станции Горчакова к городу, и от нее опять к мазару Чиль-духтарон.
Эта старая городская стена, называемая «кургонны дувалы», т. е. «стена кургана (крепости)», была первоначально высотой в 12 рядов битой глины (пахса), а толщина ее у основания равнялась 3 м, с наружной стороны стены был ров.
С течением времени город разрастался, а стена разрушалась и уже в начале XIX века не сохранилась в сколько-нибудь удовлетворительном состоянии. Требовалось возведение новой стены большего размера. Это было осуществлено, по словам усто Ходжа-Али, при Шер-Али-хане (1842-1845). Новая стена охватывала пространство настолько большое, что расстояние между противолежащими воротами ее было якобы около 8 км.
Во второй стене имелось 12 ворот: Маоз Ибни Джаббор (между железнодорожной станцией и шелкомотальной фабрикой), Надырмат, Ташлак, Хотун-арык, Бахрин, Гульчаман, Машад, Эшон-дарвоза, Алты-арык-дарвоза, Сар-мазор, Сук-тепа и Чимион.
По словам Ходжа-Али, в юности принимавшего участие в ремонте новой городской стены, толщина ее у основания была около 2 м, а вверху около 70 см. С наружной стороны был довольно крутой откос (дадама) и ров (ур). С внутренней стороны у стены проходила насыпь, называемая «шер-кургон», служившая для установки пушек.
Статья опубликована в журнале «Фан ва турмуш» № 5-6 2007 г.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.