Ещё о настоящем человеке Ташкентцы
Автор — Портнова Нелли
Хочу дополнить портрет, который нарисовали ученики Исаака Ароновича Гурвича. У близко знавших его не исчезало ощущение, что это человек «не от мира сего», неизмеримо выше всех, не только по эрудиции и интеллекту, но по масштабам личности. Он был свободнее всех нас. Свободнее в том кантианском смысле, о котором могут лишь мечтать люди. Казалось, что он независим не только от ситуации, (антисемитизма, политической реальности, тупого начальства, но и от самого себя. Он никогда не говорил «я хочу», «мне кажется», «мне это не нравится…». Его желания выражались в действиях – незаметно, без слов, без ритуала. В отношении к людям у него было всего две позиции: снисходительно-ироническая любовная, к своей семье, друзьям и молодежи вообще. Стать таким же щедрым, как он, было невозможно.
Что давало ему силы? Кроме семьи, — профессия. Неверно думать, что он все мог преодолеть. Я думаю, не я одна видела, что Исааку Ароновичу место в столице, в каком-нибудь крупном научном центре, где он мог бы читать свои любимый курсы: по Серебряному веку или про кино. Но даже в ташкентском университете он не мог работать, где курсы были посерьезнее, чем в РПИРЯИЛе и где он смог бы больше себя реализовать. Но проф. Г. П. Владимиров категорически не желал видеть на своей кафедре Гурвича. Бывший работник Органов наукой не занимался и крупный ученый на кафедре ему был не нужен.
Конечно, он был тесно связан с московскими учеными, дружил с Л.Гинзбург, любил ездить на конференции, очень много печатался в журналах («Вопросы литературы» считали его своим автором). Но его докторская диссертация застряла на годы в московской комиссии, и он знал, кто дал на нее черную рецензию. Но И.А.Гурвич – ученый – отдельная большая тема, и не для интернетовского сайта.
не же хочется напомнить бывшим студентам и коллегам его работы. В советское время он был ученый, специалист по истории русской литературы и поэтике. Напоминаю книги: Проза Чехова М. 1970. Русская лирика XX века. Рубежи художественного мышления. Беллетристика в русской литературе.- М., 1991.
В Америке, с одной стороны, он потерял лучшее дело в его жизни, студентов и круг друзей, с другой, печататься стало просто, а тематика не была ничем ограничена. Он написал несколько книг, стал самым активным автором «Энциклопедии советской цивилизации», очень много работал в русскоязычной прессе, прежде всего, в журнале «Вестник». Вот список некоторых публикаций Исаака Ароновича, которые можно найти на сайте http://www.vestnik.com
Трагическая утопия Блока. — «Вестник», 18(172), 19 августа 1998.
Сколько детей было у Натальи Николаевны Вестник №10(191), 1998.
Век ХХ: идея чести. Вестник. 1997. 4 февраля.
Сороковые, роковые. Вестник. 13(272) 19 июня 2001 г.
Трагическая утопия Блока. Вестник №18(172), 1998)
Однажды вечером в театре на Таганке… Вестник. №8 (189). 1998.
11 мая 2008 г.
Спасибо Вам, Нелли Абрамовна! Пока мы будем вспоминать Исаака Ароновича — жизнь его будет продолжаться.
Eleonora[Цитировать]