С театром – на «вы» Ташкентцы
Автор: Оксана КАДЫШЕВА
Если первые три минуты на сцене ничего не происходит, внимание потеряно. Узда отпущена, колесница несется неизвестно куда. Считайте, что спектакль провалился”.
Как же заинтересовать юного зрителя, привить ему любовь к искусству? Эти вопросы по сей день волнуют Георгия Мустафина – заслуженного артиста Республики Узбекистан, отличника просвещения. Судьба Георгия Аркадьевича неразрывно связана с режиссерской работой в Молодежном театре Узбекистана. Кроме того, более 30 лет Мустафин помогает детям, оставшимся без попечения родителей, трудным подросткам (ряд спектаклей поставлен в зангиатинской исправительно-трудовой колонии). Нынешний год богат для режиссера значимыми датами: его 70-летие и 50-летие творческой деятельности, 80-летие театра. Так что поводов для беседы более чем достаточно.
– Тот, кто считает, что поставить детский спектакль просто, ошибается, – говорит Георгий Аркадьевич. – Однажды Феллини сказал: “Если первые десять минут в кино ничего не происходит, фильм провален”. Конечно, я не Феллини, но сделал для себя соответствующие выводы. Ребенок – зритель требовательный. Взрослый, когда показывают что-то неинтересное, может просто встать и молча выйти из зала. Ребенок начнет смотреть по сторонам, разговаривать. Спрашивается, для чего тогда ставился спектакль? Любовь к театру в таком случае может вообще никогда не проснуться.
– Как можно привлечь внимание юного зрителя к постановке? Особенно в наше время, когда альтернативой искусству, в том числе и театральному, все чаще становятся телевидение, компьютер…
– Я не люблю злодейства на сцене. Режиссер – прежде всего творец. Многое зависит именно от него, в том числе – и жизнеутверждающий финал. В постановке не должно быть открытых нравоучений. И еще: ребенок должен верить в чудо. Актер – синоним волшебника, фокусника, который к тому же говорит с детьми на их языке. Поэтому страшный серый волк в “Трех поросятах” наделяется в постановке добрыми чертами характера. “Как, неужели старость пришла и болезни? Жизнь прошла…” – сокрушается волк. И уже по-другому начинаешь относиться к нему, с сочувствием. Или, к примеру, в спектакле “Зубастик” главный герой творит чудеса. Актер спускается в зрительный зал и мажет детские носики театральным гримом. Теперь, мол, и вы причастны к волшебству.
Однажды актер Вася Псатасс, игравший в свое время Зубастика, получил от девочки письмо, где она просила совершить чудо – подарить ей собаку. Что вы думаете? Он покупает книгу про собак, приезжает по указанному адресу и просит, чтобы родители разрешили ребенку взять домой щенка. И те соглашаются!
– Говорят, что актерами не рождаются – ими становятся. А что значит, по-вашему, быть актером? Какими качествами должен обладать человек этой профессии?
– Ненавижу артистов, которые с театром на “ты”. С театром можно разговаривать только на “вы”. Посмотрите, вот мы сейчас с вами сидим в зале, а на сцене идет репетиция. Какая большая ответственность – выступать перед аудиторией! Сцена – святое. Никогда не забуду, как на фестивале кукол актеры из Бангладеша перед началом выступления молились прямо на сцене, расстелив коврики.
“Артист беден, но горд” – эти слова педагога стали для меня жизненным кредо. Прежде всего надо быть профессионалом.
Сейчас во многих спектаклях преобладают танцы. Молодежи это нравится. Но я считаю, что мы все-таки приходим в театр поговорить. У нас, в конце концов, есть Чехов, Толстой, Куприн, в произведениях которых бушуют истинные человеческие страсти. Нужна слаженность между актерами, психологический диалог. Тогда не нужно будет прикрывать бездарность блестящей мишурой.
Главное в спектакле – игра актера, правдоподобность образа. А еще важно, как ты ведешь себя вне театра, после сыгранного спектакля. Об этом постоянно говорю молодым актерам. Сегодня ты выступил в роли принца, а завтра идешь по улице с бутылкой пива. Тебя могут увидеть зрители. Как ты посмотришь им в глаза? Чему сможешь научить? Ни в коем случае нельзя разрушать веру в светлый актерский образ. Ведь им живет театр, а значит, и искусство.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.