«Ромашка» на Чиланзаре Разное
Автор Элеонора Шафранская.
В 1978 г. я поселилась на 2-м квартале Чиланзара, окна моей квартиры выходили на улицу Чиланзарскую, на автобусно-троллейбусную остановку, именуемую в обыденности «Кафе Ромашка». В действительности там и находилась «Ромашка»: павильон в виде лепестков цветка; по замыслу это, видимо, было летнее кафе «Мороженое» (на площадке перед строением выставлялись столики со стульями), а в реальности получилась рядовая пивнуха. Мой стол на кухне от «Ромашки» отделяла только проезжая часть: слышимость была поразительной: «Граждане пассажиры, передавайте за проезд!» – звучало в моей квартире; говоря с кем-то по домашнему телефону, я вынуждена была закрывать окна в летний зной, чтобы слышать собеседника.
На рубеже 80–90-х «Ромашку» неожиданно сносят и начинают строить нечто: на строительном паспорте значится (помню, конечно, смутно): клуб для старшеклассников «Аквариум», в памяти всплывает почему-то, что строителями были болгары. Двухэтажное здание строили медленно, финал строительства никак не обозначался. И вдруг…
Из окна своей кухни вижу суету, множество людей, скоблящих, домазывающих и даже моющих тротуарную плитку перед строением. Сын принес с улицы новость: молва содержала какую-то нереальную, фантастическую весть: под моими окнами будет Американское посольство! Не верилось… Но буквально через несколько дней здание обрело какой-то особый шик, с противоположной стороны, т. е. прямиком под моими окнами, вдоль дороги (между проезжей частью и арыком) были выложены (не высажены!) газоны (готовые пласты земли с травой), засветились фонари, был подметен и полит асфальт! (По-моему, открытие посольства случилось в марте 1992 г.) И на приеме я тоже «побывала», правда, не отходя от кухонной плиты и держа в руках телефонную трубку, ведя «репортаж» с места событий для своей подруги. (Во всяком случае, со второго этажа моей квартиры было видно все, что происходило за забором: прием был на открытом воздухе; а от прохожих все было затянуто лентой, шириной в забор, с рисунком американского флага.) Играли три музыкальных ансамбля: сначала симфонический, затем в стиле регтайм, и на «третье» – дули в карнай.
Прошла весна, прошло лето… Мои друзья приходили ко мне на кухню, чтобы разглядывать столь экзотическое для тогдашнего Ташкента учреждение: ничего особенного, правда, нам «не показывали», но все же – «запад» был совсем рядом, кое-кто даже шутил (тогда было еще далеко до эпохи терроризма): «Какое прекрасное место у тебя на кухне для оптического прицела!».
И ранней осенью случилось НЕЧТО! (ЕГО я лицезрела все из того же наблюдательного пункта – из окна своей кухни. ОНО напоминало кадры из американских блокбастеров, так часто тогда просматриваемых на совсем недавно появившихся видеомагнитофонах). Понаехали отряды различных подразделений (о том, что их было много, говорила множественная расцветка экипировочных одеяний). Залегли на крышах, в арыках, засели на деревьях. Все с автоматами. Там, где было прежде свободное пространство на улице, – толпа зевак вроде меня (но я-то на отдельном «наблюдательном пункте»), отделенная от здания посольства плотной цепью местной милиции. Напряжение в сюжете, складывающемся из моего окна, создавали только вновь приезжающие и занимающие необычные позиции люди, каждый раз в новом «окрасе». Кульминацией и одновременно развязкой стал такой фрагмент: резко затормозили легковые машины, вышли люди в штатском (в костюмах, при галстуках), влезли (почему-то) в окно, потом к центральному входу был подан «газик» с раскрытой сзади дверью, и туда проследовала толпа людей, ведущих главного героя этого «блокбастера» с заломленными назад руками. Так завершилось это экстремальное (для тех времен особенно!) происшествие. Молва донесла, что к лузгающим семечки «ментам» (нашим, отечественным), охраняющим вход в посольство, подошел человек, сумел их расположить к себе непринужденным вопросом, потом выхватил у одного из них пистолет, взял их в заложники, ну и, как положено по всем известному сценарию, что-то требовал, проникнув в самую глубь заведения. (Где он сейчас? Что с ним стало?). Тогда еще были советские времена (в стадии агонии), и газеты были общесоюзные. Я внимательно отслеживала несколько дней: что скажет пресса? Местная молчала. Лишь в «Известиях» появилась маленькая заметка, буквально в 3–4 предложения, мол, в посольстве США в Ташкенте была предотвращена хулиганская выходка. Подробностей не было: ни что ЭТО «колбасило» весь район и все службы более чем полдня, ни кто этот хулиган, чего он хотел…
Вот такая история. На следующий день зарешетили окна посольства, количество милиционеров заметно увеличилось. Через несколько лет (я уже уехала к тому времени, но «разведка донесла»), построили глухой забор (я вовремя съехала, «кина» больше бы не было). А начиналось все так романтично: мой сын, начинающий тогда журналист, писавший об американском кино и удостоенный приглашения от советника по культуре при посольстве на обед, шутя попросил его: а нельзя ли сделать потише ежеутреннее поднятие флага – спать мешает…
Очень интересный текст, спасибо!
уже почти исторический :)
Ильина[Цитировать]
Спасибо за приятное погружение в прошлое,такое близкое и далёкое одновременнно.
Lyubimova Nonna[Цитировать]