Шёлковый путь Разное
Впервые термин «Шёлковый путь» употребил в 1877 году Фердинанд Фрайхерр фон Рихтхофен. Этим названием известный немецкий географ обозначил сложившуюся в начале летоисчисления трансконтинентальную сеть дорог, которые в то время связывали культурные миры Старого Света, особенно Китай на Востоке и Средиземноморье на Западе.
Свое название эта сеть дорог получила по особенно популярному среди верхов древних (да и средневековых) обществ товару — шелку. Этот материал — легкий, эластичный и крепкий, то есть удобный для перевозок на далекие расстояния, высоко ценился на его родине — в Китае и соседних странах в ханьское время (III в. до н.э.– III в. н.э.). На столичных рынках Ханьской империи шелк стоил вдвое больше холста, а на западной границе Китая в 4-6 раз дороже. Но несравненно больше он стоил в Риме, где в начале IV в. за килограмм неокрашенного шелка платили четыре тысячи золотых динариев, то есть по весу шелк ценился в несколько раз выше золота.
Его доставляли не только по суше, но и по Индийскому океану и его морям, которые входили в систему Великого шелкового пути.
Уже во время его возникновения Великий шелковый путь был отнюдь не только «шелковым». По составлявшей эту гигантскую, особенно для древности, системе дорог двигались не только дипломатические посольства, паломники и путешественники, но и купцы, которые по суше и по морю везли с востока на запад и с запада на восток разнообразные товары: золото, пряности и изделия ремесленников и диковинки разных стран, шерстяные ткани и пушнину, а то и умелых мастеров, ученых, путешественников, просто рабов и рабынь. Еще более разнообразны грузы и спутники средневековых купцов, пользовавшихся трансконтинентальными путями.
Достаточно отметить, что американский синолог Эдвард Хетцель Шефер опубликовал труд «Золотые персики Самарканда: Книга о чужеземных диковинах в империи Тан», в которой на основании письменных источников перечислил такие категории прибивших в Китай в годы правления династии Тан (618-907 гг.) людей, как военнопленные, рабы, карлики, заложники, музыканты и танцоры: таких домашних животных, как кони, верблюды, крупный рогатый скот, овцы и козы, ослы, мулы, собаки: таких диких животных , как слоны, носороги, львы, соболи и горностаи, газели или серны, непонятные копытные и хищники, сурки и мангусты, ласка или хорек; а также шесть видов птиц, тринадцать видов мехов и перьев, десять видов растений, четыре — древесины, семь — пищи, шестнадцать — ароматических веществ, двадцать два — лекарств, тринадцать — тканей, одиннадцать — красителей, десять минерального сырья, семнадцать — драгоценностей, пять — металлов, пять видов предметов «светского обихода», два — священных предметов, шесть категорий книг. И это лишь то, что поступало в танский Китай! А экспорт из Китая, импорт в степи, Среднюю Азию, Иран, на Ближний Восток, в Восточную Европу — все это изучено значительно хуже, но вряд ли было менее разнообразно.
За долгую историю Шелкового пути ассортимент товаров, перевозимых по его трассам, неоднократно менялся, перемещались и сами трассы: затухали одни, большее значение приобретали другие. Однако во все времена, если говорить не об отдельных участках пути, а о всей совокупности их — от Китая до Европы, шелка и шелковые одежды оставались если не всегда основным, то неизменно заметным товаром международной торговли, охватывавшей значительную часть Старого Света. Поэтому условный, как уже отмечалось, термин «Великий шелковый путь» остается наиболее рас пространным для обозначения той сети дорог, которые подобно кровеносным сосудам в организме человека, питали мировую торговлю и покрывали в течении полутора тысячелетий пространство Евразийского континента, заходя и в третью часть Старого Света — Африку.
Среди этих многих дорог были и основные, как бы артериальные, игравшие главную роль в обмене товарами, а заодно и научными и культурными достижениями и людьми. Таких ведущих трасс Великого Шелкового пути насчитывалось всего три: две сухопутных и одна океанская.
Первая, сухопутная — тянулась из столицы Китая через юг Средней Азии и Иранское плато (в древности это были владения кушанских и пафянских государей) в Восточное Средиземноморье (в древности) — римские Сирию и Египет. От этой трассы еще в Средней Азии отходила дорога на юг, через перевалы Гиндукуша и Индию, и, в том числе, к портам ее западного побережья, а затем в долину Ганга. Существовали также дороги через горы из нынешнего Сыньцзяна прямо в Индию (в частности — там, где сейчас проходит Каракумский тракт из КНР в Пакистан), равно как и водный путь по Амударье, ее пересохшему уже к раннему средневековью прикаспийскому рукаву — Узбою, по Каспийскому морю и рекам Закавказья, выводящий в Северную Месопотамию, Малую Азию, и видимо, к портам Восточного Причерноморья. Особо отметим, что этот путь проходит и через район Амуля.
Вторая трасса, океанская, соединяла завоеванный Октавианом Августом Египет, через Красное море и Индийский океан, с портами Западной Индии, в древности морскими воротами кушанской империи. Однако из ее ответвлений заходило в Персидский залив, в то время как другие вели далее на восток — на Малабарское побережье Индии, на Цейлон (Шри Ланка) устью Ганга, где в III-IV вв. расцветало государство Ванга, в Индокитай.
Третья, не менее грандиозная, чем две первые, трасса Великого Шелкового пути — северная (или степная) вела из Китая, Синьцзяна и вероятно Южной Сибири и Монголии в обход Каспия с севера. В северном Приаралье и в Пакистане с ней соединялись пути, ведущие из Синьцзяна через Фергану и из Тохаристана и Согда (этот маршрут, возможно, проходил и через Амуль), а далее, в низовьях Волги, степная трасса делилась на два направления: один шел далее на запад в Северное Причерноморье, второй — на юго-запад, на Северный Кавказ и через кавказские перевалы в Западное Причерноморье (и Малую Азию).
История Великого Шелкового пути охватывает отрезок времени, превышающий полтора тысячелетия. Более того, сложению его как сквозной трансконтинентальной трассы предшествовал долгий период ранних «путей», которые были всего лишь направлением опосредствованных контактов, когда редкие минералы (обсидиан, лазурит, нефрит и т.д.) передавались от области к области, от одного племени или народа к другому.
Следующий период функционирования Великого Шелкового пути, приходится на раннее (домусульманское) средневековье, У-УШ в.в., когда после краха империй древнего мира и повсеместного вторжения очередных воли «варварских племен», в Евразии сложилась в значительной мере иная (чем в I-IV в.в.) геополитическая обстановка.
Уже в IV в. согдийцы, эти «финикияне Средней Азии «основали свои колонии вдоль путей, ведущих в Китай. Торговые фактории и поселения согдийских купцов, ремесленников и земледельцев в У1-УШ вв. распространялись на Северо-восточные районы Средней Азии, и Синьцзян, Южную Сибирь, Монголию, Северный Китай, а на западе — до Крыма, где их присутствие засвидетельствовано в названии города Судак, (его прежние имена «Сугдак» или «Солднейя», по мнению лингвистов, обозначали «согдийский» на двух диалектах согдийского языка). Прочно взяв в свои руки торговлю шелком, как местным — среднеазиатским, так и синьцзянским и китайским, согдийцы пользуются любой возможностью, чтобы пробить ему (шелку) дорогу к традиционному иранско-среднеземноморскому рынку.
Третий период истории Великого шелкового пути приходится на конец VIII-начало ХIII вв. т.е. время от арабских завоеваний и исламизации народов Передней Азии, Ирана, Кавказа, части Восточной Европы, Афганистана, Северной Индии и Средней Азии до грозных пожарищ монгольских нашествий на значительных территориях Евразии.
В середине ХШ-ХУ вв., в период после монгольских завоеваний, когда в Средней Азии, Иране и в степях Евразии утвердились государства наследников Чингиз-хана, вассалами которых стали Древняя Русь и многие страны и области Азии и Европы, оживленная торговля между Востоком и Западом продолжала существовать и углубляться. Развивались и непосредственные контакты, в которые наряду со Средней Азией, Золотой Ордой и Китаем активно включились русские княжества и западноевропейские путешественники — купцы и дипломаты.
Дипломатическая активность европейских властителей на Востоке усиливалась и в конце ХIV — начале XV вв., когда армии Темура сокрушили грозного Баязида Молниеносного, турецкого султана, незадолго до этого победившего объединенные силы
Западноевропейского рыцарства, шедшего на помощь Византии. Неожиданное появление в Малой Азии эмира Темура, спасшее, как казалось, Византию от неминуемой гибели, а Европу от немедленного вторжения турок, привело к направлению в его столицу Самарканда не только уже упоминавшегося после испанского короля де Клавихо, но также и представителей королей Англии и Франции.
Все эти дипломатические контакты во второй половине ХIII-ХV вв. сопровождались постоянными торговыми связями Запада и Востока с участием генуэзских, венецианских, арабских купцов с одной стороны и золотоордынских, среднеазиатских, китайских купцов — с другой. И только Великие географические открытия и упадок внутриконтинентальных путей привели к тому, что основная торговля между Европой и Африкой, а также межу Старым и Новым Светом стала вестись по океанам и морям. Следует еще добавить, что во все периоды истории Великого шелкового пути, — в имперский период I-IV вв. в раннее (домусульманское) средневековье V-VIII вв., в период расцвета средневековой торговли в IХ-начале ХIII вв., и, наконец, в послемонгольское время в середине ХIII-ХV вв., — его трассами пользовались не только купцы и дипломаты, но и священнослужители и монахи разных конфессий: буддисты и манихеи, несториане, католики и православные, зороастрийцы, мусульмане, конфуциане и многие другие.
Интерес к Великому Шелковому пути особенно возрос в последнее десятилетие ХХ века, когда, по словам А.Г.Пугаченковой, «мир пришел к убеждению о необходимости противопоставить разрушительным силам вражды и войн общечеловеческую интеграцию на путях мирного развития различных стран и народов, политических систем и идеологий».
Великому Шелковому пути посвящаются теперь кино и телепередачи, книги, статьи, выставки, научные конференции. Решением ЮНЕСКО в 1988 г. была выдвинута десятилетняя программа «Великий Шелковый путь — путь диалога народов», в рамках которой в 1989 –1992 гг. проводились, в частности, международные экспедиция по его морским и сухопутным трассам. Название «Шелковый путь» принимают даже коммерческие фирмы. Так древняя система путей, связывавших некогда разные страны и области Старого света, становится популярной, если не сказать — модной.
Из статьи Б.Я.Ставиского «Великий шелковый путь».
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.