Третья встреча с Т. К. Кузиевым. Часть третья. Встреча с археологами из Японии Разное
С 24 сентября по 8 октября в Международном караван-сарае культуры Икумо Хираямы Академии Художеств Узбекистана проходят мастер-классы по археологии Workshop 2010. Организаторы – Академия художеств Узбекистана, Японский Фонд международного сотрудничества (Japan Foundation) и Международный караван-сарай культуры. Т. К. Кузиев организовал встречу интернет-журналистов и блоггеров с мастерами-специалистами из Японии: с модератором мастер-классов Хироаки Фурущо и его коллегами.
Посчастливилось пообщаться с такими интересными людьми, позадавать им вопросы.
Первый мой вопрос: отличается ли аохеологическая школа Японии с методике и подходах от археологической школы экс-СССР и в частности, узбекской?
Ответ Хироаки Фурущо: нет, не отличается, принципы работы археологов одни и те же. Но, есть и и различие: япрнцы относятся к находкам исключительно как историческому материалу, а в Узбекистане их рассматривают прежде всего с точки зрения искусствоведения. (Чему подтверждение и музей при Караван-сарае культуры). Японцы делают акцент на орудиях труда и предметах обихода простых людей, в Узбекистане изучают убранство храмов, остатки скульптур, сосудов, колон с точки зрения эстетической, отслеживая развитие и влияние различных культур. Конечно эти подходы не противоречат, а дополняют друг друга.
Второй вопрос: связан ли интерес Японии к Узбекистану только с очагами буддизма на нашей территории? Ответ. Нет, не только буддизм изучается, а вообще взаимное проникновение культур. Вот например, говорит Хироаки Фурущо, в Индии, на родине Будды, нет его гигантских скульптур. А на территории Бактрии (севера Афганистана и Сурхандарьи) их находят, чуть позже по времени они появились в Китае и Японии. Это говорит о том, что буддизм пришел на Восток не из Индии, а через Узбекистан, по Великому шелковому пути. То есть, в данном случае буддизм не цель изучения процессов, а как маркер, помогающий отследить распространение. Еще интересно, что скульптуры, раскопанные в Сурхандарье, проявляют влияние Древней Греции: эллинские мотивы в прическе, в одежде и украшениях персонажей.
Тамара Санаева, посещавшая Японию, отметила разницу в подходах к памятникам старины: у нас их реставрируют, а в Японии консервируют. Но не так все просто, уточнили японские специалисты, старинные сооружения раз в 20 лет ремонтируются с единственной целью — не утратить технологий, по которым они созданы.
Еще я спросил, не конфликтуют ли найденные многочисленные семейные божки с буддизмом, на что общим обсуждением решили, что это как тотемы, символы удачи, семейные, цеховые, ритуальные, не противоречат буддизму.
Борис Бабаев (Kultura.uz) спрашивал, как чувствуются изменения в Ташкенте за 10 лет работы Японцев у нас, как происходит сотрудничество с Академией художеств, какие впечатления от Узбекистана? Были получены ответы положительные и восторженные, с благодарностью к поддеожке от Академии художеств. На вопрос, кто финансирует работы японских археологов, Хироаки Фурущо полушутя сказал, что будет хорошо, если мы все напишем, чтобы Фонд международного сотрудничества (Japan Foundation) продолжал бы поддержку проектов в Узбекистане.
Позже разговор перешел на бытовые темы, я спросил, как они могут так долго обходиться без своей родной кухни и что думают о наших блюдах. Хироаки Фурущо ответил, что все очень вкусно в Узбекистане, но никак не могут привыкнуть, что во всех блюдах очень много мяса.
Неожиданным чудесным украшением встречи стало присутствие пианистки Элеоноры Пулатовой, и исполнение ею пьесы Дилором Мулаевой «У развалин Биби-Ханум». «— У музыки и у археологии есть что-то общее — сказала Элеонора, — они находят истоки, объединяющие всех людей».
Получилось суховато, на самом деле было живо и насыщенно, много рассказывал Т. Кузиев, например, случай, когда местные «руководители» настраивали людей против археологов, и приходилось разъяснять важность исследований. Рустам Шагаев вспоминал случай сотрудничества с японскими археологами, когда его знакомства в ТАСС помогли срочно передать в японскую газету фото найденной скульптуры. Особенно хочется поблагодарить администрацию караван-сарая за организацию встречи и теплую гостеприимную обстановку.
Вот участники встречи. К сожалению, часть японских археологов покинули нас по срочным делам, ушел раньше и Владислав Хан. Фотографировал Рустам Шагаев (на мой фотик тоже). Ждите известие о следующей встрече и присоединяйтесь.
Скорее всего не Japan Foundation, a JICA.
Сара[Цитировать]