Солнечные берега реки нашего детства, или культпоход вверх по Анхору. Дополнение 4 к Части 7 История Старые фото
Пишет Олег Николаевич.
Итак, мы возвращаемся к творчеству выдающегося украинского советского архитектора Иосифа Юлиевича Каракиса в Узбекистане, куда он попал уже в шестидесятые годы.
А предстояло ему выполнить проект школы в центре города Ташкента в жилом квартале, реконстуируемом после сильнейшего землетрясение 1966 года. Эту школу №110 знают все ташкентцы, но что это уникальный продвинутый выполнен архитектором Иосифом Юлиевичом Каракисом, вряд ли. Но обо всём по порядку. Вначале о судьбе этого человека, прошедшего и славу и гонения… вернемся к сайту о нём:
«В сентябре 1951 г. в актовом зале Киевского Инженерно-Строительного Института состоялась привычная для того времени очередная идеологическая «чистка». На сей раз добрались и до архитекторов (как чуть позже — до «кремлёвских врачей-убийц»). В КИСИ им оказался доцент Иосиф Юльевич Каракис.
Борьба с «безродными космополитами» длилась долго — начиная с 1949 г., и к 1951-му достигла апогея. Каракис вместо требовавшегося покаяния сказал только, что жил и работал по совести. Через семестр его уволили. Потому в 1956 г. ученик Иосифа Юльевича лауреат Сталинской премии архитектор Виктор Платонович Некрасов, подарив Каракису экземпляр своего романа «В окопах Сталинграда» с надписью: «Иосиф Юльевич, за правду! В. Некрасов, 12.X.1956».
В «Словаре иностранных слов», изданном в 1949 г., космополит определен как человек «лишенный чувства патриотизма, оторванный от интересов своей родины, чуждый своему народу, относящийся с пренебрежением к его культуре», а космополитизм — как «отрицание патриотизма под фальшивым и лживым лозунгом «человек — гражданин мира». В архивах сохранилась запись Иосифа Юльевича — определение космополитизма из Малого энциклопедического словаря (издание Брокгауза и Ефрона; т. 2, ч. 3, стр. 155): «Космополитизм (греч.) — расширение идей отечества на весь мир; в основе космополитизма лежит сознание единства человеческого рода и солидарности интересов отдельных народов и стран как части одного целого человечества. Христианство по своему идеалу космополитично.»
Но в режиме сталинских утверждений обвинение в космополитизме было смерти подобно. Иосиф Юлиевич тогда едва избежал ее.
«Когда по ряду возмутительных обстоятельств он должен был прекратить работу в институте, — вспоминал А. Я. Хорхот, — большинство студентов со слезами на глазах, с большой грустью говорили о том, что этот акт абсолютно неправомерен. Это была трагедия для специалистов, педагогов, учеников всеми уважаемого учителя.» На комсомольском собрании студентов архитектурного факультета после этого печального события было сказано: «Лучшего преподавателя — Иосифа Юлиевича Каракиса — нет среди нас». На это последовал ответ: «Так решила партия».
«Мне хорошо запомнились эти страшные дни после увольнения отца с работы, — вспоминает Ирма Иосифовна Каракис. — Записочку об увольнении ему вручил кассир во время получения зарплаты. Отец сидел за доской несколько недель — чертил шаблоны для гостиницы в Луганске (без оплаты), и ни с кем не общался. В доме царила гробовая тишина. Жить было не на что. Мать набивала по трафаретам, вырезанным отцом, рисунки на скатерти, чтобы хватало на жалкое питание. Этот кошмар длился несколько недель. В ноябре 1952 г. директор ГИПРОГРАД Владимир Иванович Новиков пригласил его в ГИПРОГРАД на типовое проектирование.
Ровно через два месяца после смерти Сталина, 5 мая 1953 г. о Каракисе снова вспомнили. Декан инженерно-строительного факультета Львовского политехнического института М. И. Рудич обратился к нему с официальным предложением занять должность заведующего кафедрой архитектурных конструкций. Каракис не захотел уезжать из Киева и оставлять ГИПРОГРАД.
В 1963 (в связи с реорганизацией институтов системы Госстроя) И. Ю. Каракис в составе своего отдела переходит в КиевЗНИИЭП на должность руководителя отдела проектирования школьных зданий, в котором проработал вплоть до выхода на пенсию в 1976 года…»
Ниже фрагменты проекта этой школы. По почерку мастера видно сколько своего личного видения и опыта вложено в этот проект. Даже по прошествии 40 лет все решения современны и в общем то до сих пор не устарели…
Имя Каракиса отмечено на его родине весьма своеобразно:
Иосиф Юлиевич Каракис (29 мая 1902, Балта — 23 февраля 1988, Киев)
Это украинская электронная карта для платежей. На ней портрет архитектора и некоторые из его объектов, в том числе и Фархадстрой в Узбекистане. Так необычно Украина отметила труды Каракиса…
Олег Николаевич, Вы жили в этом доме, по-моему в квартире 4, или я ошибаюсь?
Шоир78[Цитировать]