Древний Ташкент История
Автор — Маргарита Филанович. (Институт археологии АН РУз) Статья опубликована в журнале ФАН ВА ТУРМУШ № 5, 6 за 2003 год. Кстати — необычайно интересный журнал. Жаль, что его сайт с 2004 года не обновляется. Все права на текст и фотографии принадлежат редакции журнала.
На территории Узбекистана с глубокой древности существовали земледельческие цивилизации на базе ирригации бассейнов великих среднеазиатских рек — Бактрия, Согдиана, Хорезм, Фергана. Воссоздать их историю и культуру без материалов археологических раскопок невозможно. Их значение особенно велико для выявления истоков и облика древней культуры сырдарьинской зоны, в том числе Ташкентского оазиса — Чача (Шаша) который издревле был своеобразным историческим перекрестком взаимодействия цивилизации среднеазиатских земледельческих оазисов с культурой скотоводов-кочевников евразийских степей.
Глубинные истоки истории городов этой зоны, в том числе современной столицы Республики Узбекистан — Ташкента, скрыты во тьме веков, в отличие от Самарканда или Бухары, сохранивших письменные летописи. Только многолетнее изучение археологических городищ в оазисе и внутри Ташкента позволило приподнять эту темную завесу. Открывшаяся в здании Президиума Академии наук археологическая выставка Ташкент”, приуроченная к 60-летию главного научного учреждения страны, наглядно демонстрирует роль археологических источников в воссоздании древней и средневековой истории. Экспонаты выставки отражают непрерывное развитие человеческой цивилизации в Ташкентском регионе с момента расселения около 650 000 лет назад в горах Чаткала и Курамы первобытных людей, заселения адыров и предгорий около 4000 лет назад ранними племенами скотоводов до появления около 3000 лет назад поселков первых оседлых земледельцев и ранних городов, возникших в III в. до н.э. и просуществовавших до позднего средневековья.
В современном Ташкенте на городище Шаштепа открыто древнейшее поселение оседлых земледельцев, которых более 2500 лет назад привлекла долина Чирчика, в изобилии снабженная водой. Владея лишь примитивными способами ирригации (по принципу затопления рисовых полей), они смогли использовать для выращивания пшеницы и ячменя ресурсы протока джун. Жители поселков обитали в землянках, изготовляли керамическую посуду, вылепливая её на шаблоне — матерчатом мешочке с песком. После обжига сосуды приобретали округлое дно, на котором четко отпечатывалась фактура ткани. Сами ткани изготавливались из лубяных волокон и шерсти домашних животных — коз и овец.
Первые признаки городской культуры появились в оазисе в III вв. до н. э., а около 2300 лет тому назад — ранние города. Остатки наиболее древнего из них изучены на громадном (около 200 га площади) городище Канка, расположенном в 8 км к северу от р. Сырдарья, называвшейся в древности Яксартом, Танаисом или Йаошей. Городище сопоставляется с городом Автиохией Заяксартской или Юни (названия, донесенные греческими и китайскими источниками III-II вв. до н.э.).
Второй древнейший город открыт в Ташкенте — на городище Шаштепа сохранился культовый и погребальный архитектурный комплекс. Это — сырцовое здание крестообразной планировки, окруженное кольцом стены со сводчатым коридором. Традиция градостроительства сложилась в Чаче под большим влиянием ранних городских поселений Приаралья, откуда в Ташкентский оазис мигрировала часть населения, покинувшая к концу III — II вв. до н.э. свою прародину в результате иссушения южных дельтовых протоков Сырдарьи.
Остатки города с крепостью — цитаделью, оборонительной стеной, замком с дворцом правителя обнаружены и изучены в Ташкенте на городище Мингурюк близ Северного вокзала. Возникший примерно 2 000 лет назад на канале Салар город постепенно превратился в обширную агломерацию с предместьями и округой, застроенной замками земельной аристократии храмами, поселениями общинников земледельцев. Он стоял на одной из трасс международной торговля, получивших в ХIХ в. название Великий шелковый путь. Караваны из разных стран провозили через него китайский шелк и художественные изделия западных стран. С одним из купеческих караванов, очевидно, был привезен в Чач ритон из слоновой кости II в. н.э. с изображением парфянского царя с высокой прической, перетянутой лентой-диадемой, фрагмент которого найден на Шаштепа. Центр производства таких парадных питьевых сосудов в античную пору находился на Среднем Востоке, а спрос на них был широк, как в древних городах, так и в степных кочевьях скотоводов. Об этом свидетельствуют находки ритонов в Крыму, идентичные нашему.
С VI в. н.э. город на Мингурюке становится столицей самостоятельного государства Чач, возникшего еще в III — IV в. н.э. со своей первой столицей — городищем Канка. Города Чач китайцы называли Ши. С VI в. на Мингурюке был отстроен официальный дворец правителя, а в округе его летняя резиденция, остатки которой раскопаны на городище Актепа Юнусабадском в Ташкенте. Экспонаты выставки дают представление о ее облике — четырехбашенный замок высотой около 23 м. дворцовым парадным зданием у подножия, храмом предков и святилищем огня. Резиденция обведена крепостной стеной и рвом с водой. Находки позволяют воссоздать утварь, хозяйство. Облик жителей Чача восстанавливается по костным останкам методом пластической реконструкции. Портреты обитателей города представлены также на терракотовой плитке и монетах. Согдийские надписи на монетных кружках вернули из небытия имена некоторых правителей Чача — Ручак, Тарнавч. На своих монетах Тарнавч чеканил изображения барса и родового знака-тамги в виде трезубца, который обычно ассоциировался в древности с соколом, несущимся на добычу. Барс, не раз воспроизводившийся в поздних чеканах Чача, может считаться своеобразным гербом города Ташкента.
С древности в Чаче почитались божества плодородия, культ предков, сюда проникли христианство и будизм, но главной религией оставался зороастризм. два храма IУ — УII вв. н.э. открыты на Канке. Храм, связанный с почитанием огня, изучен на Чиланзарском Актепа в Ташкенте. Характерен зороастрийский погребальный обряд, при котором заранее очищенные кости умерших складывали в специальные ящички — оссуарии. Их изготовляли из глины, обжигали, а крышки украшали изображениями человеческих голов или птиц. В представлении зороастрийцев кости следовало хранить до дня воскрешения праведников в судный день.
Город, который, видимо, в арабских источниках назван Мадинат аш-Шаш, был разрушен, как и питавший его канал, во время завоевания оазиса арабами-мусульманами. По словам историка ал-Табари, “все города Шаша были сожжены”. Однако в начале IХ в. город снова возродился в 8 км к северо-западу от Мингурюка. Это — Бинкат арабских источников, руины которого скрыты под застройкой старогородской части современного Ташкента. Из трудов Беруни и Махмуда Кашгарского мы узнаем о втором его названии — Ташкент с конца Х в.
Славу Бинкату принесли изделия его ремесленников, вывозившиеся в разные страны. Источники перечисляют предметы из железа, луки, седла, юрты. Широко известны замки, изготовленные в Шаше. Мастером замков был и известный проповедник ислама и богослов Х в. Мухаммад Каффаль Шаши, чья могила находится в Ташкенте. Керамическая посуда Шаша, по словам арабского путешественника Макдиси, “не имела себе равных”. Высококачественная посуда
— глазурованная или украшенная штампованным орнаментом, часто с изображением зверей и птиц, в изобилии добыта из глубин Бинката. Интересны белофонные чаши и блюда с арабскими изречениями благожелательного или нравоучительного характера, выполненные почерком строгого или “цветущего” куфи, вплетенные в орнамент. Например, “Кто много говорит, тот часто ошибается”, “Подготовка к делу избавит тебя от раскаяния” или “Свободный человек благонравен”.
Х — ХI вв. были временем расцвета стеклоделия в Шаше. Поражает разнообразие
форм стеклянной посуды столового назначения парфюмерно-аптекарская, химическая, оконные стекла. Мастера Бинката владели всей известной на арабском Востоке технологией стеклоделяя, как и умением получать изделия разных цветов. Это была техника свободного выдувания с вращением, дающая прозрачные и блестящие изделия. Небольшая часть сосудов изготавливалась тиходувным способом в форме, что позволяло украшать сосуды сложным рельефным орнаментом. дополнительно накладывался орнамент из спиралей и вытянутых стеклянных нитей разных цветов. Из химической посуды в экспозиции выставки представлены все сосуды, необходимые для процесса возгонки жидкостей или ртути: колбы, на которые насаживались алембики (небольшие банки с длинным носиком), и сосуды для принятия продуктов возгонки. Средневековые рукописи (ар-Рази) проясняют детали их использования. Так, днища колб, устанавливавшихся над огнем, следовало покрывать специальной массой, так называемой “глиной мудрости”, которая готовилась по особому рецепту. Покрытые этой глиной днища колб не лопались от нагрева. Полученную ртуть хранили и транспортировали в симобкузача — керамических сосудах, особая прочность которых достигалась высокотемпературным обжигом.
Город Ташкент был опустошен в конце ХII в., а в начале ХIII в. через него прокатились разрушительные волны татаро-монгольских орд. В ХV-ХVI вв. он вновь возродился, став форпостом Темуридов в противостоянии степным кочевникам, затем центром притяжения интеллектуальной элиты Востока. Здесь были возведены мечети, медресе, мавзолеи почитаемых лиц и бани, бывшие неотъемлемой частью мусульманской культуры. Одно такое здание бани, украшенное майоликовыми плитками и резным штуком, раскопанное в Ташкенте, представляет на выставке бухарско-ташкентскую школу архитектуры конца ХV — ХVI вв.
Ташкент прошел длительный исторический путь, испытал крупные разрушительные набеги врагов, однако вновь и вновь возрождался и занимал одно из лидирующих мест среди городов Мавераннахра. С древности его долголетие обеспечивало расположение на перекрестке путей международной торговли, близость рудных богатств гор Чача, во все времена питавших его ремесло, а также соседство с кочевой степью, где находила сбыт продукция городского ремесла.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.