Мастер по куклам: Анна Семёновна Семикова Искусство Ташкентцы

Пишет Руслан Ергашев

Этот рассказ — воспоминания о человеке, рядом с которым я вырос и с которым мне посчастливилось быть долгое время. Анна Семеновна Семикова, человек с необычной профессией и интересной судьбой.

Фото 2002 года с Викисклада

Она много мне рассказывала о себе, о людях с которыми ей довелось работать, о своем любимом деле с которым она не расставалась до последних дней. Многое мне удалось запомнить и записать.

Анна Семеновна родилась в Ташкенте, в 1924 году. О своем детстве она часто вспоминала.

«Выросла я на Кузнечном ряду, это недалеко от вокзала. Все моё детство было очень свободным, солнечным, и осталось в памяти как какое-то бесконечное лето. Детство бедное и босое. Помню как всегда бегали босиком, через весь город по раскалённым улицам. А ещё рядом Салар- наше главное развлечение и спасение в жаркие дни.

С детства у меня было это ощущение что меня все любят, что я, почему-то очень нравлюсь людям. И уже с малых лет у меня был большой интерес к творчеству, к музыке, танцам, рисованию и лепке. Но жили очень бедно. Ничего не было. Ни цветных карандашей ни красок. А я возьму уголёк, и как многие дети, рисую прямо на стене. Все стены были разрисованы. И получалось хорошо, да так что родители никогда не ругали, а наоборот, когда уже не оставалось места, все отмывали, белили известкой и по новой!

А ещё, в летние дни, лепка из глины была очень любимым занятием.»

Кончились школьные годы, началась война. В это непростое время не приходилось задуматься о выборе профессии, вместе с подругами она пошла работать на эвакуированную из Москвы фабрику Гознак, где быстро освоила специальность электромонтера.Но творческое мышление и желание создавать вокруг себя красоту проявлялись у Анны Семеновны даже в такое трудное время.

На Гознаке были отходы — бумага на подобии папиросной, пропитанная разноцветной краской, из нее ей пришло в голову делать искусственные цветы. Сама придумывала, вырезала, крутила- вертела эту бумагу, закручивала стебельки обрезками провода, тонкой проволочкой. И цветы были самые разные. Розы, пионы, ромашки, хризантемы, гладиолусы и даже грозди сирени. Однажды она сделала букет сирени и зашла с ним в трамвай. Дело было зимой и люди стали приглядываться к букету, подходили, разглядывали, ахали-охали, удивлялись, щупали. Один попросил веточку и… Так весь букет она раздарила восхищавшимся пассажирам трамвая. У нее была своя особая технология. Позже стала интересоваться и искать что-то новое, делать из накрахмаленной ткани, потом появилась креповая бумага. Делала для себя и для друзей, в подарок и на заказ. Это занятие так и осталось с нею до конца жизни.

«В годы войны — вспоминала Анна Семеновна- в Ташкенте культурная жизнь бурлила. Мой папа был пожарным в театре им. Свердлова, где за один вечер можно было увидеть несколько спектаклей, последний заканчивался глубокой ночью, залы были набиты битком. Работали театры из Москвы, Ленинграда и Киева, музыкальные, драматические. Я пересмотрела всё по несколько раз. Мне посчастливилось видеть замечательных актёров и все что я смотрела на меня очень повлияло. Это была встреча с настоящим искусством, а настоящее оно тогда, когда может тебя приподнять, когда оно вдохновляет, когда делает тебя другим человеком.»

Но дело своей жизни она нашла не сразу. Когда кончилась война, началась другая жизнь. Все страхи и трудности прошедших лет сменились новыми мечтами и надеждами только на лучшее. Хотелось жить и любить, быть рядом с надежным человеком, с которым можно строить семью и растить детей.

«Всё что я хотела и всё представляла себе тогда, Бог мне дал!- говорила Анна Семеновна.- Тогда мы ничего не знали про «Величайший Секрет» (популярный фильм), про визуализацию, и про то что мысль материальна. Но у меня все сложилось именно так: все что хотела- получила. Уже теперь, в пожилом возрасте, читая разную научную литературу, увлекаясь психологией и прочими размышления о судьбе, я понимаю что тогда, в молодости, не имея никаких знаний, руководствуясь только интуицией, я многое делала правильно.»

«Если бы нужно было написать эпиграф к моей жизни- говорила Анна Семеновна- я бы взяла строки из Евгения Онегина «Вся жизнь моя была залогом, Свиданья верного с тобой.» — это по отношению к театру! Может это звучит и смешно, но так и есть. Это была её самая большая любовь.»

Она всегда вспоминала о своем театре на улице Карла Маркса. О своей маленькой мастерской с большим окном. «А ведь когда то там была церковь! Может быть поэтому в этом здании было так хорошо, так уютно. Намоленное место.»

Анна Семеновна попала в театр кукол, можно сказать, случайно. Это случилось в 1965 году. В то время она была человеком у которого всё в жизни сложилось очень благополучно, была радушной хозяйкой дома, который построили они вместе с мужем, Николаем Михайловичем Семиковым. Была любящей матерью троих детей. В доме всегда было много гостей и Анна Семеновна всегда была душой компании, пела, аккомпанируя себе на баяне, хорошо танцевала, очень смешно имитировала голосом гавайскую гитару.

Окончив с отличием курсы кройки и шитья при Окружном доме офицеров, ей предложили там же преподавать детям в кружке мягкой игрушки . Но со временем мягкая игрушка показалась ей занятием скучноватым для детей и появилась идея организовать кукольный театр. Как его сделать? — Анна Семеновна тогда не имела никакого представления, и что бы узнать о секретах этого искусства она отправилась на улицу Карла Маркса, где напротив дома пионеров, еще с конца тридцатых работал кукольный театр. На двери театра висело объявление- «Театру кукол требуется портниха» и это был тот самый случай! За этой дверью её ждала новая, необыкновенная, наполненная творчеством жизнь.

В театре она познакомилась с Еленой Генриховной Подгурской, она была мастером по куклам.

Пожилая женщина, необыкновенно талантливая, и добрая. В те годы, она была единственной мастерицей во всей республике, которая владела секретами и тонкостями изготовления кукол именно для театра.

«Поначалу, начиная работать портнихой рядом с Подгурской я подумала, что никогда бы не стала заниматься куклами всерьёз, потому что увидела – насколько это сложный труд, сколько требуется умения, терпения, трудоспособности и любви к этому делу. Но со временем, как-то незаметно втянулась, начала все больше интересоваться, многое непременно захотелось попробовать сделать самой. Елене Генриховне понравились мои способности, мой интерес и в итоге я стала у неё, так сказать, подмастерьем.

Театром руководила легендарная Раиса Львовна Ананьева, главным режиссёром был молодой и обаятельный Иса Якубов, а куклы и декорации создавались под руководством, главного художника Вениамина Акудина, у которого Анна Семеновна очень многому училась, и которого всегда вспоминала с особой благодарностью и теплотой.

«Акудин был очень требовательным к исполнению кукол и всегда придумывал что-то такое, для того времени необычное. Всегда экспериментировал с формой и фактурой.

Это были 60-е годы. Моя учительница Елена Генриховна, была мастером старойшколы, и куклы 40 х и 50 х годов были очень реалистичными, маленькими по размеру, с натуральными париками, и стеклянными глазами. Животные были в основном плюшевыми, и тоже выглядели очень натуралистично. А Вена Акудин принес новую эстетику, куклы стали более условными, с другими пропорциями и размерами и из других материалов. Подгурская его не очень понимала. А мне- человеку без школы, эта условная скульптура была очень понятна и близка.

Когда Елены Генриховны не стало, мне всё пришлось делать самой.»

Сейчас театры имеют большие мастерские, просторные помещения где работает несколько человек, теперь это даже называют цехами, а в то время это был небольшой уголок, отгороженный шкафом, со столом и швейной машинкой, где работал всего один человек. Профессия эта называлась Художник-скульптор и имя мастера который создавал кукол обязательно присутствовало на всех афишах.А ещё, был отдельный мастер который делал куклам подвижный рот, глаза и прочие необходимые механические приспособления. Этим в театре долгое время занимался замечательный мастер Самуил Львович Страшнов.

Очень увлечённо работала Анна Семеновна. «В каждую куклу нужно вкладывать душу- иначе она не будет живой, будет просто куском из папье-маше и материала, формальным, пустым.» — говорила она.

«Иногда художник нарисует так- что на бумаге хорошо- а в объёме- совсем не то, вот и мучаешься с этой куклой предлагаешь что то своё- и проверяешь- смотрит кукла или нет, хорошо ли двигается, живёт ли?»

За годы работы в театре, было создано огромное количество спектаклей, и к каждому из них, множество самых разных кукол.

«А какие были замечательные актеры! Какие талантливые и трудолюбивые! Я старалась работать для каждого, старалась сделать так чтобы им все нравилось, что бы было удобно, что бы все работало на образ и характер. Вот например, Валентина Михайловна Грязнова, вот уж, виртуозный была кукловод! Как она иногда долго и мучительно работала над ролью, искала походку, придумывала какой-нибудь трюк, или пыталась найти один характерный жест у персонажа. И я ей помогала, и если что-то не получалось- переделывала куклу по несколько раз.

Только в трудностях рождалось что-то по настоящему хорошее.»

За исполнение кукол к спектаклю «Симург» Анна Семеновна была награждена специальной премией Министерства Культуры СССР.

В 1974 году в Ташкентском Театрально-художественном институте имени А.Островского открылось отделение театра кукол. Основателем его был Владимир Сергеевич Иогельсен, замечательный режиссёр, профессор, возглавлявший в разное время театры кукол в Ташкенте, Свердловске и Андижане. Иогельсен положил начало профессиональному обучению актёров и режиссёров театра кукол в Узбекистане и по его настоянию Анна Семеновна Семикова стала преподавать мастерство изготовления театральной куклы.

Работа со студентами, под руководством Иогельсена, была для неё новой творческой ступенью. Здесь у неё появилась возможность самостоятельно придумывать куклы и декорации к студенческим отрывкам и дипломным спектаклям, и работать уже по своим собственным эскизам.

Со временем работу в театре пришлось оставить, так как совмещать такое дело не было возможности и это было для неё непростым выбором. Но в свою родную мастерскую она, через некоторое время, все же вернулась.

Республиканский театр кукол обрел новое здание на проспекте Космонавтов а старый театрик на Карла Маркса передали ТТХИ им. Островского и так в Ташкенте появился Учебный Театр Кукол в котором студенты показывали свои спектакли, под руководством прекрасных педагогов. Долгое время это был полноценный театр работающий на русском и узбекском языках и залы всегда были переполнены детьми.

Анна Семеновна проработала в этом театре еще очень много лет.

«Это было очень интересное время! Наши выпускники уезжали в другие города, открывали новые театры. И мои куклы уезжали вместе с ними. Спектаклем «Сатирические миниатюры» открывали театр кукол в Самарканде, а «Друг познается в беде» был одним из первых спектаклей Бухарского областного театра кукол.

А еще в Ташкенте были кукольные театры которые организовывались при парках им. Горького и «40 лет Комсомола», где ставили спектакли для открытых площадок прекрасные режиссёры — Надежда Никифорова, Иогельсен, и наши студенты там пробовали свои силы, и я с большим энтузиазмом и удовольствием работала оформляя эти спектакли.»

Шли годы, менялось время, менялась жизнь, в которой нужно было уступать дорогу молодым и Анна Семеновна нашла для себя ещё одно интересное занятие- это работа с детьми. Дворцы пионеров, клубы, дома культуры и школьные кружки- многие очень хорошо её знали, многим она помогала, проводила выставки и мастер-классы.

Её дом со временем превратился в настоящую мастерскую и в музей кукол, в котором всегда было очень много гостей.

Часто приходили люди интересующиеся куклами, приходили артисты с просьбой придумать им персонажей для эстрадных номеров и спектаклей. Приходили постановщики уличных представлений. Для них она делала большие маски и куклы которые часто выступали на центральных площадях города, на всех больших государственных праздниках.

Фотографы заказывали ей большиескульптуры- самых разных сказочных персонажей для детских фотосалонов.

Она очень любила гостей, встречала всегда с интересом и удовольствием. Ставила чайник, доставала варенье которое никогда не было по рецепту, а как она сама его называла — «Ассорти или то что было под рукой» . И всегда у нее было вкусно и уютно.

Были и такие, которые побывав однажды, становились частыми гостями, учениками и ученицами. Работы у Анны Семеновны всегда было много. За интересным занятием, и увлекательной беседой время всегда пролетало незаметно. Среди учеников были и дети и люди уже немолодые. Некоторые из них, увлекаясь работой над куклами и прочим рукоделием, очень заметно преображались за это время. У Анны Семеновны была удивительная способность помогать, направлять, открывать что-то новое в человеке, искать во всем красоту, и создавать её вокруг себя.

Иногда она могла быть и прямой, и резкой. Критика её часто была очень жёсткой, и к другим и по отношению себе. Но очень многим она помогла, через свою работу, расправить крылья, научится видеть интересное в обыкновенном, и как она сама говорила -«Найти радость в своих собственных руках».

Последние годы она часто заводила разговоры о том — что для неё самое ценное.

Деньги, какие-то другие материальные и бытовые блага никогда для неё не представляли интереса, а вот лоскуты и отрезы, бумага и краски- были сокровищами благодаря которым можно было работать, и можно было жить.

Но главным богатством считала общение с людьми, с которыми судьба её сводила в течении всей жизни.

Анна Семеновна прожила 87 лет.

Конечно в её жизни было очень много трудностей, и разочарований. Были и не очень счастливые моменты, и горькие. Она старалась никогда об этом не говорить. Вспоминала всегда только хорошее.

«Сколько себя помню, мне всегда нравилась моя жизнь. Она всегда была хороша, в любое время и в любом возрасте, может потому, что я смогла найти для себя радость в своем любимом деле.»

Анна Семеновна Семикова была удивительным человеком, очень много в ней сочеталось самых разных качеств. Она была и реалистом и мечтателем, могла быть наивной и очень рассудительной, великодушной и нетерпимой к чужим слабостям. Она была очень уверенна и самодостаточна, и при этом её часто терзали всякие сомнения. Главное- она была очень живым человеком, мыслящим, любящим, и с большим желанием всегда открывать для себя что-то новое. Глядя на неё казалось очень несправедливым что земная человеческая оболочка так быстро стареет и изнашивается. И в свои последние дни она служила для своих близких хорошим примером терпения и мудрости. Всегда со светящимся взглядом, с юмором и ироничным отношением к своему возрасту и происходящему вокруг- такой она осталась в нашей памяти. А ещё остались её куклы, многие давно стали музейными экспонатами и хранятся в разных коллекциях, в том числе в музее театра имени Образцова в Москве. Остались ученики, из которых многие стали выдающимися мастерами, возглавляют театры, и работают по всему миру. Осталось очень много доброго, и прекрасного, от встречи с этим удивительным Человеком.

1 комментарий

  • Фото аватара Марик:

    Браво!!! Хорошо написал!!!
    Анна Семеновна преподала мне — студенту ТТХИ — первые уроки технологии изготовления кукол.
    Благодаря этим урокам я постигал это непростое мастерство…
    До сих пор в профессии.
    Пусть душа Учителей будет в Раю…
    Помним и молимся…
    Художник-конструктор
    Московского Театра Кукол
    Марат Т.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.