«У нас раввина называют мулла». Главный раввин бухарских евреев о своей работе Tашкентцы История Разное

Р. Гилель Хаимов и Исраэль Плиштиев в петербургской СинагогеР. Гилель Хаимов и Исраэль Плиштиев в петербургской Синагоге

В Петербурге побывал р. Гилель Хаимов — главный раввин Всемирного конгресса бухарских евреев в Израиле. Он приехал на два дня — повидаться с представителем бухарских евреев в Петербурге Исраэлем Плиштиевым. После этого ему предстояло отправиться в Москву на грандиозный шабатон, организованный президентом конгресса Леви Леваевым.

«У нас раввина называют мулла». Главный раввин бухарских евреев о своей работе

Мы попросили р. Хаимова рассказать о том, как живут бухарские евреи и легко ли приобщить их к соблюдению Торы.

— Кто они, бухарские евреи? Насколько изменился уклад их жизни в последние десятилетия?

В мире сегодня 250 000 бухарских евреев. Изначально они жили, как понятно, в Бухаре, Узбекистан. Но постепенно большинство покинуло СНГ: кто-то отправился в Израиль, кто-то — в Австралию, Германию, США.

Говорят они между собой на бухарском языке, это разновидность фарси. В Израиле, разумеется, все знают иврит, в других местах — говорят на бухарском и на языке той страны, где живут.

Бухарские евреи — скромные и стеснительные, с большим уважением относятся к другому человеку. Они охотно дают цдаку, жертвуют на синагогу, но не афишируют это и не любят ничего делать напоказ.

Община бухарских евреев всегда жила закрыто и сплоченно. Все знали всех, создавать семьи с людьми «со стороны» считалось большим бесчестием.

С массовым отъездом из Бухары ситуация изменилась. В Ганновере, где я только что побывал, есть небольшая бухарская община, 50 семей. И все живут за десятки километров друг от друга! Молодежь массово обучается в университетах, появилась угроза ассимиляции.

Изначально бухарские евреи — очень традиционное общество. В каждой общине обязательно есть синагога, а в ней — раввин. Однако «традиционный» не значит «ортодоксально соблюдающий»: это люди, которые обязательно придут в синагогу, будут зажигать субботние свечи — но при этом включат телевизор в шабат.

В том же Ганновере члены общины стараются быть на шабат в синагоге. Это то, что объединяет общину, позволяет людям быть вместе. Но живут все далеко. Поэтому возникла такая традиция: в субботу едут в синагогу на трамвае. Билет покупают заранее и булавкой пристегивают к одежде.

Если вы спросите у бухарского еврея: «Ты религиозный?», он ответит, немного смущаясь: «Еще не совсем».

Вот это «еще не совсем» — важный ключ к характеру бухарского еврея.

И вот для таких людей, которые «еще не совсем», и был создан в 2000 году Всемирный конгресс. Наша задача — приблизить этих людей к Торе, предотвратить ассимиляцию, объединить разбросанные по миру общины бухарских евреев.

— А Вы сами как оказались в Израиле и стали раввином?

— Я родился в Бухаре в 1967 году. Моя семья была такая же, как все: не совсем религиозная, но традиционная. Мама покрывала голову платком, только когда читала молитвы и благословения. В 1977 году мы совершили алию. Я учился в хабадской ешиве для бухарских евреев: «Ешиват а бухарим Кфар Хабад». В 13 лет я научился читать Свиток Торы как настоящий хазан. И тогда в моей семье решили, что нельзя отставать от сына, и тоже начали все соблюдать. Из дома исчез телевизор. Я с огромным уважением отношусь к хабаду, но сам хабадником не стал: я соблюдаю по нусаху «сфарадим».

— Каков статус раввина у бухарских евреев?

— Мы не воспринимаем раввина так, как ашкеназские евреи — своих Ребе. Раввин — не какой-то великий человек, не руководитель, а служитель. Раввина даже благословляют так: «Чтобы вы были живы и здоровы на службу народа». К раввину — в хорошем смысле — существует потребительское отношение: нужен шойхет — зовут рава, нужно отметить поминки отца, поставить хупу — зовут рава. Раввин в традиционной общине был мастером на все руки: он и шойхет, и моэль, и хазан, и сойфер, и хевра кадиша в одном лице. Эти знания и умения передавались от раввина общины к достойному, способному преемнику.

Я и сам умею делать шхиту и обрезание, вести молитву, писать свитки. Но сейчас времена другие, я освоил эти специальности в ешиве и колеле, сдал экзамены в рабануте и получил дипломы.

Раввина у нас называют «домло», или «мулла». Ничего удивительного, ведь Узбекистан — мусульманская страна. Это слово означает всего лишь «учитель». Снимая трубку, я часто могу услышать: «Мулла Гилель?».

— Как устроена деятельность Всемирного конгресса бухарских евреев?

Президент конгресса — предприниматель и меценат Лев Леваев. У него есть группа представителей во всем мире, они платят членские взносы. В Петербурге таким представителем является Исраэль Плиштиев. У конгресса два основных отдела: в Израиле, его возглавляет Йегуда Блой, и в США, его главой является рав Залман Звулунов.

В каждом отделе есть несколько комитетов, ведающих делами общин бухарских евреев во всем мире. Комитет габаев занимается синагогами, их строительством и ремонтом. Есть комитет, отвечающий за образование: он выплачивает стипендии молодым бухарским евреям, которые обучаются в университетах: для бухарских евреев излюбленные профессии — стоматолог, фармацевт, оптометрист, адвокат. Есть комитет, который помогает тем, кто занимается изданием книг и журналов. То есть, комитеты поддерживают все сферы деятельности, которыми занимаются бухарские евреи. И, конечно же, есть раввинат — его возглавляю я.

«У нас раввина называют мулла». Главный раввин бухарских евреев о своей работе

— Расскажите, пожалуйста, подробнее, о Вашей деятельности в качестве главы раввината.

«У нас раввина называют мулла». Главный раввин бухарских евреев о своей работе

У нас несколько направлений. Мы организуем курсы профессиональной подготовки для выпускников ешив, желающих стать моэлем, шойхетом, хазаном, сойфером. Проводим уроки и семинары Торы на бухарском, русском и английском языках. Еще у нас есть курсы лекторов: я лично обучаю раввинов общин искусству читать лекции и вести занятия для прихожан. Ведь недостаточно просто знать Тору, надо еще и уметь преподнести материал. Важно, чтобы лекция была короткой, интересной, вызывала у человека желание узнать еще. Возьмем, к примеру, небольшие выступления раввина перед общиной в шабат. Лекция между минхой и мааривом в пятницу вечером — это одно, а в субботу перед чтением Свитка — совсем другое. В пятницу вечером все устали, поэтому нужно говорить коротко, ясно, можно добавить небольшой анекдот. А утром все пришли со свежими силами, и можно дать основательный урок по недельной главе Торы.

Р. Гилель Хаимов дает урок Торы в ГанновереР. Гилель Хаимов дает урок Торы в Ганновере

— Наверное, «традиционного» бухарского еврея легче приобщить к Торе, чем совсем далекого от традиции русского еврея?

— Нет, совсем не так. Тем, кто были далеки от Торы и сами пришли к мысли, что существует Б-г, легче оставить старый образ жизни и мыслей и начать соблюдать. А «традиционный» еврей думает, что с ним и так все в порядке: «Я делаю кидуш, моя жена зажигает свечи, ну и что, что при этом мы смотрим телевизор в шабат?». Они живут так, как жили их родители, и искренне не понимают, почему им нужно что-то поменять в своей жизни.

Р. Гилель Хаимов дает браху - благословение двум молодым бухарским евреям. Их сложенные ковшичком ладони означают, что они «берут» благословение, как будто бы это был осязаемый предмет.Р. Гилель Хаимов дает браху — благословение двум молодым бухарским евреям. Их сложенные ковшичком ладони означают, что они «берут» благословение, как будто бы это был осязаемый предмет.

Тема, которая зацепит бухарского еврея, — это воспитание детей и «шлом байт», мир в семье. Почему важно соблюдать шабат? Потому, что семья должна собираться вместе, так, чтобы дети и взрослые не сидели в телефоне, а общались. Нужен наглядный «человеческий» урок. Философские проблемы менее актуальны: все бухарские евреи и так знают, что Б-г существует и Он создал мир. Моя задача — сделать так, чтобы они еще и начали соблюдать законы Торы.

Беседовала Анна Бродоцкая.

Отсюда.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.