Бардак на воротах Разное

Иллюстрация: Эльдос Фазылбеков / “Газета.uz“
Назойливые таксисты в аэропорту Ташкента наносят ущерб имиджу страны. Проблема, которая у всех на виду, существует десятилетиями. Никита Макаренко — о способе ее решения.

Если из таксистов, навязчиво предлагающих свои услуги в Международном аэропорту имени Ислама Каримова, собрать взвод человек в тридцать, то можно хорошо сэкономить на безопасности страны. Поручите им охрану государственной границы. Через них не пройдет никто. Никто не может с ними справиться. Никто не может с ними совладать.

Они — непобедимые. Бессмертные, как Дункан Маклауд. Возможно, в детстве они упали в чан с волшебным зельем. Или им покровительствует Зевс. Иначе я не могу объяснить тот факт, что они еще существуют. Кажется, скорее древний океан Тетис вновь принесет свои воды в пустыню Кызылкум, чем таксисты покинут свое аэропортное пастбище.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеёв поручил навести порядок в аэропорту и упорядочить работу таксистов еще 22 февраля 2018 года. С тех пор прошло больше года. Ничего не изменилось. Открыто новое здание прилета. Таксисты весело мигрировали туда в полном составе, покручивая ключиками на пальцах.

Первое впечатление о стране

Можно потратить кучу сил, времени и денег на продвижение Узбекистана. Вложить миллионы долларов. И все это будет без толку, потому что имидж страны сегодня — это те таксисты, которых турист видит на выходе из аэропорта Ташкента. Это и есть лицо Узбекистана для него. Ведь это первые люди, которых он встречает на узбекистанской земле и с которыми начинает общаться.
Ну как общаться? Скорее, «попадает в замес». Под настойчивое гудение «такси, такси, брат», человека берут за руки, ведут в машину и затем везут до центра за 55 долларов. Или от международного терминала до местного за 50 евро. Такой случай, как мне рассказывали, произошел недавно с японскими туристами.


Видео снято 14 марта 2019 года на выходе из международного терминала аэропорта имени Ислама Каримова в Ташкенте.

Таксисты, которых вы видите на этом видео, наносят ощутимый экономический урон Узбекистану. Каждый «разведенный» на деньги турист означает потерю еще сотни туристов. Которые не приедут к нам, когда одураченный гость в блоге напишет про «теплый прием» в аэропорту. А он напишет, потому что хамство, нетактичность и мошенничество, которым занимаются эти ребята, просто не имеет права на существование в 2019 году.
Самое смешное, что их всего 20−30 человек. Но вся наша государственная машина почему-то бессильна справиться с этой маленькой группой токсичных людей. Я неоднократно с ними конфликтовал. Они абсолютно уверены в своей безнаказанности и вечности. Видимо, у них для этого есть причина?

Эти ребята — серьезная проблема. Они нивелируют всю позитивную работу по привлечению туристов и гостей, которую ведет наша страна. Столько труда и денег потрачено на то, чтобы построить новый зал прилета. Чтобы наладить быструю работу пограничников, выдачу багажа. Сделать «зеленый» коридор. Это все действительно работает. И прилетать стало радостно, легко и просто. Но как только человек пересекает заборчик, отделяющий аэропорт от остального города, на него выливается ведро помоев.

Хамоватые таксисты прославили нас на весь мир. Вот что пишет Lonely Planet, самый популярный путеводитель в мире: «Такси — это самый простой путь уехать из аэропорта, но стая таксистов снаружи терминала обычно пытается одурачить приезжих».
Популярнейший онлайн-путеводитель Wikitravel: «Вы должны держать в голове, что как только вы выйдете из международного терминала, большая группа людей будет толпиться у выхода, предлагая услуги „такси“. Водители „такси“ попытаются содрать с вас любую сумму, которая им кажется посильной для иностранного туриста».
Кавычки к слову «такси», кстати, поставил путеводитель. Потому что, с точки зрения нормального туриста, это не такси, это — мошенники. А вот несколько мнений от туристов, недавно посетивших Узбекистан и оставивших отзывы на локации в Google Maps:
Ужасно, пройти невозможно, таксистов больше, чем прилетающих. (Яна Ишметова).
Было бы здорово сделать что-то с таксистами, которые наваливаются на выходе. (Артем Ред).
Опасайтесь навязчивых таксистов, обманывающих туристов 20-долларовыми тарифами в Ташкент. (Бертранд Нгим).

Наводим порядок

Что же с ними делать? Часть работы уже проведена. Государственный комитет по развитию туризма 12 марта открыл внутри зала прилета стойку, на которой любой человек может заказать такси за фиксированную сумму в любую точку города. Стоимость поездки — 60 тысяч сумов, это примерно 7 долларов США. Хорошее решение и конкурентоспособная цена для туриста. Такие стойки есть во всех аэропортах мира.


Информационная стойка в зале прилета Международного аэропорта имени Ислама Каримова. Фото пресс-службы Госкомтуризма.
Но вторая половина работы не сделана. Нужно разогнать таксистов, которые портят имидж. Ведь не каждый турист обратится на стойку, да и про своих граждан тоже нельзя забывать. Из аэропорта должно быть комфортно выйти всем.

Чтобы проблема была решена, должны выполняться два условия:

  1. Ни один таксист не имеет права предлагать свои услуги на территории аэропорта самостоятельно. Он не имеет права покидать свою машину.
  2. Все такси должны стоять в очереди. Очередь должна контролироваться.

Порядок будет только тогда, когда будут соблюдаться эти условия. Приехал, не встал в очередь — номер машины — в «черный» список, лишаешься права работать в аэропорту. Вышел из машины, предлагаешь свои услуги сам — получи запрет и еще штраф в придачу.
Все такси должны стоять в ровненькой очереди, которую контролирует специальный менеджер, говорящий, в том числе, и по-английски. Прилетевший общается с менеджером, менеджер объявляет цену, открывает дверцу такси, человек уезжает. И никак по-другому. Это — цивилизованный способ.
Я призываю все ответственные структуры объединиться для решения проблемы таксистов. Руководство аэропорта, Министерство внутренних дел, хокимият Ташкента, Государственный налоговый комитет, Национальную гвардию. Нужно создать штаб и заняться вопросом всем вместе.
В 2018 году я писал много писем и в «Узбекистон хаво йуллари», и в хокимият города, и в другие инстанции. Все признают наличие проблемы, но ссылаются друг на друга. В аэропорту говорят, что территория за забором «не их». В МВД говорят, что таксистами они не занимаются. В хокимияте говорят, что это дело налоговой. Поэтому так нужна совместная координация и план, решительно и разом разобраться с проблемой.

Нужно скорректировать Кодекс об административной ответственности. Как разъяснили «Газете.uz» в ГУВД Ташкента, текущие нормы кодекса не позволяют наказывать за навязчивое предложение своих услуг. Есть только две статьи, которые теоретически можно использовать.

Статья 141 «Использование транспортных средств в целях личной наживы» может применяться, если таксист занимается извозом на машине юридического лица. Статья 165 «Занятие деятельностью без лицензии и иных разрешительных документов» может сработать, если у таксиста нет лицензии. Но у большинства таксистов, навязчиво орудующих в аэропорту, лицензия есть. И в свете грядущего разрешения заниматься извозом для индивидуальных предпринимателей статья 141 тоже не сработает.
Можно обратиться к опыту наших соседей. На сегодняшний день в Центральной Азии серьезно с этой проблемой борются только в Казахстане. И эффективно — выход из аэропорта в Алматы намного приятнее и спокойнее нашего. Казахские полицейские для борьбы с таксистами используют статью 449 Кодекса об административных правонарушениях, которая называется «Приставание в общественных местах».
У нас такого аналога нет. Согласно этой статье, «приставание, то есть назойливое обращение в общественных местах в целях покупки, продажи, обмена или приобретения вещей иным способом» влечет наказание от предупреждения до ареста сроком на пять суток.
И эта статья применяется. В ноябре 2017 года в аэропорту Алматы таксиста за назойливое приставание в аэропорту наказали тремя сутками административного ареста. Для этого потребовалось, чтобы пассажир написал на него заявление. При этом линейный отдел внутренних дел в аэропорту Алматы проводит работу с пассажирами, объясняя им необходимость обращения с заявлениями на досаждающих таксистов.
Я не вижу ни одной причины для того, чтобы продолжать терпеть хамство назойливых таксистов в аэропорту. Давайте посчитаем. Их 30 человек. Допустим, в день каждому удается обмануть нескольких туристов и заработать по 50−60 долларов. Ну пусть 100. Это максимум 3000 долларов в день. А сколько убытков терпит страна от негативного имиджа? Во сколько нам обходятся все неприехавшие туристы? Сотни тысяч долларов? Миллионы?
Посчитать крайне трудно. Проще взяться за проблему и решить ее.

«Газета.uz»

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

10 комментариев

  • Клавдий:

    Автотранспортные услуги в Узбекистане-это ещё тот извечный вопрос.Хоть он и достаточно дешёв,но культура «извоза» у нас на уровне Индии.
    Вопрос решается просто:
    1.Такси,как предложено выше в теме.
    2.Автобусы,маршрутки строго по-расписанию.

      [Цитировать]

  • J_Silver:

    Ташкент в этом плане ничем особенным не является! Развести лоха на бабки — дело чести для бомбил…
    У любого транспортного узла на просторах СНГ стоит толпа бомбил разного уровня наглости — и добыча будет! У нас еще по божески выходит — в той же России разведут куда круче!
    Кстати, Никита предлагает официальное такси с ценником в 60 тысяч — это будет покруче самых наглых бомбил! Будет налажен нормальный общественный транспорт — исчезнут бомбилы…

      [Цитировать]

    • Azim Azim:

      Не знаю насчёт везде, но в Минске (аэропорт в 42 км от города) нет никаких бомбил (ну а если есть, что тоже возможно, то не в таком количестве, чтобы их было заметно). И есть оф. такси и обществ. транспорт до города:
      Ссылка 1 — http://airport.by/transport
      Ссылка 2 — http://aeroexpress.by/

        [Цитировать]

  • Гога:

    Спрос рождает предложение. Пока нет альтернативы так и будет. А льтернативы нет и не будет. Ни на вокзалах ни в аэропортах нет удобного конечного городского транспорта, в том понимании как он был раньше. Да и если в стране происходит что-то непонятное, неадекватное, противоречащее нормальной логике и с этим ни кто не борется (возможно временами устраивая очередные компанейщины-спектакли для гостей и народа — как борьба с валютчиками, незаконный извоз, вырубка деревьев и т.д.) — то за этим стоят если не сами руководители страны или их родственники и друзья. Другим это просто не под силу.

      [Цитировать]

  • рустам ибрагимов:

    Таксисты действительно обнаглели! От международного аэропорта до торгового центра Чиланзар берут от 70 тысяч и выше ( сам столкнулся по приезде из Тель-Авива!) Заходят прямо в зал оформления приезда!!! А милиция смотрит и молчит! Это что?

      [Цитировать]

  • Фома:

    Там даже асфальт не доделали, в торопях не положили один слой ближе к арыку, переход дороги от шлагбаума до автостоянки под деревьями в дождь и снег кружен огромными не походимыми лужами, люди идут пешком по дороге на которой куча таксистов закрывают движения машин. Стоянка перед терминалом прилета используется только для такси и спец.траспорта, простаивает огромная территория, на которой можно зарабатывать деньги через шлагбаум. Выход из калитки аэропорта помимо наглых таксистов и огромного количества родных-встречающих еще обделен площадкой удобной для прохода всего этого бардака, приходится по газонам с чемоданом катиться до пешеходного перехода по лужам и т.д. Кучи мусора, нет киосков для покупки прохладительных напитков, кофе и всяких шоколадок и печенек. Стоит как в старые времена бабка с коляской у которой в этой коляске весь супермаркет от сигарет, семечек и насвая до еды и кофе с водой. Просто убогое позорище. На въезде через шоагбаум вылета из терминала раньше была табличка предупреждающая по поводу таксистов-нелегалов. Нету нормальной службы по встрече типо менеджера/диспетчера, который и заставит тележки подать вовремя в зал, даст указания очистить проход от таксистов и иные орг.вопросы, с которымм сталкиваются прилетающие и встречающие. И почему через кпп можно зайти, а выходить всем, в том числе группам приходится через эту толкучку у заборчика. Тема правильно поднята. Маршрут для прилетающих не отработан от понран.контроля до машины, их разработка заканчивается при выходе из дверей здания, дальше предоставлены сами себе.

      [Цитировать]

  • Клавдий:

    Azim:
    …а потому что это Советская Страна!

      [Цитировать]

  • KP:

    Приложения для смартфонов нужно развивать и вызывать только по ним.

      [Цитировать]

  • Гульнара Зуфарова:

    Заходят в зал прилета, потому что эти таксисты-сотрудники аэропорта (охранники, грузчики и проч.). В нерабочее время таксуют, поэтому такие наглые.

      [Цитировать]

  • Клавдий:

    «Разруха не в клазетах…разруха в умах»

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.