Исторические объекты в старогородских районах «Самарканд дарвоза», «Сузук ота» и «Обиназир». История Фото

Пишет Миразим Хайдаров

В октябре 2016 года оказался по делам в школе № 85, находящейся в старогородской части Ташкента в самом начале исторической улицы Самарканд Дарвоза. Прямо на территории школы обнаружил усыпальницу.

На табличке написано «Ходжа Нуриддин Саид Мухаммад Ходжа ўғли Тошкандий», дата смерти 1511 год.

Школа № 85, находится вдоль улицы Самарканд Дарвоза, недалеко от торгово-развлекательного комплекса «Самарканд Дарвоза», если ехать от комплекса «Самарканд Дарвоза» в сторону Актепа, то слева.

https://www.google.com/maps/@41.3131693,69.2272537,208m/data=!3m1!1e3

В ноябре 2016 года оказался по делам в махалле «Сузук ота», которая находится примерно в той же части города.
https://www.google.com/maps/@41.3168805,69.2226803,458m/data=!3m1!1e3

Махалля типично старогородская, на многих ее улицах с трудом могли разъехаться две машины. Председатель махаллинского комитета, Собитхон ака Турсунов, старожил этих мест, оказался человеком, увлеченным историей своей махалли. Он решил ознакомить меня с достопримечательностями своей махалли, и начал с того, что это одна из старейших махаллей города, мотивируя это тем, что на ее территории находятся объекты 12 и 14 веков. Действительно, само здание махаллинского комитета находилось тогда буквально между тремя историческими объектами. Собитхон ака лично провел меня по этим объектам и рассказал краткую историю объектов и личностей, связанных с ними.

Мечеть «Чупан ата». Относится к 12 веку.

Чупан ата – тот самый святой, в честь которого существует местность, ныне в Чиланзаре. Проживал он на территории махалли «Сузук ота», поэтому на территории этой махалли существует мечеть «Чупан ата». А умер он на территории нынешнего Чиланзара и от места его захоронения пошел топоним «Чупан ата» на Чиланзаре.

Позади мечети «Чупан ата» находится усыпальница «Сузук ота». Ниже фото задней части мечети «Чупан ата», впоследствии замурованной (видна лесенка в левой части ниши), из которой выходили на усыпальницу «Сузук ота». Причину “замурования” Собитхон ака объяснил тем, что стена мечети пострадала при ашхабадском землетрясении 1947 года и, при ее восстановлении, дверь просто заделали. Примечательно, что при землетрясении 1966 года никакого урона зданию нанесено не было.

Мечеть «Чупан ата», вид сзади

В правом нижнем углу фотографии видна кладка кирпичей в здании. По словам Собитхон ака, именно по габаритам этих кирпичей было определено, что здание относится к 12 веку.

Усыпальница «Сузук ота».

Ниже боковая сторона усыпальницы «Сузук ота» со входом в нее для паломников, которая примыкает к задней части мечети «Чупан ата».

Усыпальница «Сузук ота» тоже относится к 12 веку.
Пространство вокруг этих двух объектов ранее было мазаром, последние 125 лет сюда уже не хоронят.

По словам Собитхон ака, эти двое святых — Чупан ата и Сузук ота – проживали примерно в одно время. Настоящее имя святого Сузук ота – Мустафакул. Мустафакул был внуком Ходжа Ахмада Яссави – сыном его дочери. Любимым внуком, поэтому его называли «Суйук» («любимчик»), что в дальнейшем исказилось до «Сузук». Сузук ота обосновался в этой местности между двух вод. На карте видно, что улица Сузук ота углубляется между двух каналов – Бозсу арык и Чукаркуприк арык, в этой части города частично заключенных в трубы.

Вдоль речки Бозсу, по оврагам до сих пор обитали водоплавающие птицы и даже лисицы (в центре города!). Объяснил Собитхон ака это тем, что есть очень труднодоступные участки в этих оврагах. Лет десять назад можно было запросто увидеть лис, бегающих по плоским крышам домов, да и до последнего времени они обнаруживали свое присутствие периодической кражей кур из частных домов.

Знакомые из соседних махаллей (например, «Оклон») также подтвердили факт наличия в этих местах диких животных и даже то, что к речке ходили на охоту. Правда, строительство улицы Нурафшон, разделившей речку, несколько затруднило условия обитания диких животных.

Два века спустя, Амир Темур решает возводить монументальные сооружения в честь святых на пути своего следования. Так, он возводит мавзолей Ходжа Ахмада Яссави в городе Туркестан. В этой же местности Ташкента он возводит мечеть в честь Сузук ота. То есть эта мечеть относится к 14 веку.

Мечеть «Сузук ота».

По словам Собитхон ака, гумбаз (купол) этой мечети был самым большим в Ташкенте до недавнего времени, то есть до возведения современных крупных мечетей. Купол сложен из кирпичей и органично сливается со зданием.

Внутри мечети «Сузук ота».

Эти помещения в советское время использовались как цеха по производству ведер, тазов, кастрюль и т.д. Несмотря на наличие тяжелого оборудования (прессов) зданиям ощутимого вреда нанесено не было. Как объекты богослужения мечети восстановлены в начале 1990-х годов. Мечеть «Сузук ота» используется для богослужения и ныне (на период моего посещения, до начала реконструкции махалли). Мечеть «Чупан ата» была закрыта для богослужения в 2004 году.

В конце беседы председатель махалли сообщил, что в его махалле проживает один из авторов книги про святые места Ташкента – Аскар Обидов и даже показал экземпляр книги, подаренной автором махалле.

В книге приведены краткие биографии святых людей и правителей Ташкента, также книга иллюстрирована фотографиями святых мест Ташкента – в основном мавзолеев, а также мечетей, медресе и др.

В настоящее время на территории махалли «Сузук ота» идут работы по строительству комплекса, включающего в себя ремесленные мастерские и др. объекты.

В октябре 2017 года посетил старогородскую махаллю «Обиназир».

«Обиназир» – махалля, исторически располагавшаяся на западной окраине Старого Ташкента.

Ее расположение: https://www.google.ru/maps/@41.3253163,69.219555,142m/data=!3m1!1e3

В махалле «Обиназир» расположена мечеть «Яхё кори» 19-века постройки.

1 комментарий

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.