Путь православия в Узбекистане: вчера, сегодня, завтра Разное

Известный факт, что после развала Союза началась миграция русскоязычного населения из бывших советских республик, в том числе, и из Узбекистана.

Путь православия в Узбекистане: вчера, сегодня, завтра

Достаточно большое количество православных в начале девяностых покинули республику. Правда сейчас этот процесс практически сошел на нет, отток русскоязычного населения, конечно, происходит и сегодня, но уже не в таких масштабах, как в первые годы независимости.

Несмотря на это, жизнь многих церковных приходов в стране, как ни странно, не затихает и даже постепенно активизируется. Вот уже многие десятилетия православие в Узбекистане является вторым по численности верующих после ислама религиозным направлением. О том, как развивается православие в Узбекистане корреспонденту Podrobno.uz рассказал наместник Свято-Георгиевского мужского монастыря Чирчика игумен Нектарий (Блинов).

«То количество русскоязычного населения, которое сейчас проживает в Узбекистане, еще достаточно большое, поэтому не могу сказать, что число прихожан уменьшается. Возможно, где-то на периферии наблюдается спад приходов, но это не носит массовый характер. Не стоит забывать, что в стране не актуальна проблема демографии, поэтому, несмотря на постоянную миграцию, баланс всегда поддерживается. Кроме того, не все русскоязычные – этнические русские, белорусы, украинцы, корейцы и другие ходят в православный храм. Но многие из них со временем приходят к православию. В результате, получается, что на место прихожанина, уехавшего в другую страну на ПМЖ, приходит другой»,

рассказал отец Нектарий.

Как известно, все воскресные дни для православных христиан являются праздничными, так как посвящены воспоминанию Воскресения Христова. По словам отца Нектария, если прийти в воскресный день на раннюю или позднюю литургию в Свято-Успенский кафедральный собор Ташкентской епархии, то можно увидеть, что храм полон молящимися.

«Также и в нашем небольшом Георгиевском мужском монастыре в городе Чирчик. Когда меня только назначили наместником монастыря – 10 лет назад, в воскресные дни в церкви собиралось всего около 60 человек, а сегодня это число выросло до 200, то есть почти в три раза увеличилось количество прихожан. Отмечу, что население Чирчика составляет около 150 тысяч человек. По нашим подсчетам, из них около 15% местных жителей являются русскоязычными. Но назвать точное число православных будет сложно»,

говорит отец Нектарий.

Священнослужитель должен быть хорошим администратором
По словам наместника Георгиевского мужского монастыря, многое зависит от настоятеля церкви. Помимо того, что он должен служить в храме, произносить проповеди для прихожан, нести людям Слово Божие, настоятель также обязан быть хорошим администратором. 

Если он активно работает с людьми, общается с прихожанами, внимателен к их заботам и проблемам, то к таким священнослужителям ходят толпы православных. Понятно, что если священник не совсем добросовестно относится к своим обязанностям, то народ идет в храм в малом количестве.

«Безусловно, в первую очередь для священника важна вера в Бога и желание помочь людям. Однако, чтобы успешно служить людям и быть представителем Бога на земле, ему необходимо владеть такими качествами, как доброжелательность, терпимость, умение слушать и слышать, быть хорошим наставником. С другой стороны, для того чтобы жизнь в храме была активна и насыщена, настоятель должен быть и хорошим администратором»,

сказал отец Нектарий.

По его словам, справедливости ради стоит признать, что не каждый священник – это грамотный администратор.

«Одни священнослужители являются хорошими молитвенниками, другие – замечательные проповедники, а третьи – не только усердные деятели молитвы и проповеди, но также имеют администраторские навыки, и именно благодаря таким наставникам приходская жизнь в храмах активно развивается. Поэтому, многое зависит и от того, каким даром обладает священник», – отметил он. 

Как относится Церковь к смене религии?
Количество представителей этнических групп, исповедующих традиционные религии и решивших вступить в смешанные браки, с каждым годом растет. В основном межнациональные браки, как раньше, так и теперь, заключают женщины. Часто дети второго поколения теряют религиозную самоидентификацию. Это связано с социальными факторами, такими как брак и среда обитания.

Кроме того, для ряда народов республик бывшего Союза существенную роль также играет трудовая миграция. Конечно, меняют религию не только те, кто создал семью с представителем другой нации. Бываю случаи, когда у человека внутренние убеждения меняются и не соответствуют тому вероисповеданию, которое он «унаследовал» от родителей. Поэтому сегодня не редки случаи, когда православный принимает ислам и наоборот.

На вопрос, насколько актуальна на сегодняшний день для Русской православной Церкви проблема принятия христианами ислама, отец Нектарий ответил, что это не проблема, а личное дело каждого человека.

«Мы не можем запретить православным менять христианство на другую религию – будь то ислам или иудаизм. Выбор веры – личное дело каждого человека. Церковь не осуждает христианина, решившего принять иную религию. Мы, конечно, скорбим по тем, кто уходит от нас, но в личный выбор, в принципе, невозможно вмешаться. Важно заметить, что Церковь не ведет работу по привлечению мусульман в христианство. У нас нет миссионерских целей»,

сказал игумен Нектарий.

Дело в том, что в 1871 году во время прихода Царской России в Среднюю Азию, когда здесь официально образовалась Ташкентская епархия – на тот момент Туркестанская епархия, Константином Кауфманом, первым туркестанским генерал-губернатором, был принят специальный указ.

Согласно этому документу, категорически запрещалось вести всяческую миссионерскую деятельность среди местного населения. Это было сделано потому, что в России ислам всегда уважался, как традиционная религия, на службе российского императора всегда были как христиане, так и мусульмане, и они пользовались равными правами.

Кстати, раньше была специальная книга регистрации, где указывались случаи перехода из христианства в ислам и наоборот. Записи регистрировались до 1917 года, то есть до «церковной революции». Но даже в тот период смена религии оставалось личным делом каждого человека.

Наместник Георгиевского мужского монастыря подчеркнул, что если человек нашел нечто большее в иной религии, то никто не может запретить ему принять ислам или христианство.

«Порой родные и друзья осуждают своего близкого человека за такой шаг, обвиняя его в том, что он предал свою веру, но это неправильно. Мы стараемся объяснить им, что у каждого человека есть право выбирать, ведь это его личное общение с Богом, и никто не вправе ставить запреты и ограничивать эту связь. Если человек нашел себя в другой религии, то ничего плохого в этом нет»,

считает он.

С другой стороны, по словам отца Нектария, если человек не нашел себя в христианстве, то, скорее всего, он плохо искал.

«Например, если к нам обращаются мусульмане, желающие принять христианство, мы сразу не проводим таинство крещения. Прежде, чем пойти на этот серьезный шаг, я прошу их вначале лучше изучить Коран, почитать хадисы и пообщаться с образованными имамами, с которыми можно поговорить о вере. Большая часть этих людей не возвращаются назад для того, чтобы продолжить беседу о христианстве. Это говорит о том, что они сумели найти ответы на многие вопросы, а главное – нашли себя в исламе»,

сказал он.

Отец Нектарий подчеркнул, что с самого начала между мусульманским населением Средней Азии и православными христианами были взаимно доброжелательные отношения. Будучи многонациональным и многоконфессиональным государством, Узбекистан на своем примере долгие годы наглядно доказывает возможность мирного сосуществования людей разного вероисповедания. Очень важно, чтобы Узбекистан и впредь сохранял особые отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий.

Источник.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.