«Евразия.DOC» 2018 Искусство Разное

После торжественной церемонии открытия Фестиваля сразу состоялась российская премьера фильма «Большое сердце Ташкента»

Первый день документального кино стран СНГ «Евразия.DOC», который начал свою работу в Минске, был крайне насыщенным и интересным.

Ещё по дороге из Национального аэропорта «Минск», куда утром прибыли участники Фестиваля, мы смогли поговорить с некоторыми из них.

Первый, кого встретили, сценарист и режиссер Сергей Кудряшов. Он привёз свой пронзительный фильм «Я должна рассказать». Картина о страшных реалиях Второй мировой войны в пересказе Маши Рольникайте. В юношеском возрасте она пережила кошмары гетто и лагеря смерти. Автор картины предоставляет слово героине своего фильма, лучше которой, кажется, никто не сможет передать события тех лет. Фильм был продемонстрирован днём на экране кинотеатра «Беларусь».

Владимир Чернышев привез в Минск свой фильм «Революции «под ключ» и немного рассказал о нём.

— Мы беседовали с Джином Шарпом, американских теоретиком цветных революций, — раскрывает сюжет фильма автор, — как раз незадолго до его смерти. Буквально за несколько месяцев он нас принял и мы записали с ним небольшое интервью. Технологии ненасильственного свержения власти, разработанные им, применялись в открытую в разных странах…

О подробностях и особенностях этих технологий зрители смогли узнать на просмотре фильма, который на широком экране показали в Минске в этот же день.

По дороге из аэропорта мы обратились к председателю Жюри Фестиваля Владимиру Мамонтову, у которого спросили, не проиграет ли Фестиваль от расширения своей тематики, о чем неоднократно заявлялось во время его подготовки.

В расширении тематики Фестиваля я вижу скорее плюс, — заявил известный российский журналист. — Вообще, изначально он был задуман скорее как политический — отстроенным, заточенным. Это тоже дело хорошее, я не против, но жизнь интереснее и шире чем политика. Политика в чистом концентрированном виде — это вообще отрава, она вряд ли может существовать и как-то абсолютно сочетаться с творчеством.
Я как председатель жюри на этапе отбора просмотрел много фильмов… Если люди присылают острые картины в политическом жанре, мы же им не отказываем, наоборот — приветствуем. Если присылают размышления о жизни, мы не отказываем и тоже приветствуем. Мне кажется, что многоцветность лучше такого серого монохрома, особенно когда речь идет о фестивале. Отдельное художественное произведение может быть черно-белым и даже серо-белым, каким хотите, но когда у нас фестиваль, хочется разнообразия, какой-то палитры. Поэтому я за то чтобы Фестиваль был шире. Неважно в каком жанре сделан фильм, главное чтобы его делал профессионал и делал это с душой, с творческим подходом и тогда всё получится.

Пресс-конференция, посвященная открытию Третьего Фестиваля документального кино стран СНГ «Евразия.DOC» прошла в Пресс-центре Дома прессы.

— В этом году мы поставили очередной рекорд, — рассказал журналистам и всем присутствующим на пресс-конференции директор Фестиваля Валерий Шеховцов. — Меня пугает только одно, как этот рекорд поддерживать в будущем. В 2018 году к нам поступило более 150 заявок из 23 стран. Такой масштаб, конечно, несколько неожиданный для нашего молодого фестиваля. Но, по видимому, в профессиональных кругах мы становимся достаточно известными и заметными. Не все фильмы были фестивальными, но большинство из них это крепкие, сильные работы. Нам достаточно сложно было отобрать из них лучшие. Как минимум 50 фильмов были достойны оказаться в Программе. Но мы были ограничены форматом мероприятия, его временными рамками. Поэтому выбрали 24 картины, которые успеем продемонстрировать во время проведения Фестиваля.
Логика проекта диктует иногда свои решения. В какой-то момент отборочного тура мы пришли к выводу, что эти наши 24 фильма каким-то образом сформировали из себя тематические блоки. Совершенно очевидно, что у нас есть блоки, связанные с политикой, обществом, культурой, с историей и человеком. Мы даже как-то с коллегами определились, что будет такой раздел — «Судьба человека». Действительно, в Программе есть такие фильмы, которые подтолкнули нас к пониманию того, что нужны не только картины общественно, социально значимые, но и фильмы о конкретных людях, конкретных судьбах. Это очень важно, поскольку из конкретных людей, из конкретных судеб и складывается наше общее евразийское пространство.

В Программе Фестиваля прописано важное и интересное мероприятие Международного медиа-клуба «Формат А-3», которое на пресс-конференции в Доме прессы анонсировала руководитель клуба Галина Сапожникова.

— Клуб уже четвертый год работает на территории Беларуси, — рассказала Галина — Недавний, второй по счету проект — Школа журналистики в Гродно, организованный совместно с сообществом журналистов России и Беларуси «Друзья-Сябры», был супер успешным настолько, что многие студенты попросили остаться в этой Школе на второй год. Нам даже пришлось открыть отделение обиженных (отсутствием внимания) молодых журналистов в Минске. Мы уже работаем в двух городах Беларуси и я недавно узнала, что еще несколько городов «стоит в очереди».
В этом году нам предложили участвовать в проведении Фестиваля. И так как предыдущие два проекта были для нас успешными, мы решили, Бог любит троицу, и что третий проект тоже будет для нас успешным.
В Программе Фестиваля запланировано мероприятие в Белорусском государственном университете (БГУ) — «университетский день». С одной стороны, Фестиваль придет в гости в Университет, с другой — туда же придет клуб «Формат А-3». В этот раз нашу традицию раз в месяц знакомить слушателей с лучшими журналистами из России поддержала гуру тележурналистики Лариса Кривцова. Завтра она выступит на площадке БГУ и три часа будет рассказывать будущим и настоящим журналистам о «волшебстве и ремесле журналистики».

В продолжении пресс-конференции член-корреспондент Национальной Академии кинематографических искусств и наук России, член Правления Ассоциации документального кино СК РФ Сергей Зайцев рассказал о своем видении Фестиваля «Евразия.DOC» и фильмов, на нём представленных.

— Я сам провожу фестиваль, и знаю какой это тяжелый труд, — начал своё выступление титулованный кинематографист. — По тому как проходит уже третий фестиваль «Евразия.DOC» я вижу, что он растет. И здесь я хочу применить свою любимую формулировку — ни в коем случае нельзя делить кино на «документальное» и «художественное». Давайте, в крайнем случае, делить фильмы на игровые и неигровые. С какой стати документальное кино не должно быть художественным? То есть, в меру таланта автора каждый фильм должен быть художественным. Представленные в Программе Фестиваля фильмы действительно отвечают этой формулировке, этому образу. В этом смысле, здесь полно художественных картин.
Народ привык все смотреть в интернете, по ссылкам… Я призываю зрителей не пренебрегать большим экраном. Большой экран и приучает нас к большому художественному кино.

Политобозреватель Андрей Кривошеев, секретарь ОО «Белорусский союз журналистов» и член жюри Фестиваля поддержал своего коллегу.

Полтора часа назад я был на первых показах, которые прошли в кинотеатре «Беларусь», — заявил А.Кривошеев, один из представителей организаторов Фестиваля с белорусской стороны. — Да, это совершенно другая атмосфера, особенно в том, что здесь же вместе со зрителями в зале находятся и авторы фильмов, которые готовы ответить на вопросы требовательной публики. Немаловажный момент — вход на все показы нашего Фестиваля свободный, это принципиально. Мы не захотели делать какие-то пригласительные, тем более брать деньги за вот это общее интеллектуальное и интеллигентное пространство разговора авторов со своими зрителями.
Второй момент, здесь я согласен со своим коллегой Вадимом Гигиным, мы как Белорусский союз журналистов используем площадку фестиваля «Евразия.DOC» как большой образовательный проект. Мы привлекаем наших молодых авторов к тому, чтобы они через встречи с именитыми режиссерами и блестящими авторами, художниками , теми кто отражает в своих лентах нерв нашего времени, образовывались, делали ещё один шаг в профессии. На примере предыдущего фестиваля мне кажется, что нам отчасти уже удалось это сделать. Наблюдая за тем, как молодые ребята из регионов приходят в нашу профессию, мы, положа руку на сердце, можем сказать, что ни публицистика, ни документалистика не завершились с эпохой постправды, блогосферы, инстаграммы и твитера, а напротив, продолжают жить и развиваться.

Программа Фестиваля настолько насыщенна, что зрители, вероятно, не смогут просмотреть все конкурсные фильмы. Но некоторые из них, они уже обсуждают. Картина «Песни Абдула» рассказывает о жизни автора своих песен на шугнанском языке (на нем говорят в горах Памира), — трудового мигранта, работающего в Москве. После показа этого мелодичного, доброго и трогательного фильма, его автор Анна Моисеенко ответила на вопросы зрителей.

— Во время съёмок на Памире, я жила с семьей круглосуточно, — рассказала автор. — С камерой буквально засыпала и просыпалась. Я снимала постоянно и интуитивно, поскольку не понимала шугнанского языка. Фильм уже второй год путешествует по фестивалям, у Абдулы есть личные призы за него, но это совершенно не помогло изменить ему свою жизнь, он по-прежнему подрабатывает примерно тем же, чем показано в фильме. К сожалению, его известность не монетизируется. Он не смог приехать на этот фестиваль, так как у него кончился срок действия паспорта, а сделать новый он вовремя не успел. Для этого надо выезжать в Таджикистан и почему-то новый паспорт стоит 200 евро, которых у Абдулы нет. Мы пытались ему помочь, но всё равно не успели. Вот такая жизнь у артиста…

Следующая картина, продемонстрированная в этом же зале, — «Возвращение Чёрного Карлиса», вызвала у зрителей всплеск эмоций. Фильм рассказывает о проблемах русских в Латвии. Она стала особенно острой после последних нововведений в языковой политике страны, направленных против русского языка.

— Государство запрещает части своих граждан, налогоплательщикам получать образование на родном языке, в данном случае на русском, — отвечая на вопросы зрителей, возмущается автор фильма Андрей Яковлев. — Я ничего не имею против латышской национальности, ни против латышского языка, но считаю, поскольку мы являемся государством Евросоюза, коли мы подписали конвенции о защите детей и т.д и т.п., что это неправильно. Образование на русском языке в Латвии существует уже более 200 лет. И ликвидировать его, по крайней мере, неправильно, тем более, что многие с этим не согласны. Часть людей натурализовалась, например мэр Риги Нил Ушаков, он бывший «негражданин». Но есть люди, которые хотят сохранить свою национальность и получать образование на родном языке, хотя бы в основной школе. Я уже не говорю о том, что технические предметы преподавать и изучать на неродном языке не так просто, от этого падает вообще уровень образования. Поэтому надо всё оставить хотя бы так, как есть. Сейчас пока 60% преподавания в школах ведется на латышском, 40% — на русском, хотя выпускники русских школ уже сдают экзамены на латышском языке.

Открыли Фестиваль директор Фестиваля Валерий Шеховцов и актриса театра и кино Ирина Лачина. Ведущими были представлены все фильмы Третьего Фестиваля, после чего заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь Владимир Жевняк зачитал приветствие участникам и гостям Фестиваля «Евразия.DOC» от Главы Администрации Президента Натальи Качановой:

«Мы рады снова принимать у себя этот представительный творческий форум, который знакомит зрителей с лучшими работами современной документалистики… Сегодня Минск стал центром притяжения для решения сложных проблем, волнующих жителей нашей планеты. Вы как люди творческие и талантливые особенно остро ощущаете необходимость подобного диалога и несомненно понимаете ответственность современной журналистики перед обществом… Уверен, что нынешний фестиваль пройдет в активной и дружественной атмосфере и вызовет широкий общественный интерес».

Также с Приветственным словом к собравшимся в зале 1 кинотеатра «Беларусь», обратился замминистра информации Республики Игорь Бузовский. Его речь была образна и выразительна.

— Говорят, для того чтобы информация была усвоена, она должна быть вкусная, — неожиданно начал замминистра. — И вот, пользуясь этой риторикой, я хочу Вам пожелать, в том числе, и соленой информации с экрана, информации, которая возможно будет с перчинкой, возможно, что это будет как десерт — что-то сладкое… Но пускай она заставит вас задуматься, получить те эмоции, которые будут направлены на созидание, заставят вас думать о будущем наших стран, о будущем наших народов. Как бы это пафосно не звучало, но ваша работа направлена именно на эти дела. Поэтому, приятного аппетита, хорошего просмотра.

После торжественной церемонии открытия Фестиваля сразу состоялась российская премьера фильма «Большое сердце Ташкента», который представили его создатели — сценарист Борис Бабаев и продюсер Келдиёр Хужаеров. Фильм рассказал, как в начале Второй мировой войны в городе нашли спасение полтора миллиона беженцев из России, Белоруссии, Украины.В фильме приняли участие известные люди, среди которых был и народный артист России Юрий Стоянов. Он рассказал о своей маме, спасшейся в военные годы в Ташкенте.

Логическим завершением первого дня Фестиваля документального кино «Евразия.DOC» стал творческий вечер Юрия Стоянова. Зрители не отпускали известного актера до последнего. И возможно, он не смог бы уйти со сцены до исхода этого дня, если бы не продемонстрировал публике свои билеты на поезд, который вот-вот должен был отправиться с минского вокзала.

Все показы первого дня, рассказы о которых не вместила данная публикация, но запланированные Программой фестиваля, состоялись при беспрецедентном интересе минской публики.

eurasia.film

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.