Изменения на проспекте Амира Темура в Ташкенте Разное Фото

Фото: Виталий Болбас / «Газета.uz»

Широкие тротуары, велодорожки, скамейки, безбарьерная среда, питьевые фонтанчики, новые растения, сухой фонтан. Об изменениях на проспекте Амира Темура, реконструируемом по разработанной КБ Стрелка концепции.

В конце июля начался первый этап реконструкции проспекта Амира Темура в Ташкенте, который пока затронул перекресток проспекта Амира Темура и улицы Осиё. Основная часть работ позади. О том, что уже сделано, а что еще предстоит доделать, «Газете.uz» рассказали представители российского КБ Стрелка: менеджер проектов Полина Макеева и ведущий архитектор Хамид Тайценов.

Площадь над станцией метро «Минор»

Пожалуй, сильнее всего преобразилась площадь над станцией метро «Минор». Специалисты КБ Стрелка задались целью создать тут новое общественное пространство. Теперь вместо пустынной площади с бездействующей автобусной остановкой здесь скамьи и зеленые насаждения. Не забыли предусмотреть и освещение, которого раньше не было.

На площади появился так называемый сухой фонтан. Его уже облюбовали как дети, так и взрослые из близлежащих домов. Под бьющими из-под земли струями воды можно безнаказанно купаться в жаркие дни. В холодное время года здесь просто пешеходная зона.

Особенность данного места состоит в том, что неглубоко под землей расположена станция подземки. Поэтому в процессе реконструкции здесь был выполнен комплекс гидроизоляционных работ. По этой же причине растения высажены над уровнем земли.

Пересечение проспекта Амира Темура и улицы Осиё стало первым местом в городе, где был имплементирован дизайн-код, разработанный КБ Стрелка. Почти все вывески на близлежащих зданиях приведены к единому стилю.

Габаритные рекламные конструкции на перекрестке уступили место менее громоздким сооружениям, которые ориентированы как на водителей, так и на пешеходов.

Вдоль улицы демонтировали до боли знакомые ограды.

Парковочные места для личного автотранспорта. Водители пока паркуются неудачно (вместо параллельной парковки — «елочкой» и часто не думая о других автомобилях), но эту проблему должны решить дорожные знаки и разметка, которые должны появиться в скором времени.

Тротуары и парковочные места вымощены плиткой. Она преимущественно бетонная, но местами можно встретить гранит и агломерат.

По сравнению с асфальтом плитка имеет ряд преимуществ:

  • в жару она создает меньший тепловой фон;
  • поверхности из плитки гораздо проще восстанавливать после ремонта подземных коммуникаций.

Поверхность над люками также вымощена.

В ближайшее время возле станции метро обустроят и велопарковку. Она уже изготовлена, осталось лишь установить ее.

Велодорожки

В рамках данного этапа реконструкции было обустроено 400 м велодорожек (200 м в одну сторону, 200 м — в другую) из запланированных 4 км. Хотя их ширина минимальна на данном отрезке (в рамках всего проекта), но достаточна для комфортного движения велосипедистов в один ряд. В дальнейшем планируется, что там, где можно, велодорожки будут шире.

Ширина одной из велодорожек (между двумя бордюрами) — от 1,2 метра.

Не обошлось без некоторых недочетов.

Пока не рекомендуется обгонять других велосипедистов по велодорожкам. Дело в том, что они обустроены над арыками и, как следствие, на всем их протяжении с левой стороны по ходу движения имеется канавка шириной 4−5 см для стока дождевой и талой воды. Как только эта канавка будет закрыта металлическими решетками, маневрировать на велосипеде станет безопаснее.

Помимо этого, велодорожка от стройки на месте кинотеатра «Казахстан» до улицы Осиё пока не обособлена бетонными столбиками, как должно быть по проекту. Из-за этого уже сейчас время от времени на нее заезжают нерадивые автомобилисты.

Здесь продолжение велодорожки упирается в островок, на котором стоит светофор. Как следствие, велосипедисты, пересекающие дорогу, могут непреднамеренно создавать помехи пешеходам. Он должен быть сдвинут ближе к перекрестку.

А участок тротуара возле здания АО «Узнефтегаздобыча», примыкающий к пешеходному переходу, не вровень с проезжей частью, что потенциально может создавать проблемы как некоторым категориям пешеходов, так и неопытным велосипедистам.

Справедливости ради стоит сказать, что эти недочеты возникли не по вине КБ Стрелка. Консалтинговое бюро не осуществляло строительные работы, а подготовило проект и контролировало его реализацию.

В проекте особо был проработан вопрос обеспечения безбарьерной среды. Пандусы, удобные пешеходные переходы, безбарьерная среда в целом, как пояснили представители бюро, не только делают город удобнее для людей с ограниченными возможностями, но и стимулируют горожан пользоваться нетрадиционными средствами передвижения: самокатами, скейтбордами, сигвеями, гироскутерами.

Пандус не «для галочки», а для людей. Раньше он был гораздо менее пологим.

Автобусная остановка

Рядом с остановкой «Хокимият Юнусабадского района» в сторону Юнусабада появилась скамья, на которой пассажиры могут комфортно ожидать автобус.

Рядом имеется питьевой фонтанчик. Еще один установлен сбоку от магазина Orient House.

Возле самой остановки отсутствует карман для заезда автобусов. Решение не делать карман было принято исходя из следующих соображений:

  • маневры автобуса у кармана автобусной остановки отнимают время, и, следовательно, снижают эффективность общественного транспорта;
  • при отсутствии кармана низкопольные автобусы смогут подъезжать максимально близко к остановке. Тогда пассажиры смогут заходить и выходить из автобусов, не ступая на проезжую часть, что особенно критично для маломобильных граждан (пенсионеров, маленьких детей, родителей с детскими колясками, людей с инвалидностью и т. д.).

Данное решение — пример перераспределения приоритетов между участниками дорожного движения. Подход, когда улицы ориентированы целиком на автомобилистов, ныне несостоятелен.

КБ Стрелка в настоящий момент прорабатывает конструкторскую документацию на новые автобусные павильоны по проспекту Амира Темура.

Сквер

Напротив остановки, недалеко от стройки на месте кинотеатра «Казахстан» облагорожен небольшой сквер. Специалисты КБ Стрелка постарались в своем проекте сохранить и приумножить лучшее, что было в нем до реконструкции.

На вопрос корреспондента «Газеты.uz», почему лишь некоторые скамейки имеют спинку, причем не по всей ширине, представители КБ Стрелка ответили следующее.

Скамейки со спинками, как правило, устанавливаются в местах отдыха, например, в парках. Скамейки без спинок больше ориентированы на транзитных пешеходов (чтобы они могли присесть, немного отдохнуть и пойти дальше). В данном случае спинки оборудованы для горожан, которым они нужны по состоянию здоровья. Делать спинки не по всей ширине скамейки — широко распространенная в мире практика, никак не связанная с экономией средств или материалов.

Озеленение

Подробнее стоит рассказать про озеленение. Важная часть проекта КБ Стрелка — существенное сокращение площади озеленения газоном. Вместо него высажены многолетние кустарники. Они, в отличие от газона, требуют гораздо меньшего ухода: их достаточно несколько раз в год подрезать и подкармливать, в то время как газон необходимо регулярно косить. Полив осуществляется не дождеванием, а капельным путем.

Растения для озеленения перекрестка подбирались таким образом, чтобы они:

  • максимально соответствовали местному климату;
  • благоухали и цвели в разное время года;
  • выглядели естественно (никаких кубов, шаров, пирамид).

КБ Стрелка призывает отказаться от побелки деревьев. Раньше считалось, что побелка защищает деревья от вредителей. Эксперты утверждают, что она помогает защитить лишь некоторые виды плодовых деревьев от некоторых видов вредителей. Традиция белить деревья, сохраняющаяся в постсоветских странах, — это пустая трата ресурсов.

Буфер, разделяющий транспортные потоки противоположных направлений.

Не забыли и про тропинки, через которые пешеходы любят сокращать себе путь. Чтобы люди не вытаптывали растения, в таких местах уложены бетонные плиты.

Проходы для удобства посетителей кафе.

Еще одна тропинка.

Планы

Не все решения, заложенные в проект реконструкции проспекта (на участке от станции метро «Шахристан» до проспекта Навои), были воплощены на первом этапе: эффект от некоторых из них возможен лишь на длинных участках дорог.

Кроме того, сказались и сжатые сроки, отведенные на реализацию этапа. К примеру, проект КБ Стрелка предусматривает установку светофоров с таймерами. Но за короткое время их не получилось закупить.

Более того, еще не все мероприятия, запланированные на данном этапе, завершены. Например, на момент посещения перекрестка корреспондентом был размечен только один пешеходный переход.

Мероприятия, связанные с озеленением, по понятным причинам осуществляются не единовременно. Так, сейчас необходимо выполнить мульчирование, чтобы земля со временем не деградировала. Если землю оставлять голой, то на ее поверхности от пересыхания образуется слой, который замедляет впитывание воды. В связи с этим образуется пыль от этого слоя и неукрытой земли. А в ноябре-декабре в буфер посередине проспекта будут высажены деревья.

Главное, по мнению представителей КБ Стрелка, что благодаря реконструкции пространство удалось изменить качественно.

В настоящее время заказчик — хокимият Ташкента — рассматривает вопрос дальнейшего сотрудничества с российскими специалистами.

Виталий Болбас
Источник.

6 комментариев

  • J_Silver:

    Громкий пшик…
    Гнать надо было поганой метлой эту шушеру сопливую сразу!

      [Цитировать]

  • genezone:

    Да нивжисть не поеду по такой велодорожке!
    И вон тот парень, на последнем фото, тоже, видать, такого же мнения…

      [Цитировать]

    • На сколько я помню ПДД велосипедист должен двигаться в крайней правой полосе не далее метра от обочины. В левой полосе ему делать нечего. Куда смотрят гаишники? И это центр города.

        [Цитировать]

      • genezone:

        Куда смотрят ГАИшники?
        А куда они смотрят, когда бомбилы поворачивают направо из крайнего левого ряда, завидев клиента, или паркуются на тротуаре/остановке ОТ, или сажают/высаживают клиентов посреди дороги?

          [Цитировать]

  • Фома:

    Приехали специалисты московские, в сущности просто дети ставящие опыты для своей практики и портфолио в столице центрально-азиатской республики, понаделают «делов», потом окружающим и пользующимся мучится, а эксплуатирующим организациям «догонять» как ухаживать чтобы было как задумали авторы. Дороги сузили утром и вечером не проехать, раньше было попросторнее, по одной полосе «съели», скорость проезда перекрестка уменьшилось, простой автомашин увеличился, загазованность и расход топлива тоже.

      [Цитировать]

    • Григорий:

      Это не детишки поигрались, а подход хокимията через одно места. Нельзя такое делать только на кусочке в 200 метров. А «методики» эти все давно обкатаны, в той же Москве, только эфект будет лишб от комплексного решения. Почему пробка собирается? она не из-за того что полосу одну убрали, а из-а того что хайвонов на дорогах полно (о чем уже и было сказано выше). Тот же велосипидёр получил бы разо-другой штраф приличный и не лез бы в крайний левый ряд. Проблема заторов не в ширине дорог, а в эффективном использовани. В т.ч. те же «умные» системы светофоров снижают заторы существенно, но если они комплексно потоком управляют а не на 1 перекрестке.
      Ну и про велодорожки… когда она 200 метров и упирается в светофор — никто в здравом уме по ней не поедет, а если отрешиться от фактов как реализовали — то по таким дорожка очень приятно катить на велике. И ширина в 1,4 метра достаточно что бы двоим раъехаться.
      Тут сложилось ощущение что просто не привыкли вы к тому что «для пешеходов» хорошо. Менталитет — ты не на машине, ты никто. Вот от этого надо сначала избавляться.
      Если в итоге таким образом переделают существенную часть центра — там хоть пройтись опять приятно будет. а то одни газоны да обрубки деревьев с чугунными заборами…

        [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.