Сносить нельзя сохранить. Куда ставить запятую в разговоре о наследии столицы Разное Фото

Споры вокруг сносов не утихают. Люди негодуют. Власти ищут ответы на вполне резонные вопросы граждан. В то время как во всем мире принято сохранять облики городов, в Узбекистане они терпят боль сносов и ликвидаций. Как быть с проблемой, о которой говорить никому не нравится?

Озаботились вопросами исторического лица Ташкента и лекторы Института «Стрелка», посвятив целую лекцию проблемам сноса и реконструкции имеющегося облика города. Основной темой спикера Анастасии Смирновой стали наглядные примеры того, как из памятников архитектуры люди по всему миру умело создают общественные пространства, даря им вторую жизнь вместо пресловутого сноса.

Анастасия Смирнова — партнер бюро SVESMI, директор образовательной программы Института «Стрелка» (2011–2015) и программный директор совместной магистерской программы «Стрелки» и ВШУ НИУ ВШЭ Advanced Urban Design. Анастасия работала над программой по реорганизации московских библиотек.

Самым успешным проектом стала библиотека Достоевского на Чистых прудах — ежедневно туда приходят читать, работать и слушать лекции более 300 человек. Похожая программа будет реализована в Роттердаме, где находится один из офисов бюро. На лекции Анастасия расскажет об опыте подобной работы в Нидерландах и России, о задачах дизайна на основе исследования и той компетенции, которая необходима урбанистам.

Влад Заманов, дизайнер, основатель бюро Vlad Zamanov Espace

К сожалению, в свете последних событий жители нашей страны поняли простую вещь: если вы собственник жилья в старых или новых домах, вы не застрахованы от сноса. Так же и мой дом под номером 45 по проспекту Амира Темура стал печально известен в Ташкенте и за его пределами из-за «войны» жильцов с застройщиком, который положил глаз на участок в центре столицы. А прежний хоким города дал разрешение на снос и отстраивание нового жилого комплекса.

То есть под словом «благоустройство» любой желающий может легко стереть с лица города что бы то ни было. Вот только отдавать дом нам совсем не хочется! И дело не только в том, что здесь живут поколения десятка семей, но и в особенности локации — наш дом разделяет двор с раскопками древнейшей стены Ташкента — городищем Мингурик. Этому памятнику более двух тысяч лет, охранять его целостность — основная задача государства. Дом, находящийся менее чем в тридцати метрах от стен городища, входит в буферную зону памятника. Историк и археолог Маргарита Филанович изучала вопрос нашего дома и также сообщила, что под домом находится минеральное подземное озеро, источник которого выходит на территорию современного медицинского комплекса «Федорович». Разумеется, строить многоэтажный дом и вести работы по демонтажу совершенно неразумно, потому что это как минимум небезопасно для будущих жителей.

Сам дом № 45 практически может быть назван памятником, ведь ему более девяноста лет. И для того, чтобы показать его уникальность, в 2017 году я взялся за реконструкцию своего подъезда, превратив его из типового парадного прошлого века в настоящее арт-пространство, где уже неоднократно проводились и культурные мероприятия в виде показов и вернисажей, и экскурсии. На примере всего одного подъезда несложно заметить, как привычный образ жизни и мысли может быть изменен человеческим энтузиазмом и любовью к родному месту. Именно реконструкция может стать ключом к сохранению городского достояния и привлечения туристического потока к по-настоящему ценным историческим объектам.

В планах жильцов нашего дома — отстоять право на сохранение дома и полностью реконструировать его, оставив первозданный образ, выраженный в стиле конструктивизма. А для того, чтобы дом стал настоящим общественным пространством, мы уже разработали план внутреннего двора с несколькими «аттракционами» для гостей и туристов, среди которых будут кинотеатр под открытым небом с демонстрацией старого узбекского кино, небольшое кафе с домашней выпечкой, площадка для сальсатеки. Это как принимать людей к себе в гости три раза в неделю. Мы с соседями регулярно устраиваем большие праздники разных культур, которые объединяют и сплачивают жильцов. И готовы сделать праздники шире, превращая их в фестивали, которыми будем делиться.

Если бы меня спросили, как сберечь «лицо» Ташкента со строениями разных времен, я предложил бы следующее: создать реестр домов и строений «с историей», поставить эти здания под охрану государства и архнадзора, реконструировать постройки и монетизировать «жизнь» этих пространств, поставив их на самообеспечение за счет посетителей. Снести можно что угодно и когда угодно, а вот сохранить имеющееся достояние и донести его до потомков — в разы сложнее, но и благороднее.

Улугбек Холмурадов, архитектор, дизайнер, ювелир, основатель дизайн-бюро Holmuradov Design

Лицо Ташкента в архитектурном плане мне представляется неярко выраженным, несмотря на то, что город имеет разные эпохи и стили. Одни из самых ярких — эпохи конструктивизма и модернизма. Тем не менее в Ташкенте большая часть территории занята частным сектором, и выглядит это «псевдоевропейски», если так можно выразиться. Мне очень жаль, что испортили здание Центрального банка, демонтировав бетонную панджару (оконные узорные решетки в Средней Азии и на Востоке) и сделав еще один безликий фасад последней эпохи. Вот его я бы с удовольствием вернул в прежнее состояние. А первым делом предложил бы «открыть» от алюминиевых панелей фасады зданий по всей стране.

Сохранение зданий — отдельная наука, и называется она реставрация (и реконструкция), но за последние лет тридцать наша архитектура пережила ряд катаклизмов: утечку мозгов, упадок уровня образования, отсутствие тендеров и грантов, давление чиновников, невнимание к специалистам. В итоге это привело к стагнации, а стагнация в тридцать лет в любой отрасли означает крах. В итоге мы видим, как сами архитектурные бюро уже предлагают чиновникам варианты варварского «преобразования».

Например, здание «Трастбанка» на улице Навои и здание Министерства юстиции на улице Сайилгох, по-моему, просто целенаправленное вредительство, наносящее непоправимый урон историческому наследию Узбекистана. Таких испорченных и даже демонтированных зданий наберется еще минимум с десяток. Поэтому Ташкенту стоило бы перестать отказывать тем западным специалистам, которые стучат во все наши двери последние вот уже лет десять, и начать как диалог, так и открытые тендеры. Пора привлекать международные независимые комиссии для определения степени реконструкции объектов, ограничивать чиновников в принятии решений по архитектурным объектам. В первую очередь им самим это должны разъяснять архитектурные критики, коих в Узбекистане остался только один. Новых толковых, к сожалению, нет.

Остается надеяться, что при создании группы небезразличных к облику Ташкента лиц (своеобразного «архитектурного надзора») у людей будет получаться сохранять здания с историей. Преобразовать и сделать полезным во всех смыслах можно абсолютно любое пространство — от доков до жилых домов. Однако для того, чтобы изменения стали максимально качественными, во внимание важно взять несколько ключевых факторов: расположение объекта, актуальность планируемого обновления (будь то будущий ресторан, бутик или офисный центр), а самое главное — обсудить планируемые перемены с «обитателями» пространства. Именно в подобных обсуждениях и рождается проект, готовый принести пользу обществу и сохранить место в памяти горожан.


Текст: Маргарита Урманцева
Фото: Николай Хан, бюро Strelka Architects.

Источник.

4 комментария

  • татьяна:

    Все написано правильно и красиво но,»Васька слушает да ест».

      [Цитировать]

  • J_Silver:

    У этих уродов рука не дрогнет снести что угодно! При необходимости снесут вместе с людьми…
    Не секрет, что ВСЕ исторические памятники Узбекистана сохранялись лишь благодаря колониальной администрации и Советской власти — не всегда, конечно, но по мере возможности! Фото Прокудина-Горского тому пример…

      [Цитировать]

  • Мастура:

    Ну что ж сказать мой старый друг? Мы в этом сами виноваты… То что имели не ценили, а потерявши плачем…

      [Цитировать]

  • Mr. Zulu:

    Где же узбекские Кижи ? Правда Востока 14 авг 1966 г. Вырезка. Галина Пугаченкова.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.