Фантазируем вместе со «Стрелкой»: как сделать проспект Амира Темура комфортным для всех Разное

Написано для Repost.uz (оформление от них такое).

О том, чего на самом деле не хватает проспекту Амира Темура в Ташкенте.

Известие о том, что устроение части проспекта Амира Темура будет делать московское КБ «Стрелка» и о том, что эта «Стрелка» встречается с активистами и собирает их пожелания, активизировало творчество ташкентцев и дало повод вспомнить все свои «хотелки». Попытаюсь их собрать, чтобы не забылись. Это предложения из комментариев в Фейсбуке, из обсуждения с представителями «Стрелки», с участниками «Живительной среды, с моими знакомыми, и, конечно, мои тоже. Предложения идут списком, не в порядке важности.

  1. Должен быть не просто тротуар, он должен иметь «отростки» или карманы, скверики, локации небольшие со скамейками (с урнами, это даже не обсуждается) и какой-то фишкой, делающей нахождение в этом «кармане» приятным. Фишки в следующих предложениях;
  2. Должно быть много фигурок, скульптур, инсталляций разных, можно классических, можно абстрактных. Хорошо бы (как в других городах) какая-то скульптура человека, сидящего на обычной скамейке, чтобы рядом присесть и сфоткаться. Желательно персонажа (Насреддин Афанди или герои Чехова) или отвлечённые персоны.
  3. Белые четырехэтажки напротив Алайского можно было бы оформить фантастическими рисунками или граффити. И даже проводить фестивали и конкурсы граффити.
  4. По скульптурам и инсталляциям стоит обратиться к Марине Ростиславовне Бородиной (из ТАСИ), у неё большой опыт в создании инсталляций и в визуальной организации пространства. Можно устраивать выставки работ её студентов, это было бы событием.
  5. Должен быть «информационный шум», много всего. Выставки карикатур, например, вернисажи молодых художников, скульпторов. Тут же уличные музыканты, фокусники, мимы, кукольники, костюмированные персонажи. Вдоль улицы не только бутики, но и галереи, кофейни, кондитерские, мороженое, театры с малыми залами.
  6. Важно, какими растениями будет оформлено пространство, газоны поднадоели, хочется чего-нибудь поинтереснее. Можно сделать миниатюрный ботанический сад. Например, один «карман» обрамить акациями разных видов с табличками, это было бы интересно — мало кто знает, что акации бывают разные. Другой «карман» можно оформить мальвами разных цветов, гибискусами и хлопчатником — мало кто знает, что они родственники. Стоит посадить грецкий орех, джиду, боярышник, дикую алычу, арахис, миндаль и фисташки — горожане не знают, как они растут. Можно использовать разные вьющиеся растения для сравнения.
  7. Обязательно фонтанчики для питья, как раньше. Обязательно арыки с журчащей водой. Без этого слоган «Ташкент любит тебя» не играет. И газбудки — с сиропом и без сиропа!
  8. Хорошо бы какими-то знаками (идеи приветствуются) обыграть прилегающие исторические объекты: ОДО, Алайский, Храм / тюрьму НКВД / Парашютную фабрику, героя Малясова, конфетную фабрику «Уртак», реку Чаули, музей Бородина.
  9. Хорошо бы собрать ключевые символы разных районов Ташкента (идея Равшана Назарова) — Кукча, Куранты, памятник защитнику южных рубежей, памятник Гагарину, Кукельдаш, мавзолей Шейхантаура, Хаст Имам, Куйлюк, Сергели и пр.
  10. Стоит обыграть два важных события истории Ташкента — приём эвакуированных во время войны и восстановление города после землетрясения — например, установкой памятных плит с надписями.
  11. Учесть удобства для гуляющих с собаками — один из «карманов» предоставить «собачникам» для общения с тренажёрами для собак. У дверей заведений предусмотреть столбики для привязки собак.
  12. Сделать «карманы» для спортсменов — с турниками, брусьями и боксёрской грушей, с гирями и штангой — для любителей размяться и посоревноваться. Тут же прыгалки и обручи для дам.
  13. Отдельный карман для игры в классики (обычные и московские), начертить краской навечно, приготовить гальки.
  14. Отдельные карманы для шахматистов и нардистов — со столами. И обязательно поставить большие шахматы и большие нарды.
  15. Обязательно должна быть чайхана, как раньше, с самоваром, парвардой и новатом, чтобы можно было посидеть и попить чай.
  16. Использовать элементы национального орнамента в оформлении. Желательно разнообразно, не так как сейчас везде используют лишь один узор на основе восьми/двенадцатиугольника, переходящего в пятиугольники. В идеале можно сделать коллекцию орнаментов разных типов.
  17. Ходить надо по плиткам. Не светлым, как предлагает «Стрелка» в Москве, а тёмным, светлые, отражая солнце, будут слепить. Для плиток есть предложение оформить их специальными линиями (есть статьи на Arbuz.uz и делал недавно доклад о линиях, делающих пространство красивым) — было бы чудесно воплотить это в Ташкенте.
  18. Нужны большие открытые пространства с гладким асфальтом для скейтов, роликов, колясок детских, просто для прогулок. Народ, пишет Алла Гажева, любит тусить на открытых пространствах, им пофигу скамейки, фонтаны и деревья. Не все же гуляют в жару, большинство после захода солнца.
  19. Самое трудное — о самой трассе. Отступление. В угоду автомобилям город становится непригодным для житья, так как его разрезают трассы, нарушающие установившиеся связи. В близлежащие сады-школы-магазины-кафешки «на другом берегу» мы не ходим. Город разрезан на островки, нарушены коммуникации пешеходные. Есть где-то переходы, но идти до них 400 метров сомнительное удовольствие. Добиваться каждому перехода «около себя» как мне предлагали, ещё менее логичное занятие. Если почитать умные статьи — все крупные города переболели этой болезнью ещё в прошлом веке: рост количества автомобилей опережает расширение трасс и строительство развязок и всё равно ведёт к пробкам. Единственный цивилизованный путь — вернуть город пешеходам, убрать трассы с заборами, пересадить пассажиров на общественный транспорт, запретить личному транспорту въезд в центр города. Не насильно, а так, чтобы было приятнее и дешевле двигаться пешком или на общественном транспорте… Сейчас же кварталы Чиланзара, например, разъединены трассами, переходы есть, но далеко, жить можно, но в агрессивной недружелюбной среде. Вся надежда на «КБ Стрелка», у нас-то это никто не понимает… Конец отступления. Сужать проезжую часть Амира Темура нельзя, будут пробки. Выделение полос для общественного транспорта не поможет. Проблема в том, что огромный Юнусабад стал заложником одной дороги. Есть, правда хорошие пути на Себзар и Гангу в одну сторону и через Кабельный завод к Инха, на Высоковольтную в другую, но это хорды, а в центр лишь один путь. Ещё и метро толком не работает, чтобы разгрузить эту трассу. Тут есть два гениальных предложения. Первое — задействовать улицу Бодомзар, бывшую Тимирязева. Она широкая, идёт параллельно Амира Темура, надо лишь её продлить до Шахристанской, проведя через Боксёрску махаллю и соорудив мост над Бозсу, и продлить в другую сторону до Абдуллы Кадыри. Второе предложение — задействовать проспект Шарафа Рашидова, тоже параллельный Амира Темура и упирающийся в бизнес-центр. Так как собираются делать HiTech-City в районе выставочных павильонов, заодно можно продлить Шарафа Рашидова до Центра Плова или даже дальше. Ввод этих улиц разгрузил бы Амира Темура и можно было бы её сузить или вообще сделать пешеходной. Как в Москве, когда одну их главных улиц, Ленинградский проспект, убрали под землю, сверху стало веселее жить. Ещё, пишут умные люди, для сокращения числа машин надо действовать кнутом и пряником. Кнут — неудобства для машин, дорогие платные стоянки в центре, ограничения на въезд. Пряник — сделать так, чтобы пешком и на общественном транспорте было приятнее и быстрее, чем на машине. С пряником, как видим, намного труднее, чем с кнутом, надо много работать. Но когда-то надо начинать.
  20. Почему-то первый комментарий везде под сообщениями о том, что москвичи будут делать редизайн улиц — о распиле и откатах. Ну сколько можно тупить и мерить по себе? Есть данные — пишите в прокуратуру. Иначе выглядите глупо. И неприятно. И некрасиво.
  21. Основной вопрос часто задаваемый — зачем кого-то приглашать извне, у нас полно своих мастеров? К сожалению, мы видим, как у нас всё разбито и не для людей. Мне кажется, что на приглашенных надежд больше, чем на наших. Дадим им шанс, всё равно хуже не будет. В сети много криков, что мол, «Стрелка» в Саратове всё сделала плохо. Это нормально (для этого и интернет), у нас тоже будут многие возмущаться, это такая категория людей. Характерно, что ругают Стрелку те, кто пишет с орфографическими ошибками. Есть и положительные отзывы, без ошибок. Я им больше верю. Всем не угодишь. Если снести любой базарчик, то почти все будут возмущаться, так как привыкли. А он весь фасад портил. Надо на что-то решиться.
  22. Приведённые здесь идеи обсуждались с представителями «Стрелки» и они просили сказать, что пока всё на уровне концепции, вовсе не значит, что всё это будет воплощено. По концепции будут готовиться рекомендации дизайнерам. Потом возможны финансовые ограничения и уточнения по итогам встреч с ташкентцами. Будем надеяться, что проект не придётся согласовывать с нашими чиновниками и экспертами.

Добавляйте предложения. Хотя бы чтобы не забыть их.

22 комментария

  • татьяна:

    Сажать фруктовые деревья вдоль такой загруженной трассы нельзя!Все выхлопы аккумулируются и попадают в продукт этого дерева со всеми вытекающими последствиями.Вдоль трассы надо сажать лиственные деревья и,в ни коем случае, пресловутые елки,которые всем уже надоели.И как можно больше цветов!Ведь раньше в Ташкенте их было очень много.они украшали город!Шахматистов и нардистов тоже нельзя сажать вдоль трассы,задохнутся.Для этого надо предусмотреть скверики,отдаленные от дороги.И последнее — неужели жизненная необходимость приглашать иностранных «специалистов» для проектирования зон жизнеобеспечения нашего города? Неужели у нас нет людей,которые знают проблемы Ташкента и могут их решить?

      [Цитировать]

  • ОлегНик:

    «…Будем надеяться, что проект не придётся согласовывать с нашими чиновниками и экспертами…» Наивные надежды… еще есть НАПУ- контора которая даёт одабрямс всем новациям и проектам в Узбекистане… а также средствам на хотелки и фантазии публики… их уровень компетенции абсолютно не ясен, но они то уж «деньгу на ветер» точно не дадут…

      [Цитировать]

  • J_Silver:

    Пригласили патентованных проходимцев, с которыми приличный человек и на одном поле не присядет, и теперь носятся, как с писаной торбой!
    Перечитайте список предложений — это же форменный бред! Перестаньте повторять эти глупости московских представителей сексменьшинств в самом худшем смысле этого слова…

      [Цитировать]

    • Игорь:

      Круто сказано! А я то думаю, чего это они собираются расписывать эстакады и пешеходные дорожки во все цвета радуги ?

        [Цитировать]

  • Екатерина Березина:

    1. Столько пожеланий и предложений!!!… И всё — на одну Улицу???!!!
    3. Граффити, Классики, Нарды, газбудки…. и др. — ???!!!
    2. И вообще…зачем тогда КБ Стрелка, когда можно было всё сделать местными проектировщиками с учётом общественного мнения, пожеланий и при непосредственном участии Властей…

      [Цитировать]

  • Мих. Мачула:

    В качестве предложения к пункту 19.
    В Афинах пробки убрали (или по крайней мере существенно уменьшили), введя систему чет-нечет по номерам авто. Возражения типа того, что семья купит второй автомобиль, оказались несостоятельными. Даже при наличии двух машин в семье они используются поочередно. Люди кооперируются с соседями. Приспосабливаются и другими способами. Мой партнер, например, когда имел возможность пользоваться своим «Пежо», ездил в офис, а на следующий день работал дома.
    Но тут действительно, нужна политическая воля властьпридержащих.
    В Москве серьезно рассматривали этот вопрос, но столкнулись в итоге с фактом, что огромная доля автомобилей, передвигающихся ежедневно по городу, принадлежат жителям Подмосковья и ближайшим соседям — жителям областей примыкающим к МО, работающих в Москве
    В итоге приняли, если можно так выразиться, паллиативное решение — запретили въезд на МКАД в дневное время грузовому автотранспорту.

      [Цитировать]

  • Нина Литвинова - Тарасовская:

    Не представляю Ташкент без тенистых аллей из платанов ( чинар). Вековые платаны были гордостью ташкентцев . Их варварски срубили, что вызвало большой резонанс.

      [Цитировать]

  • Клавдий:

    Надоели уже все эти бесконечные пределки….просто тстановится только хуже в плане комфорта для жителей столицы.просто напросто все эти «проекты» только и создаются для выкачки бабла с бюджета….пусть лучше спроектируют в Олий Мажлисе рефому ЖКЧ ,ибо комфорт начинается с семейных отношений и комфортного проживания людей в своих домах и квартирах,а не то что происходит уже 27 лет-только разрушается всё и выкачиваются деньги с карманов бесправных потребителей всех этих воровских услуг ЖКХ.

      [Цитировать]

  • Володя:

    К п.19:
    1. Выделение полос для общественного транспорта — очень правильное и своевременное. Это обязательно должно быть воплощено в жизнь, т.к. там огромный пассажиропоток. По этой полосе можно пустить кроме автобусов маршрутки и такси.
    2. За парковку и заезд на полосу должны быть бесспорные штрафы при постоянном контроле.
    3. Людей необходимо пересадить на метро:
    3.1. Увеличив частоту движения поездов на Юнусабадской линии.
    3.2. Сделав подъездные маршруты автобусов к ближайшей станции метро с ритмичным движением. Лучше бесплатные.
    3.3. Необходимо снять все автобусные маршруты из района в центр, ограничив их ближайшей станцией метро.
    4. Удлинение пр. Ш.Рашидова и ул. Бодомзор очень капиталоемко и малоэффективно, т.к. они и сейчас очень загружены транспортом.

    Общее:
    1. Все тротуары должны быть замощены нескользкой плиткой, иметь специфическую полосу для людей с ограниченными возможностями.
    2. Все сходы на автодороги должны быть занижены, не иметь барьеров и ям в виде арыков.
    3. Все пешеходные переходы должны быть оборудованы светофорами с таймерами и звуковыми оповещателями, а также отдельной дополнительной яркой подсветкой. Обязательно должна присутствовать яркая выпуклая дорожная разметка.
    4. На тротуарах через каждые 15-20 м надо устанавливать скамейки с мусорными урнами.
    5. Вдоль трассы нужно высадить кустарник и малые деревья высотой 1-1,5 м, чтобы отделить тротуары от проезжой части, снизив уровень шума и пыли дороги.
    6. Должны быть раздедены автобусные остановки и стоянки/остановки такси с соответствующей дорожной разметкой и знаками. Эти останоки должны быть хорошо освещены. За остановку на этих местах иного транспорта кроме разрешенного нужно нещадно и неотвратимо штрафовать.

    Это оснополагающие моменты, без которых все будет также как есть…

      [Цитировать]

    • татьяна:

      Из-за малого пассажиропотока увеличивать частоту движения на этой линии по видимому не рентабельно — «возить воздух» — дорогое удовольствие.Об увеличение частоты можно будет говорить после окончания строительства этой линии до Юнусабада.

        [Цитировать]

  • Галина:

    «Фантазируем со Стрелкой — как сделать проспект Амира Темура комфортным для всех». Поймала себя на мысли, что слово «фантазируем» — ключевое.
    Все мы хорошо помним Алайский базар. И что с ним стало? Исчезла самая его суть- очарование восточного базара.
    Вообще не понимаю, зачем кого то звать со стороны, почему наших местных архитекторов не привлекают? Уверена, у нас их есть!
    Почему бы этих архитекторов не отправить на обмен опытом за рубеж?

      [Цитировать]

  • SEMYON:

    Ни один из выше причисленных методов не сделает этот проспект комфортным для всех. Проспект А. Темура единственная прямая дорога которая напрямую связывает центр Ташкента с Юнособадским районом. Сужение дорожного полотна с целью создать комфортные условия пешеходам методом озеленения приведёт ещё к большему коллапсу. На мой взгляд необходимо продлить дорожное полотно от пресечения ул. А. Кадыри и ул. Тараккиёт до пресечения ул. Янги Шахар и ул. Чинобод. Проспект Ш. Рашидова продлить до ул. Кулоктепа. Только после открытия параллельных трасс возможно реализация любых работ по облагораживанию проспекта А. Темура.

      [Цитировать]

  • eugeen13:

    Насчёт тротуаров всё очень верно сказано — практически невозможно нормально пройти пешком 2-4 километра. Много «разрывов» для пешего хода: автостоянки, автобусные остановки, здания или ограды, стоящие впритык к проезжей части да плюс отвратительное состояние покрытия — все ноги собьёшь. Нормально только по проспекту И.Каримова (бывший Узбекистанский) да парковая зона на месте ОКБРУ (напротив бывшего Детского Мира игрушечного отдела). А авторов и исполнителей тротуара по ул. Махтумкули надо срочно приковать к инвалидным коляскам с обязательством не менее 2-х раз в течении светлого времени суток проезжать по этим тротуарам в этой коляске, а затем проходить по ним пешком, по этим изумительным ступенькам (предназначенным для копыт, пуантов и других нечеловеческих конечностей) дабы осознать всю радость жизни.
    Любил я раньше пешком ходить. Сейчас уже возраст-здоровье не те, да и город отучил от пеших прогулок своей целенаправленной человеконенавистнической политикой.

      [Цитировать]

  • Виктор Арведович Ивонин:

    Я ещё студентом был и работал в Ташгипрогоре. В транспортном отделе. Там проектировали трассу метро и дорожную сеть города. Это ещё до землетрясения 1966 года. Там рождался Генплан города над которым работали все проектные институты, причастные к развитию города. Великие люди работали. Были среди них и те, кто ездил за границу и привозил оттуда массу фотографий решения городских и архитектурных проблем. Сегодня мы живём в том городе, который задумывали полвека назад. А задумывали его так, чтобы город постоянно рос и развивался. Это ленинградские архитекторы подсказали. На моих глазах, они, рассматривая будущие проектные решения наших специалистов, в голос рыдали из-за того, что у них в Ленинграде нет такого простора для мысли и действия. Так уж получилось, что Ленинград построен ещё во времена Санкт Петербурга. Полностью и окончательно. А Ленинграду осталось строить только спальные районы. То бишь, стандартное панельное жильё.

    Благодаря горьким слезам ленинградских архитекторов, былые ташкентские архитекторы оставили нам удивительный город. Город-площадку на которой можно проектировать и строить абсолютно всё. В каждом районе зарезервированы пустые места для творений будущих архитекторов. Одна беда. Уж очень хочется кому-то стать архитекторами и застроить город по своему. То районные хокимы отличатся, то председатели махаллинских комитетов. Дай им волю, они и Дубай снесут и перестроят.

    Что в этих условиях делать? Можно ли ублажить жителей города, одновременно, с районными хокимами и председателями махаллинских комитетов? Оказывается можно. Всё давно придумано. Ведь не случайно в Британии практически не финансируются научные исследования. Я как-то спросил почему это происходит. Англичане мне тут же ответили: — «А зачем деньги тратить, если всё равно, всё что нужно немцы придумают». Вот так и здесь. Зачем огород городить, если немцы всё что надо давно придумали.

    Заметьте сначала, что в Германии, кроме Берлина и Гамбурга нет городов миллионников. Всё остальное средние и малые города, да ещё великое множество деревень. Это по карте и энциклопедическим справочникам. А для того, чтобы понять как это происходит нужно ехать в Рейнско-рурский регион Германии. Регион Рейн-Рур (нем. Metropolregion Rhein-Ruhr) — конгломерат городов в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия (Германия). Простираясь от Рурского региона на севере до Кёльна, Дюссельдорфа и Вупперталя на юге, он практически является одной из крупнейших городских агломераций в мире, занимая территорию в 7110 км², на которой проживает около 10,1 млн человек (2007). Северная часть региона представляет собой конурбацию-мегалополис — де-факто практически слившийся единый 5-миллионный город Рурштадт. Это главный промышленный центр всей Европы.

    Я был в этом регионе. Едешь по дороге. Вокруг дома. Доезжаешь до перекрёстка, а на другой стороне улицы обычный указатель с названием другого города и так многие километры, доезжаешь до очередного перекрёстка сначала знак окончания города, а на другой стороне улицы опят новый город. В Баварии тоже есть сросшиеся города. Это Нюрнберг и Фюрт. тоже разделены обычным перекрёстком. Да и в СССР такие города были. Это Донецк и Макеевка — ботаническим садом разделены. Краматорск и Славянск, пока оставили между собой двухкилометровую межу, но со временем, непременно сольются в единую агломерацию.

    Так и с Ташкентом нужно делать. Придать ему статус конурбации-мегаполиса и разделить на самостоятельные города. Пусть себе Юнусабад, Чиланзар, Карасу, Сергели и т.д. станут самостоятельными городами. Пусть их как хотят, так и застраивают. Пусть название Ташкент относится только к старому городу. Это его историческое имя. А всё что на правом берегу Анхора назвать городом Мюльхайм-на-Саларе. Столицу лучше перенести в город Джизак. Там просторнее и автомобильные пробки ещё долго не предвидятся. Вот там и можно будет делать карманы, газоны, чайханы и всё прочее, что в предыдущих комментариях написано.

      [Цитировать]

  • genezone:

    А про лисапеды уже, видимо, забыли…

      [Цитировать]

  • Селена:

    Столько диванных экспертов и критиков здесь
    Собаки лают Ташкент перестраивается

      [Цитировать]

    • татьяна:

      Эти «диванные эксперты и критики» — жители Ташкента и им не безразлично в каких условиях жить!

        [Цитировать]

    • genezone:

      Селена:
      Столько диванных экспертов и критиков здесь
      Собаки лают Ташкент перестраивается

      Точно «уважаемая». Вы ещё недостаточно просветили всех в теме о строительстве Ташкент Сити. Идите, полайте там.

        [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.