Мнение: что даст Узбекистану отмена ограничений по прописке? Разное

Бахтиёр Эргашев о том, какие проблемы в обществе получится исключить, отменив запреты, связанные с пропиской.

В Узбекистане с 1 апреля 2018 года отменяется запрет на приём на работу граждан без временной или постоянной прописки. Данное решение предусмотрено указом Президента Шавката Мирзиёева от 22 января текущего года.

О том, какие проблемы в обществе получится исключить подобным решением, а какие новые теоретически могут возникнуть, рассказывает Бахтиёр Эргашев – заместитель директора по геоэкономике и геокультуре Центральной и Средней Азии Центра традиционных культур.

Как Вы относитесь к этой новости?

На мой взгляд, это, действительно, очень важное и системное решение. Отмена этого запрета носит многоаспектный характер, предусматривающий три ключевых позитивных момента. В чем их суть?

Во-первых, ликвидация запрета на приём на работу граждан без временной или постоянной прописки формирует единый рынок труда в стране. Данная норма создаст систему на рынке труда, где у любого гражданина Республики Узбекистан независимо от места прописки, появится возможность без каких-либо административных ограничений работать в любом регионе страны, в том числе и в столице.

Во-вторых, это, несомненно, станет серьёзным толчком для развития мобильности рабочей силы, активизирует её движение внутри республики, ускорит процессы урбанизации. В рамках проводимой политики индустриализации – это железная необходимость.

И в третьих, отмена запрета на приём на работу лиц без прописки имеет серьёзный антикоррупционный и антикриминальный подтекст.

Все мы знаем, чего стоит приезжим из областей людям получить работу в столице. Особенно если речь идёт о сезонных строительных работах. В строительный сезон, как минимум, несколько сотен тысяч граждан республики проживают в столице и работают нелегально. В таких условиях создалась ситуация, которая стимулирует развитие коррупции, создание различных незаконных систем найма людей для работы. Люди, которые хотели и могли работать честно и прозрачно, хотели открывать трудовые книжки, получать отчисления в пенсионный фонд, иметь какую-либо социальную защиту, были этого лишены.

Поэтому отмена этого запрета – мощный удар по устоявшейся коррупционной и криминальной системе.

Стоит отметить, что масштабное жилищное строительство, которое сейчас развернулось в Ташкенте, требует большого количества рабочих рук. И это очень правильно, если люди будут приезжать в Ташкент, работать по своим специальностям в открытых, честных и прозрачных условиях.

Таким образом, можно ожидать уменьшения трудовой миграции за пределы Узбекистана?

Безусловно, это должно отразиться и на ситуации с миграцией. Есть люди, проживающие в трудоизбыточных регионах. Такие люди обычно десятками и сотнями тысяч человек уезжают за границу на заработки.

Если эти люди смогут без административных препятствий приезжать в Ташкент и получать официально возможность устроиться на работу, то желающих уезжать на заработки, например, в Россию или в Казахстан, станет меньше.

Причём все эти плюсы можно ожидать в ближайшей и средней перспективе. В течение трёх лет в столице должно быть построено порядка 600 многоквартирных домов. То есть существует огромный спрос на рабочие, строительные профессии. В апреле норма вступает в силу, а значит, что к началу сезонных работ люди уже смогут приезжать в Ташкент на заработки без административных ограничений.

Могут ли возникнуть проблемы со внутренней миграцией? Какова вероятность возникновения кризиса в этом направлении?

Известно, что население города Ташкента составляет около 5-6% от всего населения страны. Но при этом вклад Ташкента в ВВП страны составляет около 16-17 %. То есть Ташкент всегда был, есть и будет экономическим центром страны. В Ташкент неизбежно будут приезжать люди из регионов, областей. Просто этот процесс, который сейчас является криминализированным, будет переведён в совершенно другую плоскость.

Не думаю, что сейчас все поголовно ринутся в Ташкент. Поскольку реализуемая программа индустриального развития страны предусматривает создание точек роста и в регионах. К примеру, существующие 7 свободных экономических зон расположены в регионах страны.

Большая часть малых промышленных зон (МПЗ) тоже находится в регионах. Здесь важно отметить, что появление/развитие в регионе точек промышленного роста (прежде всего в малых и средних городах, имеющих промышленно-сырьевой и транспортный потенциал для развития) способствует постепенному появлению и развитию новых пространств экономического роста вокруг таких точек роста. Поэтому думать, что только в Ташкенте можно себя реализовать – неправильно.

Repost_Salary.png

На мой взгляд, очень грамотно продумана стратегия развития транспортной сферы, которая все больше и больше ориентирована на то, чтобы эффективно обеспечивать пространственную связанность регионов между собой. Железные, автомобильные дороги создают возможность обеспечения в регионах транспортной инфраструктуры для экономического развития. Так, например, совсем недавно состоялось открытие электрифицированного железнодорожного участка Карши – Термез. Электрификация этой дороги (протяжённость 325 км) сократит стоимость грузовых перевозок почти на 30%. А это серьезное подспорье для бизнеса, который заинтересован в снижении транспортных издержек.

Есть также программа по увеличению скорости интернета в 2,5 раза, с упором на отдалённые районы. Реализуются программы по улучшению качества мобильной сети, которая должна быть в каждом даже самом отдалённом селе. Все эти вопросы направлены на то, чтобы выравнивать пространственные пропорции, диспропорции между регионами страны.

Идея пространственных пропорций может допускать перенос столицы с целью ускорения развития регионов?

Нет особой необходимости переносить столицу. Есть закон Зипфа, который определяет параметры развития городов в любой стране. Так вот, в Узбекистане в настоящее время, исходя из существующей структуры населения и структуры занятости, должно быть помимо Ташкента, ещё как минимум два города-миллионника. И об этом тоже нужно думать. Мы эти исследования проводили ещё в 2008 году, делали расчёты, по которым получалось, что Самарканд должен стать городом-миллионником. И сегодня он к этому идёт, ежегодно прибавляя по 30-40 тысяч человек к общему населению города. Ещё 10 лет и он станет миллионником.

Второй потенциальный город-миллионник – это вполне возможное формирование агломерации Фергана – Маргилан. По сути, объединение этих двух городов может увеличить перспективы формирования ещё одного города-миллионника.

2106870.jpg

Но есть очень интересная идея, связанная не с переносом столицы, а с переносом штаб-квартир крупных национальных компаний в те города (пусть даже малые или средние), в которых у них сосредоточены основные мощности. Эта тема поднималась ещё в 2011 году. На практике она звучала так: «Например, компания «Узбекнефтегаз» необязательно должна сидеть в Ташкенте, она может перебраться в Карши или в Мубарек; Ассоциации «Узбекистон Ипаги» также не обязательно находиться в Ташкенте, она может расположить свою штаб-квартиру в Маргилане, там, где у них основные мощности».

То есть речь шла о передислокации руководящих органов хозяйственного управления и крупных компаний. Это одна из мер, которая могла бы привести к более равномерному пространственному развитию, ликвидации диспропорций, так как появляются новые возможности для развития этого региона и территорий, прилегающих к этому административному центру. Именно с этого и начинается новое движение, новые импульсы развития.

На самом деле есть все основания полагать, что эта идея в то или иной мере была воспринята. Поскольку недавний перенос в город Тойтепа центра Ташкентской области – яркое тому подтверждение.

Готов ли Узбекистан отразить общемировую тенденцию к урбанизации?

То, что сейчас происходит (текущие события) – показатель того, что процесс урбанизации идёт полным ходом. Увеличивается количество городского населения, возрастает роль городов.

На самом деле, Узбекистан делает крупный индустриальный рывок, в стране идут серьёзные процессы индустриализации, которые, как правило, всегда сопровождаются урбанизацией.

Узбекистан переживает важнейший этап перехода от аграрно-индустриального уклада к индустриально-аграрному, когда роль и объем сельского хозяйства начинают уменьшаться в экономике страны. По прогнозам, к 2030 году доля сельского хозяйства в экономике страны снизится с нынешних 19% до 9-8%. Промышленность составит около 40%, а сфера услуг – более 50%. Сама структура экономики в принципе будет трансформирована, и произойдёт очень важный переход.

И всё же интересно, есть ли отрицательные стороны решения об отмене прописки для приёма на работу?

На самом деле, плюсов так много, что минусы практически незаметны. Тем не менее, к минусам можно все же отнести определённые проблемы на рынке жилья (арендного, прежде всего), увеличение нагрузки на всю городскую инфраструктуру, в том числе инженерно-коммунальную и транспортную. Но как мне кажется, «плюсы» этого решения жестко перевешивают эти «минусы».

Беседовала: Наталья Силкина. Источник.

5 комментариев

  • J_Silver:

    Вообще-то я, например, плюсов вообще не вижу, а минусы просматриваются более чем отчетливо!

      [Цитировать]

  • Гога:

    Ничего хорошего не даст, кроме роста преступности, роста цен и безработицы. наплыв низкоквалифицированной рабочей силы, которые тоже хотят жить не хуже специалистов. Мое мнение.

      [Цитировать]

  • Vadim:

    Проблемы будут но иначе нельзя если вы не хотите оставаться в средневековье и при крепостном праве.

      [Цитировать]

  • Галина:

    А почему,если открыть ворота Ташкента, то «все будет прозрачно»? Строительные организации как набирали раб силу из областей по дешевке, так и и будут набирать. Только сейчас это будет еще дешевле.
    За последние годы пришлось повидать работу этих «спецов», которые строили новую библиотеку и реконструкцию здания для горхокимията. Квалификация, мягко выражаясь, желает быть лучше. Дело не в том, что они не знают по русски, они не понимают вообще что они делают.
    Или у меня дома наше ТСЖ меняло систему отопления. Где они только нашли таких сварщиков! Один шов не могли заварить целый рабочий день!
    Неужели кто то думает, что их официально оформили на работу, и платили нормальные деньги? Конечно нет.
    И что мешает сейчас работать так же? Не с того конца начали бороться за прозрачность.

      [Цитировать]

  • genezone:

    «Например, компания «Узбекнефтегаз» необязательно должна сидеть в Ташкенте, она может перебраться в Карши или в Мубарек»

    Ага, доведите это до сведения руководсвта «Узбекнефтегаз»’а. Посмотрим, как они среагируют, гы-гы… :D

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.