Не звони палачу, или зачем Ташкенту нужны поэты Tашкентцы Фото

Автор Мария Коровина

Не звони палачу или зачем Ташкенту нужны поэты

Кажется ли вам, что поэзия никому не нужна? Чего ради писать стихи? А сами поэты? Им вечно хочется чего- то нового, необычного, страшного, безумного и весёлого. Капризные! Они пронзают себя кинжалом и пытаются дрожащей ощупью найти карандаш, чтобы сделать записи о своих душевных настроениях. Их гордость и бесконечная смелость стали раздражать так, что ташкентцы, занятые исключительно логикой и добродетелью, бросили все свои добрые дела и отправились в театр «Ильхом», где вечером, 19 декабря, поэты устроили очередное небывалое действо.

Не звони палачу или зачем Ташкенту нужны поэты

Это был новый совместный авантюрно — фантастический проект актёров театра «Ильхом» и поэтов Ташкента под названием «Литера». Первое, что следует отметить в спектакле – это импровизация игры, доходящая до наивной непосредственности, но при ясной образности и чётком выполнении технических задач. Вечер начался с экспрессивного штриха – появления из полумрака сцены актёра Алексея Писцова, который бросил в воздух пачку белой бумаги. Писцов сообщил зрителям, что теперь сценария нет, а его руки будто застыли в испуге. Бледность лица актёра стала контрастировать с белизной разбросанных по чёрному полу листов, как бы усиливая драматизм случившегося. Конечно! Знаменитый гроссмейстер и поэт Муртас Кажгалеев тут же улёгся на пол – ведь без сценария никому не известно, что от поэтов ожидать, а тем более от гроссмейстера!

Не звони палачу или зачем Ташкенту нужны поэты

Или легендарный поэт Бах Ахмедов. Весь спектакль пребывал на втором ярусе сцены. Рядом с ним был деревянный ящик из-под яблок. Во время репетиций Бах нашёл этот ящик неизвестно где, сперва сидел на нем и отдыхал, но потом стал ощущать какой- то иной план в своём духовном бытии и некую связь с будто пленившим его, как возлюбленного, ящиком. На спектакле Ахмедов не растерялся, а придумал для ящика место в композиции. Он стал для него письменным столом, за которым Бах успел написать одно из своих самых больших и значительных стихотворений. Прямо во время спектакля! С разрешения Баха я представлю несколько строк из нового произведения здесь:

Немного больно…
Немного колко…
В прицеле всегда твой взгляд!
Зима застыла во мне иголкой
на тысячу лет подряд.

Не звони палачу или зачем Ташкенту нужны поэты

Ох уж эти поэты! А когда они берут в руки гитару, то сила их становится безграничной. Ведь стихи в сопровождении музыки – это уже глубокое постижение психологии человека и его жизни, а не просто глагол, хорошо подлаженный к существительному. Поэтому поэт Фархад Юнусов выигрышно отличался от других поэтов на вечере, у которых гитар в руках не было. Удачно найденный идейно-образный диапазон его произведений, казалось, раскрывал нам все тайны жизни и квантовой физики:

Противостояние человека и чёрных дыр.
Вот что держит под напряжением этот мир!

Не звони палачу или зачем Ташкенту нужны поэты

Но были среди участников и такие поэты, которые не играли на гитаре и не читали стихов. Взамен этого они прятали свои благородные лица от зрителей. Так поступили, например, поэты- прозаики Марат Байзаков и Лакис Филиппидис . Произведениям, которые они написали, дали жизнь в своих устах актёры «Ильхома» Галина Борисова и Ян Добрынин. Во время выступления Борисова даже поцеловала руку поэтессе Белоедовой. Этот её жест был не только близок духу позднесредневековой мистической эротики, но и подходил по смыслу текста, давая путь визуальному раскрытию темы произведения Байзакова.

Здесь я хочу отметить, что поэты, скрывающие лица, создают множество проблем поклонникам своего творчества. Поклонники не имеют возможности подарить любимому поэту шоколадных конфет, колбасы, а при встрече с любимым поэтом не могут бежать за ним с криками: «Я сфотографируюсь с моим кумиром или погибну!». А бег, как и прослушивание стихов, очень полезен и омолаживает организм.

Не звони палачу или зачем Ташкенту нужны поэты

Вернёмся к поэтессе Наталье Белоедовой. Замечательная поэтесса. Она создаёт структуру для высоких идеалов. Она выходит к свету софитов. Монументальные складки её платья, стиснутые пальцы рук, кажется, существуют в земном измерении, в то время как голова и плечи находятся где- то на небе. Она читает:

…мне важно, что в тебе дух
прекрасен не наполовину
весь
это я
наполовину свободная
наполовину нет
наполовину глупая
наполовину знаю
это я плАчу, нахожу, теряю
а затем плачУ
всегда плачУ
не звони, не звони палачу….

Не звони палачу или зачем Ташкенту нужны поэты

И тут гроссмейстер Муртас Кажгалеев делает некий миттельшпиль – вскакивает с пола и максимально воздействуя на Белоедову и на зрителя красным своим свитером и зелёными штанами, кричит глубоко, звучно и трагично :

Она пишет рифмы тонко,
Она сочиняет шёлком.
Я пиво пью быстро и резко,
Жизнь обжигаю пеплом.
Её мир – это бабочки, рыбки.
Она ищет метафоры, строчки.
У меня ночные фонтаны,
Моя осень – пурга и
проблемы.

Не звони палачу или зачем Ташкенту нужны поэты

Как сказала о Муртасе Кажгалееве известная поэтесса Вика Осадченко: «Чтобы у России был великий поэт Пушкин, пришлось выписать из Африки Ганнибала, а чтобы в Узбекистане был великий поэт Кажгалеев – нам пришлось выписать гроссмейстера из Казахстана». 
Именно казахстанский шахматист Муртас смог написать лучшие заметки о ташкентцах, читая которые каждый житель Ташкента сможет узнать себя. Каждый сможет почувствовать, как серая жизнь вокруг становится цветной и ощутить катарсис, дарованный поэтическим искусством Кажгалеева. И вы после этого спрашиваете: «Зачем нужны поэты?» Процитирую отрывок из текста о ташкентцах:

«В Ташкенте сегодня +15 и солнце. Зима.
Климат делает город. Ташкентцы мягкие. И хоть столица, и три миллиона населения, а ощущение, что городок небольшой. Здесь все друг друга знают. Если не лично, то через друзей, знакомых или родственников. В край – через Фэйсбук.
Они ходят на фотовыставки, в театр «Ильхом», ездят в Чимганские горы и знают рок-группу «Крылья Оригами». На выходных тусуются на экскурсиях, пьют пиво в кафешках или отрываются в «Элвисе».
В Ташкенте недавно стали следить за официальным курсом доллара. Здесь всем нужны деньги на текущие расходы, но почти все готовы работать бесплатно. Как сказала одна красавица актриса: «Деньги в могилу не заберёшь, а роли – да!»

Ташкентцы не откажут Вам напрямую – они предложат перенести дело на завтра.
У ташкентцев развита собственная гордость и они не примут сравнение с Самаркандом, Харьковом или Челябинском. Они чтят Москву, Питер и Соединённые Штаты Америки.»

Не звони палачу или зачем Ташкенту нужны поэты

Тем временем Бах Ахмедов, сидя на втором ярусе сверху, у ящика, покрошил на поэтов изорванный в клочки листок бумаги. Видимо, там были новые прекрасные строки, что-то вроде: «мне спать мешают веки…и ужас потолка…все высохшие реки…все прошлые века…». Только гений мог пустить стихи на конфетти! Клочки разлетелись по всей сцене. Праздник!

О Вике Осадченко. Интересно, много ли можно рассказать о большом поэте в несколько строк новостного материала и чтобы всё сказанное было чистой правдой? Ведь большой поэт состоит из многих противоречивых компонентов: из самоуглублённого размышления, экспрессии мимики и жеста. Из орнамента цветов и крыльев за спиной. Из шкуры с головой зверя, накинутой на хрупкие плечи. Из единства романтики и реализма в его символической фазе…из пророческого дара наконец! Когда Вика читает свои стихи, то расхаживает по сцене и жёсткой решительностью жестов будто разгоняет сгустившийся мрак, расчищая зрение зрителей для яркого света.

Если глянуть с небосвода –
на земле и жуть и мрак
У поэта есть работа:
говорить, что всё не так.

Как бы тут ни громоздились
золотые города.
Ни на Марсе, ни в России,
Ни на время, никогда.

Свечка светит, ходят тени,
все кривы и коротки.
У поэта есть сомненья.
У поэта есть стихи…

Не звони палачу или зачем Ташкенту нужны поэты

Далее этюд акварелью: на сцене возникает юный женственно — миловидный ангел. Это самая экзистенциальная актриса «Ильхома» – Анастасия Прядкина. Почему экзистенциальная? Потому что произносить слово «экзистенциальный» выходит у неё легко, странно — загадочно и слово это становится не просто словом, а структурной частью образа актрисы. Снова и снова в алых устах Анастасии лучится и сверкает «экзистенциальный» свет. Это стихи Баха Ахмедова:

… Но однажды встанет у порога
Экзистенциальная тревога.
Тихо скажет: «Здравствуй, это я.
Экзистенциальная… твоя …

Не звони палачу или зачем Ташкенту нужны поэты

Самой сдержанной была актриса Юлия Плакида. Хотя рыжеволосые женщины бесстрашны, любят риск и способны шокировать публику, Плакида ни разу не легла на сцену, не закатила глаза и никто её не целовал. Она будто была священна и сверхчеловечна. 
Не звони палачу или зачем Ташкенту нужны поэты
А прозаик Александр Махнёв? Почему он стал писателем? Вот, что о себе пишет сам Махнёв:
«Вот был бы я красив… Эдак – высок, широк в плечах, строен, ловок и силён. Обладал бы железной волей, непреклонностью, когда надо, уверенностью в собственной неоспоримости. Наметил бы цель в жизни, научился бы говорить «нет» . Воспитал бы в себе напористость, неутомимость, предприимчивость. Стал бы удачлив в бизнесе (с такими данными обязательно бы стал). Имел бы здоровую печень, стопроцентное зрение, крепкую нервную систему и устойчивую психику, не знакомую с депрессиями. Мне бы сроду не пришло в голову сочинять то, что вы теперь читаете.»

Не звони палачу или зачем Ташкенту нужны поэты

Зрители были потрясены и страшно довольны. Некоторые выбегали на сцену, чтобы потрогать настоящих поэтов, снова целовали руки поэтессе Белоедовой, а кто-то даже сказал, что если бы не смог попасть в театр сегодня, то непременно следовало бы умереть. Поэтому актёры и поэты обещали проводить поэтические вчера аккуратно каждый месяц, ведь получилась не просто поэтическая встреча, а настоящий спектакль – триумф дня! И вы после этого спрашиваете: «Зачем нужны поэты?»

Не звони палачу или зачем Ташкенту нужны поэты

Фото АНАТОЛИЙ КИМ, АЛЕКСАНДР РАЕВСКИЙ
Источник.

7 комментариев

  • Валентин Богданов:

    Осадченко сейчас в Ташкенте по сути один единственный поэт. Остальное (без обид)- беспомощная графомания по большей части. Судя даже по приведенным отрывкам. Выходить с таким к публике при живых и здравствующих Янышеве, Афлатуни, Муратханове- как-то странно. Такое можно погонными метрами писать. И пишут. Полинтернета таких «стихов». И вот это еще «понравилось»- «У ташкентцев развита собственная гордость и они не примут сравнение с Самаркандом, Харьковом или Челябинском. Они чтят Москву, Питер и Соединённые Штаты Америки.» Города просто так набрасывали? Навскидку взять Харьков. Замечательный поэт Сергей Жадан- харьковчанин. На десять голов выше по техническому оснащению большинства из участников этого мероприятия. Борис Чичибабин из Харькова был. Из Челябинска- великолепный бард Олег Митяев. «Изгиб гитары желтой….» Поэтов с гитарой такого калибра в Ташкенте вообще никогда не было. Зачем такое говорить вообще? Ради красного словца?

      [Цитировать]

    • Усман:

      Как бы тут ни громоздились
      золотые города.
      Ни на Марсе, ни в России,
      Ни на время, никогда.

      Хм… Скажешь правду, обидятся…

        [Цитировать]

    • Ирина:

      Побольше стихов Баха Ахмедова почитайте… И вообще, как можно судить о таланте по двум-трём строкам???

        [Цитировать]

      • Валентин Богданов:

        Очень легко можно судить. На то он и талант. Или не талант. Вот у Осадченко пусть и наивно и несколько вторично (уж больно тема обширная и оттого опасная для любого, кто заходит на нее- сразу вступаешь в конкуренцию с титанами), но весьма трогательно и пронзительно и сразу понятно, что есть у поэта своя интонация:

        Если глянуть с небосвода –
        на земле и жуть и мрак
        У поэта есть работа:
        говорить, что всё не так.

        А вот это просто беспомощно и плохо:

        Немного больно…
        Немного колко…
        В прицеле всегда твой взгляд!
        Зима застыла во мне иголкой
        на тысячу лет подряд.

        Избитые образы. Пустоватые, не проработанные метафоры как «в прицеле всегда твой взгляд», скучные рифмы. Потому и определение «легендарный поэт» Бах Ахмедов- это вообще за гранью моего понимания. Еще раз скажу. Кроме Осадченко (которая прибавляет и прибавляет, а слежу я за ней уже очень давно с самых первых шагов) ничего, что достойно серьезного внимания там нет. Междусобойчик с плохо написанными пафосными стихами. Даже технически, не говоря уже обо всем остальном. Не надо думать, что стихи- это что-то недостижимое. Освоить стихосложение не так сложно. Но рифмовать, еще не значит быть поэтом.

          [Цитировать]

        • Ирина:

          Так я не поняла: Вы стихи Баха читали? Опять же, приводите строчки из статьи… Вы в курсе вообще, что даже Ваша обожаемая Осадченко преклоняется перед талантом Ахмедова?

            [Цитировать]

          • Валентин Богданов:

            Ирина:
            Так я не поняла: Вы стихи Баха читали? Опять же, приводите строчки из статьи… Вы в курсе вообще, что даже Ваша обожаемая Осадченко преклоняется перед талантом Ахмедова?

            Почитал да. И рецензии некоторые. Его называют «поэт-мыслитель». Меня в таких случаях (когда речь о текстах поэтических)- слова дополнения несколько смущают. Если кратко, то мыслитель, на мой взгляд, он гораздо более мощный, чем поэт. Если кратко. А кого обожает Осадченко мне, прошу прощения, все равно. Я как-то сам в этом деле могу разобраться. И в силу профессиональной подготовки и просто как опытный читатель стихов. В конце концов- это не детский утренник, где надо хлопать только потому, что кто-то что-то написал или прочитал. Отсутсвие критики- вот опасный вакуум, в котором существуют сегодняшние поэты. По большей части. Читают поэзию мало. Увы. А сплошные восторги от небольших групп персональных поклонников, как мне кажется, лишь сбивают поэтов с толку. Но это долгий разговор. Не в формате комментария одного.

              [Цитировать]

  • Светлана:

    Нееееее, это очень грубо, неэстетично и неинтеллигентно:) Не пАйдёть))

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.