Тамара Ханум, история в танце Видео Искусство История

Tashkent Retrospective:
Впервые оказавшись на сцене в двенадцатилетнем возрасте, она уже не покинет ее до конца своей жизни, а ее имя останется навсегда в числе зачинателей танцевальной традиции Узбекистана и займет достойное место среди знаменитых армянок всех времен.

В 1922 г. она впервые поехала с гастролями по Узбекистану, а в 1924 г. состоялся ее дебют на театральных подмостках Коканда, где с успехом шла постановка по поэме А. Навои «Фархад и Ширин», в которой (примечательная деталь) Тамара предстала в главной драматической роли армянской княжны. В том же году она поступает на хореографическое отделение Московского театрального техникума. В первом же концерте организаторы не знали, как величать юную танцовщицу. Один из администраторов, услышав, как за кулисами к ней обращались с почтительным «ханум», вывел на афише «Концерт с участием Тамары Ханум». Тогда, наблюдая за ее выступлением, Луначарский назвал молодую артистку «первой восточной ласточкой».

Трудно сказать, когда она стала по-настоящему легендарной. Когда была первой и единственной женщиной в этнографическом ансамбле, приглашенном в 1925 г. в Париж для выступления на Всемирной выставке декоративных искусств, или когда Айседора Дункан пришла к ней за кулисы и, не веря своим глазам, попросила пересчитать ее шейные позвонки и ощупать кисти рук, так как была убеждена, что танцовщица с нормальным телосложением не способна исполнять столь фантастически гибкие движения, или когда в 1935 г. в Лондоне ее наградили золотой медалью Первого Международного фестиваля народного танца. Или когда в течение 45 дней она трудилась на сооружении Большого Ферганского канала, одновременно давая концерты для его строителей, или позднее, накануне и в годы войны, когда она дала тысячи концертов, исполняя для солдат песни Испании, узбекские и армянские танцы; в одном только 1943 г. она почти 11 месяцев оставалась в составе фронтовой бригады, давая шефские концерты на передовой и перед ранеными. Получила воинское звание капитана и была награждена медалью «За оборону Кавказа». Или когда переводила личные средства для поддержки конкретного боевого воинского подразделения, в т.ч. на счет танкового завода. Боевая машина с номерным знаком 77 и с ее именем на броне воевала на фронтах Великой Отечественной. Или когда выступала перед пионерами освоения казахстанской целины, строителями Братской ГЭС и железной дороги Чарджоу-Кунград. Одно очевидно: редко кто обладал столь безграничной популярностью и удостаивался такой же славы на всем евразийском культурном пространстве.

В СЕРЕДИНЕ 1930-х У НЕЕ РОДИЛАСЬ ИДЕЯ ПРОГРАММЫ «ПЕСНИ И ТАНЦЫ НАРОДОВ МИРА». Обратившись к неведомому доселе амплуа, она изучает хореографию и песенную традицию народов братских республик и отдельных стран мира, основательно постигает быт, обычаи, этнические привычки людей, своеобразие их говора — словом все, что помогает понять душу каждого народа. Программу, в которую вошли более 300 песен и танцев народов СССР и десятков стран со всех континентов мира, она исполняла в стране и за рубежом на более чем 80 языках. С этой программой, явившейся синтезом разного рода фольклора на основе драматически насыщенного сюжета и ставшей венцом ее творческого пути, Тамара станет родоначальницей совершенно нового, единого песенно-танцевального жанра.

Ее способность к перевоплощению, смене жестов, походки, выражения лица была поразительной. Газета «Известия» напишет о ней: «Армянка по происхождению, она неотделима от узбекского национального искусства и раскрыла красоту песенно-танцевального творчества народов мира. По ее искусству люди учились понимать и ценить красоту и своеобразие разных культур. Ее дерзновенный полет души можно объяснить ее же словами: «Жить — значит петь». Она никогда не забывала своих армянских карабахских корней, и в 1989 г. по ее инициативе и при поддержке властей после десятилетий полного забытья была восстановлена в законодательном статусе деятельность республиканской армянской общины, а тысячи армян в разных поколениях в благодатной среде многонационального Узбекистана получили шанс сохранять и развивать свою национальную идентичность. Немыслимое в условиях главенства советской интернациональной политики явление.

В стенах дома, ставшего в 1994 г. мемориальным Домом-музеем великой артистки, она принимала дорогих своему сердцу гостей, посещавших Ташкент: Арама Хачатуряна, Святослава Рихтера, Галину Уланову, Дмитрия Шостаковича, Аркадия Райкина. Майя Плисецкая напишет в своем посвящении: «Тамара — путеводная звезда Востока», а писатель Мирзо Турсун-заде скажет: «Тамара Ханум — невеста народов. В нее влюбляются все, чьи танцы и песни составляют ее репертуар». «Мы очень любим вас. И наша любовь рождена теми индийскими танцами, которые были открыты и исполнены вами в Индии» — слова, начертанные на памятном фото с актером и режиссером Раджем Капуром. «Если бы волны восторгов, аплодисментов, которые сопровождают выступления Ханум, могли бы одновременно зазвучать, они поспорили бы с морским прибоем. Спасибо ей за цветущее искусство, за улыбку и в жизни, и на сцене, за то, что она остается верной главному — Искусству», — так отозвался о ней народный артист СССР Иван Козловский.

ПОРТРЕТЫ ВЫДАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТЕЙ С ВОСТОРЖЕННЫМИ ДАРСТВЕННЫМИ словами-посвящениями, публикации прессы, грамоты, этнографические материалы, музыкальные инструменты, памятные знаки и призы за участие в фестивалях и конкурсах, портреты артистки в ее знаменитых образах кисти знаменитых художников логично сочетаются здесь с письмами от ее последовательниц — всех тех, с кем она щедро делилась своим многогранным мастерством и опытом, кому щедро дарила свою нерастраченную любовь к народному искусству и дала путевку в творческую жизнь. В экспозиции галереи представлено 26 уникальных сценических национальных костюмов разных народов мира. Один красочнее другого, и среди них ее знаменитый капитанский мундир. Костюмы, подаренные лидерами государств, Мао Цзэдуном, маршалом Югославии Тито, Джавахарлалом Неру, Анваром Садатом, восторгавшимися ее искусством. Сколько их было всего, нарядов и памятных подарков от вождей великой царице сцены Тамаре, в точности не скажет никто.

Источник текста: golosarmenii.am

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.