Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл: «Есть система ценностей, которую разделяют и православные, и мусульмане» Разное Фото

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл: «Есть система ценностей, которую разделяют и православные, и мусульмане»1 октября в столичном дворце «Туркистон» прошел торжественный вечер, посвященный 145-летию деятельности Ташкентской и Узбекистанской епархии в Узбекистане. Мероприятие посетил Патриарх Московский и Всея Руси, находившийся с визитом в Узбекистане 29 сентября — 2 октября.

В ходе вечера было зачитано приветствие Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева участникам мероприятия:

«В трудные исторические периоды мусульмане нашего края проявляли милосердие и доброту, оказывали содействие и помощь православным. Сегодня в Узбекистане православие является самой большой конфессией после ислама. В годы независимости укрепляется межнациональное и межконфессиональное согласие в обществе. Созданы все необходимые условия для полноценной духовной жизни православных верующих»,

говорилось в послании главы Узбекистана.

С большой духовной радостью собравшиеся гости ожидали слова Его Святейшества, обращенного к жителям Узбекистана. Патриарх Московский и Всея Руси в своей речи вспомнил яркие события истории православия в Узбекистане, рассказал о встрече с Президентом Республики, поделился впечатлениями от посещения Самарканда, уделил внимание важности межконфессионального согласия, затронул ряд духовных и нравственных вопросов, вызывающих особую озабоченность Русской православной Церкви.

О ментальности православных людей, живущих в Средней Азии
В первую очередь, хотелось бы отметить положение православной церкви в Узбекистане, которое сильно изменилось с момента моего визита, со времен Советского Союза. Свято-Успенский кафедральный собор теперь не узнать, реставрируются многие храмы. Могу сказать, что нынешнее положение православной церкви может стать примером для некоторых областей внутри Российской Федерации.

Православные люди, которые живут в Средней Азии, в том числе, и в Узбекистане, наделены особой ментальностью. Некоторые приезжают в Россию, и когда встречаешься с этими людьми, отмечаешь их положительные стороны. Уровень потребления алкоголя у православных людей, приехавших из Средней Азии, гораздо ниже, чем средний по России. А это приводит к тому, что вернувшиеся в Россию русские, украинцы, белорусы очень активно принимают участие в различных делах, в том числе, в бизнесе. Становятся успешными. И когда ты смотришь на такого человека, чаще всего понимаешь – он надежный. Я рад, что православная община в Узбекистане является надежной частью узбекского общества. От морального, духовного облика православных зависит то уважение, которое к ним питают братья и сестры мусульмане, ведь межнациональное уважение не появляется просто так.

О нравственных ценностях и их «коррозии»
В глобальном масштабе сегодня общечеловеческие ценности подвергаются «коррозии». И не просто «коррозии», происходящей от инициативы людей – не покидает мысль о том, что кто-то желает, чтобы эти ценности ослабли, и навязываются другие нравственные ориентиры, которые мы, люди традиций, даже ценностями назвать не можем, и именуем их грехом.

Но во многих странах, и это происходит впервые за всю историю человечества, грех поддерживается государством и законом. И когда появляются совершенно выпадающие за рамки традиционной морали способы сожительства, когда эти способы возводятся в ранг брачных отношений и приравниваются к естественному браку, то нравственные чувства большинства людей надрываются. А законы таких стран не просто поддерживают такого рода альтернативный выбор людей, но и приравнивает эти отношения к нормальным отношениям мужчины и женщины.

Тема болезненная, потому что многие православные люди в ряде стран страдают от того, что происходит. Потому что волей-неволей нужно считаться с законом, а это приводит православные общины в состояние все возрастающего напряжения.

Очень сложный вопрос – и проблема семьи. Во многих странах поощряется так называемая ювенальная юстиция, с очень жесткими правилами контроля со стороны власти над внутренними семейными отношениями. Когда по пустяковым причинам вводится извне управление над семьей, когда изымаются дети, когда под надуманным предлогом дети изымаются из семьи и передаются даже не в социальные учреждения, а неведомым приемным родителям, а родителям родным не дают права посетить своих детей. Вот это все вкупе создает средостение между православными, не приемлющими такое положение дел и гражданами, не принадлежащими к православной церкви.

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл: «Есть система ценностей, которую разделяют и православные, и мусульмане»

О единстве и схожести мусульман и православных
Я неоднократно говорил о том, что есть система ценностей, которую разделяют и православные, и мусульмане. Она выражается в схожести взглядов на воспитание детей, на отношение к Родине, к браку, к старшим, к соседу.

Испокон веков было так: православные и мусульмане вместе праздновали свои праздники, обменивались праздничной едой. Это было на самом низком, бытовом уровне, в глубоких деревнях, но именно это и есть самые высокие отношения между людьми.

Невозможно строить религиозную жизнь своей общины, входя в конфликт с теми, кто тебя окружает. Невозможно заниматься просвещением своей собственной общины, не зная традиций и обычаев общины соседствующей. С радостью отмечаю, что в Узбекистане, бережно сохраняются нравственные принципы личной, семейной, общественной жизни. Дай Бог, чтобы никогда никакие внешние обстоятельства не разрушали этого единства людей. Но для того, чтобы так и было, мы все должны работать – и православные, и мусульмане. Поэтому я приветствую развитие различного рода связей и контактов – культурных, образовательных, человеческих.
Основа мирной жизни – это всегда общий нравственный консенсус. Если его нет, никакие законы не смогут людей объединить.

О самаркандцах
Я был приятно удивлен той симпатией, которую внешне выражали простые мусульманские мужчины и женщины в Самарканде, когда я посетил этот город, и гулял по его улицам. Многие махали руками, кланялись, выражали внешне очень дружелюбное отношение. И достаточно было посмотреть на лица людей, чтобы понять, что это – не искусственные и не наигранные чувства, и идут они от сердца. Я думаю, это дорогого стоит.

О встрече с Президентом Узбекистана
Неоднократно я переживал высокое ощущение близости наших народов, в том числе, когда встречался с Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым. Мы имели продолжительную и содержательную беседу. Мне было важно слышать все то, что говорит Президент, я почувствовал его глубокую заинтересованность в динамичном развитии своей страны и поддержании межрелигиозного мира, в уважении к православным людям, в верности своим собственным традициям.

Пожелание узбекистанцам
Дай Бог, чтобы политическая позиция господина президента, реализуемая молодыми, талантливыми политиками, в Узбекистане осуществлялась, чтобы Узбекистан процветал духовно, культурно, экономически, чтобы политическая и социальная система были стабильными, и чтобы люди себя чувствовали уверенно, свободно и спокойно, вне зависимости от их национальности и религиозных убеждений.

Именно в любви к ближнему, в самопожертвовании мы находим путь к Богу и обретаем смысл человеческой жизни,

заключил Предстоятель Русской православной церкви.

Анна Гриценко
Источник.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.