Театр кукол в новом веке Анонс

Напоминаю, что 17 сентября 17 года в 17:00 впервые за 30 лет премьера спектакля для взрослых «Тень» по пьесе Евгения Шварца. Продолжительность спектакля 1 час 40 минут. Билеты ещё есть. Телефоны для справок: 256-73-95

Автор Тамара Санаева.

Театр кукол в новом веке С Республиканского театра кукол начинается открытие искусства почти для каждого из маленьких ташкентцев.

Основанный 25 декабря 1939 года, РТК поначалу располагался в здании Иосифо-Георгиевского собора — первого православного храма в Ташкенте, возведенного в 1868 году рядом с дворцом Великого князя Николая Константиновича. Спустя 40 лет, в 1979 году, для театра построили сказочный кукольный дворец с зубчатыми башенками на проспекте Космонавтов. Новоселье было приурочено к Международному фестивалю театров кукол стран Азии, который почтил участием и знаменитый на весь мир московский кукольник Сергей Образцов.

Сказка начиналась, как только вы подходили к белому зданию с фонтанами, полными морских чудес. На башне у театрального подъезда узбекский Качал Палван с дойрой в руках выбивал звонкую дробь, и под эту музыку вкруг него хороводом проходили всем известные кукольные персонажи. Чудеса продолжались и в холле – в разноцветном майоликовом городе, где можно было заглянуть в двери таинственных замков и почувствовать себя героем любимых книжек. А музейные куклы… Индийские из дерева и кожи, яванские, итальянские и наши, узбекские – у ребятишек просто глаза разбегались!

Театр кукол в новом векеИ сейчас дети, приходя в это здание, попадают в сказку. Правда, не встречает их звуками дойры Качал Палван, да и друзья его — куклы мира — не водят хоровод на башне. Механизм заржавел и вышел из строя. Есть и другие незадачи.

Правительством Узбекистана на 2014 -2015 год был утвержден ряд мер по осуществлению капитального ремонта и укреплению материально-технической базы Республиканского кукольного театра за счет бюджетных средств. Театр должен был перебраться на это время в подходящее для него здание. Но весь текущий сезон РТК продолжал служить своим маленьким зрителям в прежнем здании. Так же переливалась всеми цветами радуги на синем бархате театрального занавеса волшебная птица. И сказки на узбекском и русском языках – прежние и новые – жили в этом волшебном замке, хотя не все в нем сказочно прекрасно. Рассказать о жизни детского кукольного театра, в котором, признаюсь, интересно и взрослым, мы попросили режиссера-постановщика, театроведа и драматурга Динару Юлдашеву.

— Театр кукол – это, по сути своей, настоящий семейный театр, самый первый, самый яркий праздник детской души. Это новые впечатления, знакомство с чудесными куклами — героями добрых сказок. И первые уроки постижения добра и зла. Понятно, какая ответственность лежит на тех удивительных людях, которые создают эти прекрасные сказки, формируя в хрупкой душе ребенка особое отношение к миру, осознание своего «я» и своего места в сложном жизненном пространстве. Людях, умеющих, как говорится, заглянуть ребенку в сердце, словно увидеть будущее и перелистать былое.

Театр кукол в новом векеДа, все еще есть в Ташкенте удивительный сказочный дворец с фонтанами в виде диковинных рыб и обитателей подводного царства, сказочным восточным городком и уютным внутренним двориком, утопающим в пышной зелени и цветах. Эта архитектурная достопримечательность по-прежнему называется Республиканский театр кукол. Здесь все проникнуто любовью к детям, все продумано для их удобства до самых мельчайших подробностей: комфортабельный зал с двухуровневыми креслами для детей и взрослых, уникальный музей, хранящий богатую историю узбекского театра кукол, большие керамические куклы«карнайчи», торжественными фанфарами возвещающие о начале сказочного представления. Мало какой из театров Ташкента может похвастаться специально построенным зданием. И особенно таким сказочным дворцом — с традиционной национальной узорной вязью резьбы по дереву и ганчу, цветной керамикой и медью, радужными витражами и фонтанами! Он поистине является национальной гордостью современного архитектурного зодчества Узбекистана, замечательным подарком ташкентской детворе.

Но прошло время, износились механизмы, которые приводили в движение традиционного узбекского кукольного героя Качал Палвана на фасаде театра. Оживая прямо на глазах удивленной детворы, этот озорник играл на дойре, знакомя публику со своими иностранными собратьями — механическим хороводом кукол мира. Вот она – первая «ложка дегтя в бочке меда» у театрального подъезда… Есть и другие.

Нашему уникальному зданию через несколько лет — сорок. За это время ни разу не было проведено капитального ремонта. Вышли из строя фонтаны и отопительная система главных помещений театра. Безнадежно устарела техническая оснащенность сцены. Нетрудно представить, с какими неудобствами сталкивается при этом коллектив в творческом процессе создания спектаклей. Актеры, укутанные до бровей в холодные зимы, были не в состоянии нормально держать кукол, да и вообще долго оставаться в узком «заширменном» пространстве сцены. В этих экстремальных условиях артисты нередко простывали, буксовал выпуск новых постановок, часто менялся репертуар.

Конечно, мы научились выходить из этих затруднительных ситуаций. Но ведь к нам приводят крошек, начиная с 2-х лет! Задолго готовятся они к этому радостному событию в жизни. Родители стараются принарядить детей — этот ритуал тоже входит в традиции посещения театра. И как же огорчались дети и родители, когда в театре им советовали не снимать верхнюю одежду. Какой же это храм искусств, если в театре холодно?

И еще незадача. Вышла из строя световая аппаратура. Многие ташкентские театры за этот же срок успели дважды сменить светотехнику. В театре кукол без помощи света тоже не создать ни волшебства, ни эффектов, специфических для «черного кабинета» — очень важного, кстати, элемента сказочной атмосферы и одного из главных компонентов театральной сценографии. Стыдно признаться, что в современный компьютерный век мы работали с аппаратурой прошлого столетия. Даже в кабинете главного режиссера отсутствует компьютер, а интернет до настоящего времени — достояние только избранных людей из администрации. Надеемся, ремонт и реконструкция изменят положение к лучшему — решение принято, хотя пока мы не знаем, в каком здании театр продолжит работу в этот период.

Кроме ремонтных, есть и другие проблемы. Один из важнейших аспектов театрального искусства – драматургия, без которой в театре не может быть творческого процесса. Трудно переоценить эстетическое и нравственное воздействие на детей любимых героев популярных сказок, оживших на сцене. В театре и сегодня серьезно относятся к вопросам репертуара. Широкая география пьес позволяет расширить границы познания культуры народов мира, воспитывать зрителей в духе подлинного гуманизма. Но особое внимание все-таки должно уделяться поискам «собственной драматургии» — созданию своего национального репертуара. Ведь в годы независимости, когда заметно выросло самосознание нации, именно этот репертуар пользуется большим успехом у зрителя, завоевывает широкую популярность и пополняет золотой фонд кукольного узбекского искусства.

К сожалению, театр испытывает дефицит национальной пьесы. Мы отдаем себе отчет, что национальная репертуарная афиша рождается в тесном сотрудничестве с местными писателями и драматургами, но не в наших силах заставить их писать без достойного вознаграждения и в должный срок. Считаю нужным привести пример возмутительного факта со стороны Агентства авторских прав, которое, получив отчисления от РТК за 1 полугодие 2011 года, оставило более десятка авторов без процентного гонорара, сославшись на то, что само агентство закрыли. А в настоящее время? Уже два года, как закрылась Гильдия по авторским правам, и в очередной раз обманутые авторы не знают, кто будет защищать их авторские права и вернут ли им гонорар за 2013, 2014, 2015 годы.

Театр кукол в новом векеУверена, найдутся оппоненты, которые могут возразить, что существует немало хороших национальных пьес. Тогда почему они не воплощаются в сценические произведения? Или работники театров специально обходят их стороной? Так ведь не бывает. Стоит появиться достойному произведению драматургии, как оно становится событием жизни многих театров и на десятилетия входит в репертуар. Ошибаются те, кто наивно рассуждает о кажущейся простоте кукольного искусства. Не каждый драматург возьмется писать для такого театра, так как его специфика обязывает видеть персонажей в облике кукол. Автор сценического произведения должен учитывать, что живой актер и актер-кукла имеют разные способы выражения смысла, чувств. И драматург должен создавать условия для перевода слов на язык жестов и пантомимы. Здесь неуместны длинные диалоги, монологи с открытым назиданием и дидактикой, с бедным событийным рядом или отсутствием конфликта. Насколько я знаю, в институте набираются курсы драматургов. Студенты этих курсов просто обязаны, на мой взгляд, тесно связывать учебу с работой театра — какого именно, зависит от их интересов. Надеюсь, руководители «Узбектеатра» поддержат мое предложение провести конкурс на лучшую пьесу для театра кукол. Он может проводиться как для профессиональных драматургов, так и студентов. Нужно только очень захотеть и не пожалеть средств.

Огромную роль в становлении нашего кукольного театра сыграл Ташкентский институт искусств. Именно подготовленные в этом вузе кадры пополнили творческие ряды профессиональных режиссеров и актеров, потребовав от театра новых средств и форм художественного и сценического воплощения. Не отказываясь от традиционной ширмы и «перчаточных» кукол, в театре все чаще стали использовать усложненные кукольные системы — тростевые, штоковые, планшетные, плоскостные и теневые. Постоянно совершенствовали механику и конструкцию кукольной мимики: подвижными глазами, ртом, бровями, ушами, осваивая все пространство сцены и выводя актеров в «живом плане» на передний край.

В первые годы независимости Узбекистана наш театр, как и вся страна, переживал все трудности переходного этапа. В социальной жизни людей происходили процессы брожения, шла «утечка мозгов» за рубеж, были и паника, и неуверенность в завтрашнем дне. Театр один за другим покидали талантливые люди, составлявшие творческое ядро коллектива. Это был очень болезненный для нас период, но коллектив с достоинством прошел это испытание. Да, для любого живого творческого организма характерны периоды взлетов и падений. В последнее десятилетие в театре часто сменялись главные режиссеры и актеры, наблюдалось оскудение репертуара. За это время в должности главного режиссера успели поработать шесть человек, оставив после себя в репертуаре всего два спектакля. Это случалось и по причине «текучки» в актерском составе. И все же в большей степени — по причине режиссерской несостоятельности и отсутствия профессионализма. К сожалению, доказательством тому являются не только бездарные постановки, но и, так как речь идет о главных режиссерах, неграмотное планирование новых постановок, неумение формировать репертуарную политику театра, бережно относиться к наследию прошлого и решать организационные вопросы. Каков результат? Резкое оскудение репертуара на фоне возросшего зрительского спроса на новые постановки.

Безусловно, в наш прагматический век молодежи приходится искать более доходные профессии, нежели актерское поприще. Для нашего региона характерны ранние браки, после которых на плечи молодых ложится серьезная ответственность за содержание своей семьи, и не все могут прибегнуть к родительской помощи, не имея достойных заработков. В театре они невелики. К тому же в присуждении званий Республиканский театр кукол тоже оказался на задворках. За 75 лет театральной деятельности в коллективе никто не удостоился звания народного артиста, а за последнюю четверть века звание заслуженного артиста получили всего 4 человека (1 режиссер и 3 актера), да и то перед выходом на пенсию. Это несправедливо по отношению к детскому театру. Замечу, что РТК одним из первых театров Узбекистана начал выезжать за рубеж, пропагандируя узбекское кукольное искусство во многих странах и на разных континентах. Не каждый кукольный театр мира может похвастаться признанием и высокой оценкой на Международном форуме театров кукол, где РТК был удостоен «Награды Качества» за эстетическое и нравственное воспитание подрастающих поколений (Мексика, 1999).

Театр кукол в новом векеЕще один из аспектов деятельности театров для детей на современном этапе – это новоявленные частные театры, прозываемые в народе «леваками», на волне которых много грязной пены. Они, как « черная кошка», перебегают дорогу государственным детским театрам. Эта категория сценической самодеятельности возникла на коммерческой основе, а не из желания заниматься настоящим искусством. Естественно, низкопробные театральные опыты легче всего осуществлять на детях. Они ведь, по глубокому убеждению любителей «длинного рубля», всеядны. И самое главное, не смогут противостоять подобным театральным опусам. Здесь бессилен государственный детский театр. Он с «леваками» находится в разных коммерческих категориях. «Леваки» могут «отстегнуть» организаторам просмотра и 50 процентов своего заработка, тогда как государственные театры — не больше 20. В некоторых детских садах и школах готовы проглотить любую театральную «дешевку», лишь бы пополнить свой карман. Были случаи, когда прикрываясь афишами РТК, предприимчивые воспитатели показывали детям собственную самодеятельность. Понятно, запрещать такого рода «театры» — не выход из положения, так можно вместе с водой выплеснуть и ребенка. Было предложение упорядочить и лицензировать их гастрольную деятельность по детским учреждениям, ввести контроль над репертуаром. Но, как оказалось, лицензирование – это тоже не выход, а лишь еще одна лазейка для обогащения некоторых недобросовестных «разрешительных структур». По-моему, здесь необходим независимый экспертный совет или худсовет, в состав которого войдут профессиональные критики и обязательно — представители театра. Этот процесс очень неоднозначный, сложный и запутанный. Он ждет своего социологического анализа и серьезного осмысления.

Мы отдаем себе отчет в том, что на фоне областных театров РТК является самым благополучным. Но из типичных проблем можно выделить и более специфичные. К примеру, становление взрослого репертуара, что, скорее всего, характерно для РТК. Может, я ошибаюсь, но, думаю, что этот этап должен быть новым витком в развитии искусства театра кукол как возвращение к истокам народных кукольных представлений, обращенных, в первую очередь, к взрослой аудитории. Этому древнейшему виду театра — одному из наиболее сложных сценических искусств — «все возрасты покорны». Кукольный персонаж выражает свои мысли и чувства пластически, этот немногословный герой очень выразителен в своих действиях и микродействиях. Искусство кукол синтезирует собой нечто среднее между драматическим театром, балетом и пантомимой. Видимо, поэтому этот театр смело вторгается на смежные территории — оперу, балет, мюзикл, оперетту — и добивается немалых успехов на экспериментальном поприще.

Невольно начинаешь понимать, какая колоссальная энергия у куклы, какие сильные эмоции она может вызвать, какое эстетическое наслаждение можно получить при выражении куклой бури человеческих чувств и страстей! И как бы мы ни делили мир на взрослых и детей, нет необходимости искусственно отделять детский театр от взрослого, заранее обрекая его на сиротство. Тем более смешивать ТЮЗы с театрами кукол по признаку детского зрителя. Ведь ТЮЗ – это тот же драматический театр, а театр кукол – это отдельный вид театрального искусства, как балет и опера. Главным критерием театра был и остается критерий художественности искусства. Почему, например, проблема «регламентированности» не стоит так остро в других видах искусства для детей? Существует музыка для детей, но она не ограничивает возможностей ни создателей, ни слушателей. А изобразительное искусство? Здесь тоже отсутствует нечто сугубо детское. Художник не обременен детской тематикой, и детскому зрителю доступна вся мировая художественная культура. То же относительно международных фестивалей кукольных театров, участие в которых пошло бы на пользу всем. Я надеюсь, что в перспективе эти проблемы затронут не только наш театр, а все театры кукол Узбекистана, придавая им более высокий статус и возможность завоевать взрослую аудиторию.

Театр кукол в новом векеХочу также обратить внимание на театральную критику. Критиков, специализирующихся в области драматического театра, приветствую также в жюри или в экспертных комиссиях. У них не «замылен» глаз, и они прекрасно анализируют спектакли с позиций искусства театра, но вне его видовой специфики. Но нам крайне необходимы аналитики театра кукол, профессионализм которых должен соответствовать профилю театра, представившего свою работу на критический суд. Хочу привести пример. Как-то на сдачу спектакля, решенного в традициях балаганного театра, чтобы познакомить детей с видами площадных представлений в Англии, Италии, России и Узбекистане, показав родство и разнообразие культур в этом древнейшем виде театра, были приглашены именитые театральные критики. Надо отдать им должное — благожелательность и профессионализм их суждений были выше похвал. Но случались и несправедливые оценки, когда критике подвергалась суть и «соль» балаганного традиционного театра, которые остаются неизменными в течение трех веков! Вмешательство в сущность народного юмора может нивелировать это искусство, пагубно отразиться на нем.
Очень остро стоит в театре и вопрос организации зрителя, план заполняемости зала и, как уже говорилось выше, проблемы нездоровой конкуренции и малой художественности сценических частных коллективов. Необходим, к тому же, социологический анализ зрительских приоритетов, возрастного ценза, знание детской психологии. Ведь сегодняшние ребятишки заметно отличаются от вчерашней детворы. Воспитанные с иными критериями материального и духовного благополучия, они невольно стали пленниками информационного бума, и так опутаны «всемирной паутиной», что по-настоящему заинтересовать, увлечь и потрясти их становится все труднее.

И все же, хочется верить, что родители, ведущие за руку своих доверчивых малышей по улице Космонавтов в наш сказочный храм, приведут их на встречу с настоящим искусством. И параллельно с ремонтом театрального здания в нем будут решаться и другие, давно требующие внимания задачи.

Беседовала Тамара САНАЕВА.
На фото: режиссер Динара Юлдашева с героями своих постановок.

Источник.

1 комментарий

  • Пулат:

    Ну, хоть словечко, про автора проекта … хотя бы предисторию этого объекта… с чего это начиналось, какой институт проектный был привлечен для проектирования, сколько работали над этим проектом, какой состав авторского коллектива приложил руку, к этому объекту. Наверняка при открытии этого объекта, Центральное телевидение Узбекистана тоже участвовало при торжественном открытии этогоТеатра, да еще и С. Образцов , оказывается участвовал при этом. Если кто то участвовал при этом празднике , может поделится своими воспоминаниями….если это не тайна за семью печатями, может подскажите, где все это можно посмотреть… всё таки это история…40 лет !!!!

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.