Шоу-аферист ХIХ-го века История Старые фото

Автор Ефрем Рябов
Шоу-аферист ХIХ-го века
На рубеже XIX-го и ХХ-го веков в Ташкенте побывал с гастролями известный в свое время шоумен авантюрного склада Альберт Лориц. 25.12.1899 г. газета «Туркестанские ведомости» оповещала о краткосрочных гастролях мага. Популярный ташкентский вестник невинно обманывал читателей: «только два сеанса». Беспроигрышный рекламный трюк, тут же было написано, что сеансов было три: в зале военного собрания, позднее это здание было известно всем ташкентцам как ОДО (окружной дом офицеров), и еще два представления были даны в зимнем городском театре.

Все это происходило в канун нового 1900-го года. Это был последний год XIX-го века, а не первый год нового ХХ-го столетия, но экзальтированную часть публики интриговала красивая цифра. В обществе царило нервное возбуждение, психологи называли это явление массовым психозом. Искали внеземные подтверждения грядущим изменениям: хвостатые кометы, затмения; верили астрологам, гипнотизерам, экстрасенсам, магам и проходимцам, в том числе.

Аналогичное явление было замечено психологами через сто лет в канун 2000-го года. Хотя это всего-навсего круглая дата, и не начало ХХI-века, а завершающий год ХХ-го столетия. Как видим, гастролирующий гипнотизер очень продумано выбрал дату для своих выступлений.

По амплуа шоумен со звучным именем Альберт Лориц был ближе к цирковым жанрам, на самом деле это цирковой артист-фокусник; факир и фокусник-менталист, — как тогда определяли, — трюки которого построены на визуальном обмане, но себя он предпочитал манифестировать как ученого, приписывая себе звание доктора хирургии, окончившего Калькуттский университет в Индии.

Летописцы отечественного престидижитаторства писали, что в «своих выступлениях Альберт Лориц демонстрировал неуязвимость, включая хождение по лестнице из сабель, псевдогипноз, обезболивание (наркотизацию), каталепсию людей и животных, а также телепатические эффекты, основанные на принципе «мускульного чтения» (идеомоторика).

Многие номера носили вызывающе неэстетичный характер: зашивание рта, порезы и проколы тела, приколачивание ладоней гвоздями. Для гипноза и наиболее жестоких трюков «калькутский хирург» вместо добровольцев из публики использовал своих помощников, чем вызывал ропот зрителей и критику местной прессы. Достоверно известно о трех ассистентах, один из которых носил имя (псевдоним) Л. Неметти».

К сожалению, ташкентская публика и пресса, что называется, «повелась» на рекламу афериста. Криминальная слава шла по пятам за «индийским доктором медицины». «Устный телеграф» упорно акцентировал внимание заинтересовавшихся на том, что Альберт Лориц уже был осужден севастопольским судом на семь дней тюремного заключения и что на самом деле хирург-авантюрист является казаком Александром Норицей из Полтавской губернии.

Факир-аферист был прекрасно осведомлен о недостатках правоохранительной системы огромной страны. Наведение справок о проходимце занимало у полиции изрядное количество времени. Дело происходило до задействования телеграфа и телефона в криминальной службе. И Альберт Лориц этим профессионально пользовался.

Он делал своего рода рекламно-гастрольный налет на какой-нибудь охочий до сенсаций город, объявлял об одном или двух выступлениях, собирал аншлаг, шокировал публику своими изуверствами и быстренько, на жаргоне выражаясь, «сматывал удочки» до получения полицией информации о его предыдущих похождениях. Уже после отъезда афериста с деньгами правоохранители по почте получали сообщения, что «дело нечисто». Но было поздно: проходимец перемещался в другой город.

Так было с Альбертом Лорицей в Феодосии 26.06.1899 г., о чем сообщала газета «Крымский курьер»: «26 июня в летнем театре городского сада Феодосии дал единственный сеанс некий Альберт Лориц, именующий себя доктором хирургии, окончившим Калькуттский университет в Индии. В ходе сеанса он режет и колет выведенного на сцену и находящегося под воздействием гипноза субъекта, а так же проделывает другие манипуляции, производящие чрезвычайно тяжелое впечатление на публику. Уже после отъезда гастролера из города выяснилось, что Альберт Лориц является на самом деле казаком Полтавской губернии Александром Норицей, который за свои махинации уже был осужден в 1896 г. севастопольским судом на 7 дней тюремного заключения.»

Отмечены попытки факира ввести в заблуждение ученых и медиков. Журнал «Природа» в 1987 г. (№ 6, с. 86) опубликовал доклад биолога, психиатра и психотерапевта П.П.Подъяпольского (1862 – 1930) «Об отгадывании мыслей», прочитанный в Обществе невропатологов и психиатров при Саратовском университете 9.12.1918 г, где упоминался маг Антон Лорица, выступавший в 1901 г. в Саратове. Ученый сомневался в правильности приведенного имени, поскольку сеанс состоялся за 17 лет до написания доклада. Почти наверняка это был Альберт Лориц. Дальнейшая судьба циркового артиста неизвестна. По отдаленному сходству псевдонимов историки цирка предполагали, что после революции 1917 г. он выступал как гипнотизер, фокусник и чревовещатель Де-Лори.

Некоторые категории публики были без ума от эпатажных выступлений магов и чародеев. Классически изобразил подобных цирковых аферистов режиссер В.Бортко в сериале «Собачье сердце» по мотивам одноименной повести М.Булгакова. Стоит вспомнить эпизод посещения цирка Шариковым и доктором Борменталем. В повести этой сцены нет. Но придумана она В.Бортко очень удачно. В сериале мы видим прорицательницу «мадмуазель Жанну из Парижа и Сицилии». Это еще одно звучное имя из цирковой моды тех лет типа «Альберта Лорицы». Но номером управляет ассистент, появляющийся в индийской чалме и ссылающийся на учение индийских йогов. Чем не пародия на реального Альберта Лорицу, облапошившего ташкентцев на рубеже XIX-го и XX-го веков?

Источник.

1 комментарий

  • ЛеНиН:

    1826 год. «…Ах, обмануть меня не трудно!..
    Я сам обманываться рад!»
    Даже после этих слов Александр Сергеевич
    не нашел отклика в душе у Осиповой
    .
    По определению АВАНТЮРА = Рискованное и сомнительное дело,
    предпринятое в расчёте на случайный успех.
    В истории есть категория людей сомнительной (подчас скандальной!), репутации,
    оставившую заметный след в событиях той или иной эпохи.
    Как правило, они много путешествовали, активно занимались политикой,
    подозревались в шпионаже и имели неустановленные источники доходов
    /Мата Хари. Дочь голландского лавочника, выдавала себя
    за дочерь индийской княжны. Расстреляна за шпионаж./
    Или были самозванцами. Или же просто приписывали себе
    аристократическое или экзотическое происхождение.
    Мозг — штука гибкая и коварная.
    « Господи, как скучно мы живем! В нас пропадает дух авантюризма!
    Мы перестали лазить в окна к любимым женщинам… »
    «Ирония судьбы, или С легким паром! »
    * K фразе o прорицательницe «мадмуазель Жанну из Парижа и Сицилии».
    Сейчас Испания кипит от новости: Пилар Абель Мартинес,
    по профессии гадалка (?!!),
    /Пилар Абель не просто считает себя прорицательницей,
    но и зарабатывает этим на жизнь.
    В течение нескольких лет она вела на местном телевидении программу,
    в которой по картам Таро предсказывала будущее звонившим./
    затеяла громкий скандал —
    уверяет, будто она внебрачная дочь Сальвадора Дали…
    Сама аферистка тем временем уже заказала новую табличку
    с фамилией на входную дверь дома. Ничего вычурного.
    Скромная такая надпись: «Пилар Абель Дали»
    .
    P.S.Телефильм «Формула любви» — 1984 г.
    «— О Калиостро. Известный чародей и магистр тайных сил.
    Нынче в Петербурге шуму много наделал.
    Газеты пишут — камни драгоценные растил, будущность предсказывал.
    А ещё говорят, фрейлине Головиной из медальона вывел образ покойного мужа,
    да так, что она его осязала и теперь вроде как на сносях.»
    .
    На фото > С. Дали, Постоянство памяти, 1931

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.