«Строить нужно не дороги, а улицы» — Ян Гейл Разное Фото

Один из центральных проспектов Ташкента.

Фото: Шухрат Латипов / «Газета.uz»

 Команда датского архитектора Яна Гейла, выступающего за строительство «городов для людей», подготовит рекомендации по улучшению планирования Ташкента.

Ташкент — прекрасный город, но он может стать лучше, если направить усилия на создание удобств для людей, а не автомобилей. Такое мнение в интервью «Газете.uz» по итогам своего визита в Узбекистан высказал датский архитектор Ян Гейл.

«Многие города в мире пережили этап, когда все удобства создавались для автомобилей, делалось все для популяризации личного транспорта. Однако сейчас наблюдается обратная тенденция. Пик пользования личными автомобилями в мире был пройден семь лет назад — в 2009 году», — отметил мировой эксперт по вопросам качества городской среды и проектирования общественных пространств.

«Строительство городов, идеальных для автомобилей, уже не модно, эта идея устарела. Новый лозунг городов: „Livability, not mobility of cars“ („Пригодность для жизни, а не создание условий для передвижения автомобилей“ — ред.)», — подчеркнул Ян Гейл.

Он повторил сказанное на семинаре для архитекторов в столице: «В Ташкенте слишком много асфальта. Ваш город очень дружелюбен к автомобилям. А когда город дружелюбен к автомобилям, их становится только больше. Представьте ситуацию через 10 лет: это бесконечные пробки, воздух, которым невозможно дышать, вспомните Пекин».

Ян Гейл. Фото: Шухрат Латипов / «Газета.uz».

Ташкент должен стать более дружелюбным по отношению к людям, утверждает Ян Гейл. Городу нужна новая политика планирования, цель которой — улучшить качество жизни людей. «Каким мы хотим видеть Ташкент в будущем? Нужен ли нам очередной Лос-Анджелес или Мумбаи? Или мы хотим достичь уровня Копенгагена, Мельбурна, Сиднея, Окленда, Вены, которые лидируют в рейтинге городов, удобных для людей? Это города, в которых акцент с автомобилей был смещен в сторону создания условий для пеших прогулок и развития общественного транспорта».

«У Ташкента есть все возможности, чтобы стать городом, ориентированным на жителей, где автомобили служат нуждам людей, а не подчиняют себе людей. Главная задача — сделать счастливыми людей, а не машины», — считает Ян Гейл.

Самое важное, по его мнению, — это наличие политической воли к изменениям. «То, что хокимият Ташкента пригласил нас, — знак того, что власти заинтересованы и намерены строить город для людей», — сказал он.

«Я имел честь быть приглашенным консультантом в Нью-Йорке, Лондоне, Москве. Приятно видеть радикальные перемены в этих городах. С недавних пор мы работаем в Алматы, где также внедряются наши идеи», — рассказал архитектор.

Яна Гейла приятно удивил Самарканд, где много тенистых улиц и есть пешеходные зоны. Однако и здесь «вместо улиц строятся дороги». Город можно сделать более удобным, если сузить дороги, убрать разделительные заборы посередине, снизить скорость автомобилей, облегчить людям переход улиц, посадить больше деревьев.

«Очень важно, чтобы люди имели возможность безопасного передвижения из одной части города в другую, перехода с одной стороны улицы на другую. Это способствует торговле и повышает качество города, делая его более комфортным. Именно поэтому нужно строить не дороги, а улицы», — считает Ян Гейл.

Проспект Мирзо Улугбека в столице.

«Большинство дорог в Ташкенте сегодня выглядят как автомагистрали, и главной задачей должно быть приведение их к масштабу города, к масштабу людей», — отметил он.

Как стало известно «Газете.uz», хоким Ташкента Рахмонбек Усманов и Ян Гейл договорились, что команда архитектора подготовит рекомендации по улучшению генерального плана столицы в направлениях совершенствования транспортной инфраструктуры, реконструкции улиц и тротуаров, создания рекреационных зон вдоль рек и каналов, организации зеленых зон и парков и других.

Ожидается, что по приглашению хокима и при поддержке компании SFI Management Ян Гейл вновь посетит Ташкент, чтобы представить свое видение «города для людей».

 

2 комментария

  • Куврук:

    Консультант высказывает правильные мысли, но без всякой связи с земной почвой, с реальностью. Это набор неких абстракций, утопий. Как можно применить эти благородные идеи одинаково для всех городов, особенно, мегаполисов. Стартовые условия для таких проектов совершенно разные: история формирования городской среды, ландшафты, климат, степень экономического развития, традиции городской жизни, ментальность, наконец, финансовые ресурсы. Идеи, предлагаемые консультантом, хороши (и то условно) для высокоразвитых стран и относительно новых городов, мало зависимых от больших пригородов. Часто таких урбанизированных пригородов, как в той же Вене или Копенгагене, просто не существует. Консультант предлагает строить не дороги, а улицы. Если пойти дальше, дав исходной идее еще больший размах и полет воображения, что надо строить не улицы, а города. Несколько рациональных мыслей не могут скрыть общей утопии всего подхода. На чем, кстати, перемещается консультант по Ташкенту: на метро, велосипеде, в фаэтоне. Будет большой конфуз, если на автомобиле.

      [Цитировать]

  • Галина:

    Если бы консультант прибыл в Ташкент лет 50 назад, когда все утопало в зелени, деревья росли вдоль каждой улицы в несколько рядов, он бы так не высказывался бы. Да что там 50 лет, взять хотя бы последние лет 25, всякий может вспомнить, сколько деревьев срублено и подстрижено.
    Кажется, было благое начинанение- сажать деревья. Но ведь плетью обуха не перешибешь: одни люди сажают деревья, а потом другие люди приезжают и бензопилой спиливают уже подросшие хорошие деревья. Ну, и кто кого?
    Много частных машин? Расширяют улицы, уничтожили троллейбусы, трамваи, они-де мешают проезду машин. Да кто бы сомневался. Просто кому то выгоден автопром. И никакой приезжий консультант ничего не изменит.
    Все все понимают, но… собака лает, караван идет.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.