Хамза-Хакимзода Ниёзий — родитель, прародитель узбекского профессионального театра Искусство История Фото
Камариддин Артуа:
ИМЕНА.Чти отца своего! Наше родное самое патриархальное (не значит плохое!) твердит с утра до вечера, что надо почитать взрослых, чтить своих родителей. Но почему-то эти назидания все воспринимают как «дежурные» тексты адресованные только подросткам и к «нехорошим» келинкам… На самом деле получается говорим, но не делаем… Наверное, мало кто помнит, что Хамза-Хакимзода Ниёзий — родитель, прародитель узбекского профессионального театра… Учитель (Устоз — отангдандан хам улуг!) и коллега почти всех нами любимых деятелей театра!
Кто и как чтит память своего отца, учителя, коллеги???!!! Не просто не чтут, а делают всё, чтобы изъять это имя из культурной памяти?! Почему?! Никто ничего не знает, Ответов нет. Да и закона, возможно такого принято не было?! Но раньше это называлось: «по телефонному праву» или же указывали указательным пальцем «на верх»! Но это на самом деле «акция» очень не дальновидная, неумная… Королевы в Англии меняются, но не возможно представить себе, что имя Шекспира может быть запрещено?! Или имя Мольера во Франции?! Я почти уверен, что узбекский театр в упадке, потому что на нём печать вины: он трижды предавал имя своего отца ((((
После обретения Узбекистаном независимости в 1991 году значение деятельности Хамзы, как советского пропагандиста, было пересмотрено. Следствием стало переименование ряда объектов в стране, названных в советское время именем Хамзы. Были переименованы: улица Хамзы в столице (1990, ныне Заркайнар), Узбекский государственный академический драмтеатр в Ташкенте (2001, ныне Узбекский национальный академический драматический театр), город Хамза (2012, ныне Тинчлик), Хамзинский район Ташкента (2014, ныне Яшнабадский), станция ташкентского метро Хамза (2015, ныне Новза) и др.
Это всё так несправедливо! Тем более, что Хамзу уже предавали. Как случилось, что в конце жизни этот бесконечно театральный человек оказался вне театра? С его радикальными взглядами, устремлёнными в будущее, на должности учителя в самой ортодоксальной точке Узбекистана? Его просто вытолкали из современного ему Театра!!! И спровадили «на убой». Его пьесы собирали по вариантам театров, где они шли, а иногда по переписанным ролям!
Лидия Козлова[Цитировать]
О, как вы справедливо написали! Именно, что предавали, изгоняли и спровадили на убой! Именно! Это так очевидно!
Ради документальной достоверности следует отметить, что собственно революционные мотивы появились в творчестве поэта Хамзы не до, а после свершившейся революции.
Да, он был активным и талантливым пропагандистом, однако до 1917 года его жизнь протекала не столько в плоскости политической борьбы и революционной пропаганды, сколько в области народного просвещения, попытках создать народный театр и созидать народную культуру. И на это он также двинул все свои силы, когда утверждал в Туркестане Советскую власть. Просто ему, видимо, казалось, что новая власть даёт подлинный шанс для такого духовного возрождения и развития.
Однако, оставаясь свободным человеком, Хамза в 1929 году погиб не столько от рук, как это принято писать, «религиозных фанатиков», сколько от незримо возникшего ещё примерно в 1924-1925 годах внутреннего конфликта с Советской властью. В Шахимардан его просто отправили на верную гибель. Активность и непримиримость Хамзы был смертельно опасна в таком центре ортодоксального ислама, как Шахимардан.
Вот только не могу понять, Хамза — известная фигура (пусть и неугодная почти любому режиму), так почему же никогда и нигде не встречаются сведения о его второй жене и маленьком сыне, которые были с ним в этом страшном Шахимардане, видели его гибель… Или они тоже были сразу убиты? Или остались в живых, но бежали и скрылись? Поразительно, что ни один из четырёх-пяти прочитанных мною биографов поэта никогда не упоминает об этой немаловажной посмертной линий его жизни? Так уцелел ли этот младший сын Хамзы? Столько исторических и художественно-правдоподобных подробностей дают эти тексты, но ни один не упоминает о ближних поэта, которые после его смерти тоже были на грани гибели…
Надежда Думина[Цитировать]
А где расположен памятник, на фоне которого сфотографировался автор материала?
Надежда Думина[Цитировать]
В советское время я смотрела фильм про Хамзу , покапзывали его жену и говорили , что сын погиб в первые годы войны , где , что неизвестно
Дилдор[Цитировать]
Простите, Дилдор, что я не сразу откликнулась на ваше сообщение. Но, пожалуйста, уточните: о каком фильме речь? Это, наверное, документальное кино было? Если — да, то не могли бы вы вспомнить его название, режиссёра и год выхода. Я занимаюсь киноведением, мне это очень важно!
Надежда Думина[Цитировать]
Был такой многосерийный художественный фильм — «Огненные дороги» (1977-1984г). Очень неплохой фильм. Странно, что вы не знаете о нём))
Светлана[Цитировать]
В многосерийном художественном фильме «Огненные дороги» нет НИКАКИХ сведений о жене и сыне, точнее — об их судьбе после гибели поэта.
Надежда[Цитировать]
Надежда, я тоже задалась вопросом, а где же дети Хамзы. Ведь от русской жены у него тоже был ребенок.
Тамара[Цитировать]
Андрей, прошлое Узбекского народа не начиналась в 19 веке, истории Узбекского народа исчеслятся нескольками тысячами лет. А Хамза был хорошим деятелем культуры своей эпохи но не лучшим, из за него Узбекский народ на потеряль большую часть своей культуры, были растреляны и отправлены в ГУЛАГ лучшие сыновья своей родины, одним словом он был пропагандистом большевизма, противником религии, за это не только нужно переименовывать все объекты названные его именем, но еще я бы убрал с учебных програм его творчество
Абдуллах[Цитировать]
Касалми сан, Абдуллах ? Нет, ты просто обычный национал-шовинист.
Ильдар[Цитировать]
Точно касал — «прошлое Узбекского народа не начиналась в 19 веке, истории Узбекского народа исчеслятся нескольками тысячами лет.» Вероятно родословную от Тешикташского мальчика ведёт.
ANV[Цитировать]
История САМОНАЗВАНИЯ народа — узбек — начинается с Шейбани-хана. По ОФИЦИАЛЬНОЙ версии истории — именно он привел кочевых узбеков с подножия алтайских гор в Мавераннахр. Но, довелось читать документы из Госархива — в одном из них (сводка происшествий на жел. дороге, фонд НКПС), читаю — гражданин по национальности — сарт. Дата документа 1934-й год. Какой вывод нужно сделать? Так что ни о каких тысячах лет даже звука быть не может. Как и, например, о 2200-тии Ташкента. P.S. Вся история переврана настолько, что мне, профессиональному историку, уже давно не хочется читать исторические труды. Уж лучше Фоменко и Носовского — все интереснее.
Светослав[Цитировать]
«…Поэты ходят пятками по лезвию ножа
И ранят в кровь свои босые души…»В. Высоцкий.@
В 30 лет (!!!) был убит (забросан камнями) мужчинами
кишлака Шахимардан после того, как организовал 8 марта праздник,
в ходе которого 23 женщины кишлака сбросили паранджу.
#1961 год. Режиссёр Загид Сабитов > художественный кинофильм «Хамза» .
Главная роль = узбекский актёр Алим Ходжаев.
#1977—1984 год. Режиссёр Шухрат Аббасов > 17-серийный
художественный телевизионный фильм «Огненные дороги».
Главная роль = узбекский актёр Ульмас Алиходжаев.
* Оба фильма «Узбекфильм» по одноимённой пьесе Камиля Яшена.
P.S.Наши родные жили в Фергане. Когда мы презжали к ним в гости,
то они всегда возили нас в Шахимардан — там был большой базар
где дёшево можно было купить импортные пальто, плащи и обувь.
Был и на мемориале Хамзы > пил чистую воду из горной речки.
Там справа тот утёс, где закончилась его жизнь
> слева лестница на вершину, где Мавзолей.
Вначале Музей >много исторических фотографий,
на ВСЕХ фото его семьи (где жена и дети) окурками выжжены глаза.
Осталось впечатление тихого ужаса…
На фото : Алим Ходжаев в фильме «Хамза».
ЛеНиН[Цитировать]
Те кто сделал «такое» с фотографиями ничем не отличаются от тех, кто издеваются над памятниками героям Великой Отечественной Войны, которые отдали свои жизни ради того, чтобы мы жили, а те кто намеренно предавал забвению и стирал память о великом узбекском поэте Хамзе Хакимзадэ Ниязи, сами были духовно нищими, серыми и жалкими людьми, которые из себя ничего не представляли, да и «таких» никто помнить не будет. А театры будут продолжать ставить спектакли, а в школах и ВУЗах будут изучать наследие Хамзы, мой отец любил стихи и спектакли по мотивам произведений Хамзы. Пусть так и будет. Имя Хамзы останется надолго в нашей памяти, а невежды так и будут проживать свою никчемную жизнь. Жалко таких людей, а в общем, бог им судья.
Исламов Толиб[Цитировать]
Те кто творят насилие хотят чтобы завтра было как вчера, но оказываются в далеком прошлом среди безликих дикарей. Можно не соглашаться с поэтами, можно даже плеваться на творчество Хамзы или Вайля, но те кто поднял камень или нож как ответят на вопрос Исы-пегамбара «А сами вы без греха?»
AK[Цитировать]
Я в шоке от отношения к Ниязи в Узбекистане. Видимо, он, скорее , по происхождению таджик. В Таджикистане его никогда не считали узбеком. Там отношение к нему — достойное
Jelpek[Цитировать]