В поисках потерянного… История Разное

О книге Фредерика Старра «Lost Enlightenment»
Anhor.uz представляет статью доктора исторических наук, профессора Эльёра Каримова.  Материал представляет интерес тем, что знакомит читателя с книгой известного исследователя Центральной Азии, политического советника и аналитика, работавшего при трёх американских президентах, основателя ряда важнейших американских исследовательских институтов Фредерика Старра. Данное исследование авторитетного американского автора осталось вне внимания научной общественности Узбекистана. Не было ни научных семинаров, ни дискуссий в среде университетских преподавателей. Будем верить, что реформы в сфере образования и науки, начатые главой Узбекистана, помогут обрести тот уровень просвещения, о котором рассказывается в книге, ведь утраченное — восстановить невозможно, потерянное – ещё можно найти.

В 2007 году я получил возможность провести исследования в Институте им. Дж. Кеннана / The Kennan Institute. В отличие от многих заведений подобного типа, этот Институт является довольно необычным исследовательским учреждением. Изначально деятельность Института была направлена на сближение мира науки и мира политики, выполняла задачу сделать, проводимые тут исследования, достоянием общественности и интегрировать эти новые исследования в политическую сферу. Для этого Институт Кеннана приглашал ученых и государственных деятелей для совместного обсуждения политических, социальных и экономических аспектов жизни различных стран с учетом исторического контекста. Именно этот аспект делал эти обсуждения наиболее продуктивными и давал большой практический эффект.

Будучи в стенах этого Института, я неожиданно получил приглашение от профессора Фредерика Старра выступить с лекцией в Институте Центральной Азии и Кавказа Университета Джона Хопкинса. В тот момент я ещё плохо знал профессора Старра и сказал, что мне надо поговорить в Кеннане и спросить разрешения, так как я в Вашингтоне по приглашению этого института. На что получил удивительный ответ: «Наверное, там не будут против. Всё-таки я один из создателей этого Института». Ошеломлённый услышанным, я обратился к истории Института Кеннана и обнаружил, что он возник в декабре 1974 г. по инициативе посла Джорджа Ф. Кеннана, Джеймса Биллингтона, возглавлявшего в то время Центр Вудро Вильсона и историка С. Фредерика Старра.

Так я познакомился с проф. Фредериком Старром (S. Frederick Starr), директором и основателем Института Центральной Азии и Кавказа при Университете им. Джона Хопкинса (США). Фредерик Старр является одним из известнейших американских экспертов по России и Евразии. Он работал советником по России и Евразии при трех президентах США. Был председателем группы, созданной правительством США для изучения проблем центрально-азиатского региона.

Фредерик Старр не только учёный, но также известный джазовый музыкант-кларнетист. В 1980 году, работая в колледже Тулейна, Старр организовал джазовый ансамбль под названием Louisiana Repertory Jazz Ensemble, в котором сам играл на кларнете. Этот ансамбль получил известность не только в США, но и в Европе. Его репертуар состоит из стандартов классического новоорлеанского джаза 1930-х годов.
Для меня же самым ярким впечатлением от нашей встречи был момент, когда проф. Старр рассказал мне о том, что пишет книгу о Центральной Азии. Он показал комнату, заваленную материалами для будущей книги – был собран колоссальный объём информации. А через несколько лет проф. Старр подарил мне экземпляр тогда ещё только что вышедшей книги «Lost Enlightenment. Central Asia’s Golden Age from the Arab Conquest to Tamerlane» (Потерянное Просвещение. Золотой век Средней Азии от арабского завоевания до Тамерлана).

Вопреки вынесенным в заголовок словам — книга полна надежд, оптимизма и новых, порой неожиданных, идей. Возможно, именно из-за этого, не смотря на то, что с момента её выхода прошло уже несколько лет, эффект от публикации этой книги не только сохранился до настоящего времени, но ещё продолжает периодически будоражить научную общественность.

Например, недавно появилась весьма дискуссионная статья Девина ДеВиза, профессора Университета Индианы (США), где, в связи с книгой Фредерика Старра упоминается о недостаточном изучении того периода центрально-азиатской истории, который предшествовал появлению джадидизма и джадидского движения. Вот только проблема в том, что в истории даже самих джадидов белых пятен предостаточно и исследования истории джадидизма до сих пор страдают от бесполезных дискуссий и бессмысленных требований изучать тот или этот не самый значительный аспект движения. Такие заявления, как правило, делаются людьми не являющимися прямыми специалистами в данной области и их требования подчас  основываются более на эмоциональном восприятии проблемы, нежели на конкретных исторических фактах.

К слову сказать, эта ситуация порождается присутствием в освещении истории джадидов многих лакун и неполнотой общей исторической картины. Не говоря уже о предшествующем периоде истории, о котором упоминает в своей статье Девин ДеВиз. Таким образом, ещё рано ставить точку в исследованиях истории как джадидского движения, так и его предтечи в 19 веке, и следует продолжать изучение данной проблемы. Именно об этом и заставляет размышлять книга Фредерика Старра, а рецензия профессора ДеВиза в очередной раз подчеркнула тот продолжительный интерес, который существует по отношению к этой книге.

В своей поразительной, хорошо иллюстрированной книге Фредерик Старр рассказывает захватывающую, но, главное, в значительной степени неизвестную неискушенному западному читателю историю средневекового просвещения в Центральной Азии.

В аннотации к книге на сайте популярного и крупнейшего в мире интернет магазина Амазон отмечено: «Постольку поскольку почти все эти люди писали на арабском языке, они долгое время считались арабами. Фактически, они были выходцами из Центральной Азии, её персоязычных и тюркских регионов».

В качестве примеров автор приводит богатые событиями жизнеописания величайших представителей своего времени, оставивших своим потомкам настолько колоссальное наследие,  что мы пользуемся им по сегодняшний день. Таким образом, выстраивается удивительный мост из далёкого прошлого в современный мир.

Профессор Старр рассказывает о том, как в период между 800 и 1200 годами Центральная Азия была мировым лидером в торгово-экономическом развитии, лидировала по уровню развития городской цивилизации, совершенству своего искусства и, прежде всего, в плане просвещения и науки.

Представители Центральной Азии совершили уникальные прорывы в астрономии, математике, геологии, медицине, химии, музыке, социальных науках, философии и теологии. Представители региона дали имя алгебре, с беспрецедентной точностью вычислили диаметр земли, написали книги, позже определившие облик европейской медицины, предсказали существование Северной и Южной Америки — за пять столетий до Колумба, и представили миру величайших поэтов. «Никогда ещё в истории в одном месте и в одно время не появлялось более впечатляющей группы учёных-энциклопедистов» — это цитата взята из многочисленных рецензий и аннотаций на книгу Фредерика Старра. Возможно для людей профессионально занимающихся исследованиями данных вопросов или интересующимися  ими, эта информация более или менее известная, но для читателя западного — для него многое в книге профессора Старра является просто откровением.

Но, главное, в книге Фредерика Старра есть и то, что является откровением и для нас самих. Это, по сути, и есть наше «потерянное просвещение». Описывая удивительные достижения этого периода, автор пытается объяснить как причины этого удивительного взлёта, так  и исследует различные теории о причинах его кризиса и конца.

К сожалению, в определённой степени многочисленные дискуссии вокруг книги профессора Старра, равно как и сама книга, остались вне активного поля зрения узбекской научной общественности и данная информация направлена на то, чтобы несколько восполнить этот пробел.
Подводя итог, хочется лишь отметить, что существует несколько вариантов перевода этой книги, например «Утраченное просвещение». Но, как я уже упомянул выше, книга, описывая читателю все перипетии сложнейшего пути, который прошла Центральной Азии в своём развитии, тем не менее, даёт надежду на разрешение проблем, которые когда-то встали перед данным регионом на этом пути и во многом сохраняются и поныне. Как правило, утраченное — восстановить невозможно, потерянное – ещё можно найти. Книга как раз и даёт надежду на то, что мы ещё можем вновь обрести то величие, которое оставили нам наши предки и найти потерянное – наше «потерянное просвещение». 

Источник

4 комментария

  • Константин ташкентский:

    Главное, что они прививают молодежи, это горячую любовь и глубочайшую преданность Соединённым Штатам Америки.
    Гнать их от сюда надо, как можно быстрее и как можно дальше.

      [Цитировать]

    • ЛеНиН:

      Константин ташкентский:
      Гнать их от сюда надо, как можно быстрее и как можно дальше.

      » Ничего не меняется, если ничего не менять. »
      20 лет назад, когда (в родном городе!) мне сказали
      такие же обидные слова, пришёл домой,
      собрал чемодан и уехал в НИКУДА…
      P.S. Всех 58 человек ??? Вы погонщик? М.Е.Салтыков-Щедрин:
      «…У нас бы не только яблоки съели, а и ветки-то бы все обломали!..»
      Идиоты вообще очень опасны, и даже не потому, что они непременно злы,
      а потому, что они чужды всяким соображениям и всегда идут напролом,
      как будто дорога, на которой они очутились, принадлежит им одним.»

        [Цитировать]

  • Константин ташкентский:

    История.
    Один Учитель отмечает свой юбилей. На юбилей приглашен его ученик, с которым у Учителя всегда были очень плохие отношения. Слово для поздравления предоставили ученику.
    — Все вы знаете, что у нас с Учителем были сложные отношения, но я бесконечно благодарен Учителю за то, что он спас мне жизнь. Как-то, поздно вечером, я шёл по улице. На меня напали три бандита, повалили на землю и стали жестоко избивать. И тут я чувствую, что сейчас они забьют меня до смерти. Но, в этом по момент, появится Учитель и грозно говорит им: «Хватит!». Они испугались его грозного слова и убежали. Вот так он спас мне жизнь! Спасибо, Учитель!

    Это, примерно, такие же Учителя. А наиболее известный их ученик — Михаил Саакашвили. Выгнали, от сюда, команду Сороса и, по крайней мере, один государственный переворот предотвратили.

      [Цитировать]

  • ЛеНиН:

    Вы хотите вести дискуссию в обсуждении спорного вопроса,
    где аргументированность сильна БЕЗ перехода на {какие либо} Личности
    .
    Разве плохо??? (тут Ваша фраза): «Главное,
    что они прививают молодежи, это горячую любовь и глубочайшую преданность…»
    /это ‘пустые’ красивые слова про «ничто» c утверждением главенства/
    Разрешите продолжить » In my humble opinion «> к Истории своей Родины
    .
    Далее разговор будет без амбиций, с обязательно-обоюдном Уважением двух {и более} сторон.
    Если согласны=давайте побеседуем! «В поисках потерянного…»
    P.S. Анекдот.
    Вступительный экзамен . Студент -«ноль на массу», ничего не знает.
    Проф видит такое дело и говорит:
    — Давай, один простой вопрос и если правильно ответишь — поступаешь !
    Студент радостно кивает.
    — Сколько лампочек в этой комнате?
    — Пять , быстро сосчитав радостно говорит студент.
    — Прийдешь на следующий год, — говорит проф,
    вынимая из кармана пиджака шестую лампочку.
    Прошел год .
    История повторяется и студент попадает к тому же профу.
    — Так сколько лампочек?
    — Шесть! уверенно говорит студент .
    Профессор выворачивает карманы — они пусты и берет ручку .
    — Нет, профессор. — Говорит студент, и достает из кармана шестую лампочку .

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.