Узбекский фарфор История Разное

Пишет Михаил Книжник в своём ЖЖ.

Вовремя заданный вопрос правильному человеку – известному узбекскому художнику Турсунали Каримовичу Кузиеву – вывел нас на интересную тему. Большая часть снимков и рассказов прислал Кузиев, но и я кое-что накопал. Жалко, что Ташкентского фарфорового завода в прежнем его виде и славе уже нет. МК

Турсунали Кузиев:
ТАШКЕНТСКИЙ ЗЕЛЕНЫЙ ФАРФОР.
Получил в наследство от мамы.
Обратите внимание: до стилизации рисунка «пахта-гуль» ташкентский фарфор украшали более реалистической веткой хлопчатника, гузапая, курак, листья, цветок и наконец, раскрытая коробочка –пятисферная
Гузапая – стебли хлопкового куста, курак – нераскрывшиеся коробочки. МК

Турсунали Кузиев:
ТАШКЕНТСКИЙ  ГОЛУБОЙ ФАРФОР.
Известный узбекский классический «ПАХТА-ГУЛЬ» фарфор (ляганы, косушки, чайники, талинки, пиала)  выпускались вначале совсем другим рисунком, дизайном, и в другой цветовой гамме.
Вот такими были первоначальные образцы ташкентского «пахта-гуль».
Потом уже с прибытием на ТФЗ выпускников «Мухинки», «Строгановки», ХПИ,из Харькова, профессиональная команда художников по фарфору довела стилизацию рисунка хлопковой коробочки до той, классической, которую мы привыкли видеть.

Турсунали Кузиев:
УЗБЕКСКАЯ ПИАЛА
Это путь от греков Македонского, которые принесли в Трансоксиану слово «фиала», через фабрику Кузнецова, борьбу уйгурского фарфора за Туркестан  до история и традиции Ташкентского фарфорового…

МК:
Клейма ТФЗ
60 –е годы

С 73 –го и до конца.

Ну, и за компанию, Самаркандский завод.

Турсунали Кузиев:
«ПАХТА-ГУЛЬ»
Появился кобальт, как подражание «Кузнецову».
Но хлопок пошел тогда красным.
«Кизил пахта» – красный, то есть советский хлопок.

МК:
Это уже 60-е. Нащупывание пути к «синему канону».

Турсунали Кузиев:
ПУТЬ «ПАХТА-ГУЛЬ»
от Македонского, Гарднера, Кузнецова, Песочное, Дулево, и наконец – Ташкентский фарфоровый завод.
Сколько импровизаций , стилизаций, модернизаций прошел знакомый родной для всех узбекистанцев, популярного по всем миру бренда «пахта-гуль»
В одном сервизе соседа я насчитал одиннадцать вариаций пиалушек с рисунком «пахта-гуль»! Говорит, хозяйка не послушалась свекрови, не отметила донышко пиалушки краской.  Вот и результат, вроде все пиалушки «пахта-гюль», но все – разные.
В 1953 голу построили ТФЗ. Всех «цеховиков» и наккашей — художников по росписи собрали на этот завод. Ташкентский художник по фарфору, потомственный наккаш Рауф Арипджанов выполнил в 1961 году последнюю стилизацию «пахта-гуль».
Вот уже 55 лет как весь фарфоровый мир рисует вариации рисунка на фарфоре изобретенного ташкентским наккашем Арипджановым бренда «пахта-гуль»

МК:
Коллекционная вариация.

МК: А это – в израильском рекламном ролике. Первое, о чем вспоминаешь, произнося «узбекская тарелка» – это он, «пахта-гуль».

МК:
На втором месте  по популярности «Золотой олень».

МК: еще коллекционная тарелка. Как сейчас говорят — «винтаж».

Турсунали Кузиев:
«ЧИНАР»
Не получил развитие и популярность дизайн с зелеными оттенками.
У партийной номенклатуры в кабинетах не было ничего зеленого.
Помню, как сдирали старое (досоветское) сукно со стола , оно вызывало «аллергию» у идеологического секретаря партии, которая увидела в этом цвете что-то религиозное. Поменяли на синий бархат ленинабадского производства.
Этот ‘Чинар”, производства ТФЗ, найденный Лилией Николенко, хозяйкой узбекской кухни на инете.

МК: Но кое-что зеленое все же было.Сервиз «Кук атлас». Ляган, чайник, тарелка, каса, пиалы. Мирзабаев. Самарканд 1970г. Роспись.

МК:
Сервиз «Ташкентский фарфор». Графин, тарелки, пиалы. Ташкент 1986год.Фарофор, роспись. Последние два — из экспозиции Музея прикладного искусства.

И на десерт интересная ссылка по теме.

8 комментариев

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.