Как строилось минское метро, где свадьбу отмечают целую неделю и в чем секрет счастливой семейной жизни Разное

18-01 Более 30 лет супруги Гаязовы с красивыми татарскими именами Бурганутдин и Ркия живут в белорусской столице.

В конце 1970-х глава семьи, как и сотни других опытных специалистов из Москвы, Харькова, Киева, Баку, получил направление Главка на всенародную стройку первой линии Минского метрополитена.

— Работал проходчиком в Тоннельном отряде № 1 — пробивал подземные ходы, — рассказывает Бурганутдин. — Сложными были участки в районе площади Победы, Якуба Коласа, парка Челюскинцев. Опасность подстерегала, когда шли под Свислочью: деревянные сваи от старых мостов не брали ни топоры, ни пилы. Пришлось вызывать военных. Случалось, что земля в забое сползала прямо на глазах: мягкий грунт (песок и глина) таит немало опасностей.

За строительство первой линии Минского метрополитена Бурганутдин Гаязов награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалью «Ветеран труда», носит звание «Почетный строитель».

Родом супруги из села Черки-Дюртели, что в Буинском районе Татарстана. Жили по соседству. Невесту себе Бурганутдин присмотрел, вернувшись из армии.

— Привел Ркию в дом и объ­явил женой, — улыбается глава семьи. — В тот же день привез муллу, который провел никах — мусульманский обряд бракосочетания.

— Вот такая была свадьба, — продолжает супруга. — Мама, узнав, отхлестала меня по щекам. Мне всего 19 было.

По татарским традициям праздновали свадьбу неделю: в первый день приглашали дедушек; во второй — бабушек; на третий — супружеские пары; на четвертый — друзей жениха и невесты; на пятый день торжества собралось начальство колхоза.

Свадебный стол украшали нацио­нальные блюда: домашняя лапша, беляши с рисом или гречкой, картофель с мясом, пироги со всевозможными начинками.

18-02 — Я работала дояркой, Бурганутдин на коне ездил в соседние села за керосином, маслом, соляркой. За трудодни в колхозе получали копейки, — вспоминает Ркия.

Жили молодые в доме мужа вместе с его многочисленной родней. По татарским обычаям второй сын не может уйти из семьи без разрешения отца. Последний смягчился только после того, как Бурганутдин и Ркия построили родителям новый дом.

С большими трудностями молодой супруг получил паспорт. Правдами и неправдами забрал из колхоза трудовую книжку и отправился на заработки. Ркию не отпускали, пока не вырастила и не убрала гектар сахарной свеклы.

В сентябре 1962 года глава семьи поехал работать проходчиком в Сибирь.

— Пять суток добирались на поезде до Абакана, — вспоминает он. — Затем летели на кукурузнике до Артемовска. Оттуда еще километров 300 ехали по тайге.

Трудился на строительстве дороги Абакан — Тайшет. Поначалу нелегко пришлось на новом месте. Веселее стало, когда приехала Ркия с годовалой дочкой Нуранией.

— Через пару месяцев перебрались в Белозёрск, — говорит супруга Бурганутдина. — Рабочий поселок окружали горы с белыми шапками снега. Красиво — дух захватывает! В 1965-м там родилась наша вторая дочь, Резеда.

Увидеть красоты сибирской природы малышке не удалось. Через несколько дней после ее появления на свет семья отправилась в Дагестан, где была объявлена всесоюзная стройка Чиркейской ГЭС.

На строительстве гидроэлектростанции Гаязовы задержались несколько лет. Потом Бурганутдин получил направление на работу в поселок с красивым названием Абрау-Дюрсо.

— Он недалеко от Новороссийска, — рассказывает собеседник. — В селе есть живописное озеро Абрау, а за перевалом протекает речка Дюрсо, берущая начало из четырех источников.

18-03 Бывшее царское имение славилось на весь Союз обширными виноградниками и прекрасными винами. Погреба с шампанским тянулись на многие километры.

Тоннельный отряд № 1, в котором работал глава семьи, пробивал огромные, в два этажа высотой, подвалы для вин и шампанского.

Из Абрау-Дюрсо Гаязовы переехали в Ташкент. Впервые за десять лет семья жила не в бараке, а в собственной квартире. Бурганутдин участвовал в строительстве первой линии Ташкентского метрополитена, а в 1979-м получил направление в Минск как особо ценный специалист.

С тех пор семья обосновалась в белорусской столице. Ркия и Бурганутдин уважают здешние традиции и соблюдают свои: дома разговаривают на татарском языке, читают намаз, празднуют Новруз, Курбан-Байрам. Вместе с земляками отмечают Сабантуй, участвуют в Республиканском фестивале нацио­нальных культур. Ркия, к примеру, не раз занимала призовые места в конкурсе национальных блюд.

— Каждые два года ездим на родину, — рассказывает ее супруг. — Встречаемся с родственниками, вспоминаем родителей. У нас много друзей среди татар, башкир, русских, белорусов. Значение имеет не национальность, а сам человек.

В марте нынешнего года Гаязовы отметят изумрудную свадьбу.

За чаем с якмышем — нацио­нальными лепешками с начинкой — женщина раскрыла секрет счастливой супружеской жизни, рассказав татарскую притчу.

Старики прожили вместе 60 лет. Однажды жена заболела и велела мужу достать из шкафа небольшой сундучок. Открыв его, дедушка увидел две вязаные куклы и большую сумму денег.

«Откуда? — поинтересовался он. — Мы ведь всегда жили бедно».

«Когда сердилась на тебя, вязала кукол», — ответила супруга.

«Всего две смастерила, — обрадовался муж. — Но как в сундуке оказались деньги?»

«Выручила за куклы, которые продавала на протяжении 60 лет».

— В горечи не нужно выяснять отношения, подождите до завтра, — улыбается супруга с 55-летним стажем.

В 1977 году Тоннельный отряд № 1 начал строительство Минского метрополитена. На всенародной стройке трудились сотни опытных специалистов из Москвы, Харькова, Киева, Ташкента, Баку. Первую сваю для котлована минской подземки забили на месте будущей станции «Парк Челюскинцев». Отсюда проходчики пробивали тоннель в сторону «Московской».

С расширением строительства Тоннельный отряд № 1 реорганизовали сначала в СМУ, затем — в УП «Минскметрострой».

Лагман (рецепт от Ркии Гаязовой)

400 граммов говяжьего фарша, большая луковица, морковь, болгарский перец, соль, перец, специи по вкусу.

Обжарить в кастрюле лук, морковь, болгарский перец, затем добавить говяжий фарш. Через пару минут влить немного бульона, закрыть плотной крышкой и тушить 15-20 минут на слабом огне.

Отдельно отварить лапшу. Для настоящего лагмана лучше приготовить домашнюю, но за неимением времени фабричная тоже подойдет.

В глубокую тарелку выложить лапшу, сбоку — мясную заправку. Можно полить бульоном и присыпать зеленью.

Приятного аппетита!

13.03.2015 , , «МК»

3 комментария

  • Boris:

    После окончания строительства 1-го участка 1-ой линии Ташкетского метрополитена в Минск, на строительство метро, уехало много строителей. Первым управляющим «Минскметростроя» стал Виктор Гомзяков, который в Ташкенте был начальником СМУ-2, начальником Дирекции строящегося метрополитена (служба заказчика) был Александр Педчик, который в Ташкенте работал начальником сметно-договорного отдела треста «Ташметрострой» и т.д.

      [Цитировать]

  • Арлен:

    В группе руководящих инженеров для производства строительства в Минск поехал (и остался там) мой двоюродный дедушка — Умеров Гарий Люманович

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.